Быстрый переход к готовым работам
|
Современная политическая система: методология взаимодействия политики и праваИзучая профильную литературу по проблематике политической системы и политики, диссертант у многих исследователей практически постоянно находил упоминание о существовании тесной взаимосвязи политики и права. Значительно реже (но такие точки зрения также встречались) - о существовании тесной взаимозависимости между политической и правовой системами. Так, профессор М.Н. Марченко полагает, что такая взаимозависимость носит характер объективного фактора развития любого современного народа[1]. Действительно, у политики и права есть ряд общих свойств, например: регулятивно-направляющее воздействие на социальную жизнь и происходящие в ней процессы; властные начала; отражение в законах некоторых совпадающих требований; в значительной мере — единое поле действия и цели. Кроме того, практически вся политическая жизнь современного общества, так или иначе, оформляется и закрепляется правом. Еще в 1908 году российский философ Е.Н. Трубецкой писал: «Само государство есть по своей сути правовая организация»[2]. Взаимодействие права и политики может быть достаточно продуктивным. Однако для этого нужно уметь в различных социально-политических условиях находить оптимальный баланс между ними. Такой баланс, как правило, достигается в том случае, если политика является правовой. Сам термин «правовая политика» свидетельствует, прежде всего, о том, что оба рассматриваемых нами феномена диалектически взаимосвязаны, вектор их развития един и одновременно способствует развитию социума. При этом их формы и функции не должны противоречить друг другу, поскольку оба фе- / номена имеют социальный характер, т.е. функционируют в обществе. Так, современный исследователь В.Н. Лопатин на примере информационной безопасности России и отдельного индивида удачно показал, что «плохо, когда политика остается вне права, а право - без политики»[3]. Следовательно, они всегда должны подкреплять друг друга. Право же в таком случае есть способ легитимации и вместе с тем форма выражения и осуществления политики, а политика через институты государственной власти и принимаемые ею законы гарантирует определенную меру свободы и ответственности личности, легализует ее права и интересы. Также согласимся с мнением исследователя Т.Г. Минеевой о том, что политика вне правового поля - это реальный путь к постоянным и разнообразным конфликтам. Так, на основе изучения британской истории XV века (за этот период внутри британского общества произошло 45 вооруженных конфликтов), она делает вывод о политических махинациях, кровавых стычках, нечестных договорах, неискренних компромиссах - явившихся следствием отказа политиков и судей следовать единому правовому порядку[4]. Размышляя над различными аспектами взаимодействия политики и права, диссертант пришел к выводу о том, что, по всей видимости, можно в научных целях искусственно разделить их на повседневное взаимодействие/взаимовлияние и на сугубо теоретическое. Если на тему повседневного взаимовлияния политики и, в первую очередь, государства на право и правовую систему, написано немало научных (среди зарубежных авторов, например, отметим труды С. Йоргенсена, Н. Лумана, К. Маннгейма, П. Маттика, С. Нагеля, А. Найта, П. Сандевуара, Ф. Селзника, Р. Унгера, Ф. Хайека, Л. Фридмена, Л. Фуллера, Р. Циппелиуса, С. Шейнгольда) работ, то теоретикометодологическая проработка диалектики данного взаимодействия является, скорее всего, все же эксклюзивным исключением. Например, немецкий философ XX века К. Шмитт о повседневной взаимосвязи этих двух социальных явлений писал, что: «Государство ограничивается исключительно производством права»[5]. Однако с этим утверждением современному исследователю- политологу вряд ли можно согласиться однозначно. В то же время он полагал, что существование государства доказывает на деле свое несомненное превосходство над действием правовой нормы, так как государственное решение освобождается от любой нормативной ответственности и становится в собственном смысле слова абсолютным. Вообще, в работах К. Шмитта, пожалуй, как ни у какого другого автора, довольно подробно и обстоятельно анализируются различные стороны «политического» как феномена (в том числе и его правовые грани). По этому поводу он пишет о том, что политическое скорее появляется там и тогда, когда есть неурегулированные правом коллизии[6]. Поэтому в своей книге «Политическая теология» он специально посвящает данной проблеме целую главу под названием «Проблема суверенитета как проблема правовой формы и решения»[7]. В этой работе К. Шмитт ставит дискуссионные вопросы: «В чьей компетенции должен быть случай, для которого не предусмотрена никакая компетенция? Кто компетентен в тех случаях, когда правопорядок не дает ответа на вопрос о компетенции?»[8]. И предлагает такой вариант ответа: «Суверенен тот, кто принимает решение о чрезвычайной ситуации». При этом, полномочие прекратить действие закона - подлинно отличительный признак суверенитета.
[1] См.: Марченко М.Н. Правовые системы современного мира. М.: ИКЦ «Зерцало», 2008. С. 1-2. [2] Трубецкой Е.Н. Энциклопедия права. СПб., 1998. С. 17. [3] Лопатин В.Н. Политика и право при обеспечении информационнопсихологической безопасности // Право и политика. 2000. № 10. С. 27. [4] Подробнее см.: Минеева Т.Г. Эволюция формы правления в Англии XIV- XV вв.: Монография. М.: ИГ «Юрист», 2007. С. 61, 69-75. [5] Шмитт К. Политическая теология / Пер. с нем., закл. статья и сост. А. Филиппова. М.: КАНОН-пресс-Ц, 2000. С. 40. [6] Например, когда не решены вопросы суверенитета (то есть кроме высшей власти некому принимать решения), то тогда возникает потребность в политическом нормировании. [7] См.: Шмитт К. Политическая теология / Пер. с нем., закл. статья и сост. А. Филиппова. М.: КАНОН-пресс-Ц, 2000. С. 30-56. [8] Там же. С. 22.
Вся работа доступна по <a href= " http://mydisser.com/ru/catalog/view/31516.html " target="_blank">Ссылке</a> </p> |
|