Быстрый переход к готовым работам
|
Генезис российской политической системы в советский и постсоветский периодыОб особенностях политической системы нашей страны в последние годы XX - начале XXI века издано немало книг, написано[1] диссертаций и специальных научных статей. Например, поисковая система Rambler в Интернете показала более 180 тысяч источников по теме «политическая система России», что свидетельствует, с одной стороны, о довольно высоком интересе к ней посетителей русскоязычной части всемирной сети Интернет. С другой же стороны, такое повышенное внимание к политической системе наглядно демонстрирует ее несомненно важное значение и существенную роль в жизни всего российского социума. При этом одни авторы рассматривают политическую систему российского общества с учетом действий политической власти в целом: например, через призму укрепления российской государственности и развитие вертикали политической власти1 или в контексте электорального процесса[2]. Другие ученые анализируют политическую систему с приоритетным уклоном в действия какой-либо одной из ветвей власти (чаще всего, исполнительной ветви власти)[3]. Также немало за последние годы появилось научно-теоретических работ, в которых политические системы рассматриваются в региональном измерении[4]. В связи с этим вначале нашего анализа остановимся, прежде всего, на нерешенных проблемах советской политической системы, проявляющихся в России в настоящее время и оказывающих значительное влияние на развитие российского общества. Например, известно: идея о том, что социалистическая демократия - это управление всего народа, реализовывалась в нашей стране преимущественно через механизм Советов (хотя В.И. Ленин некоторое время в своих трудах писал об идеале в виде системы коммун, которые должны были образовываться из выбранных всеобщим избирательным правом городских руководителей[5]). Но те основные формы и институты, через которые народ оказался поголовно вовлеченным в процесс управления, в итоге привели не к отмиранию государства (по марксистскому учению), а к его усилению и отчуждению от народа[6]. Фактически с первых же лет своего существования советская форма организации власти столкнулась с серьезными трудностями при выполнении возложенных на нее задач по выработке законов и осуществлению контроля за деятельностью исполнительных органов. Первоначальная, рожденная творчеством масс, идея представительства рабочих, крестьян и солдат в Советах имела очень большое значение для бывшей империи и монархии, давая возможность представителям народа (из так называемых «низов») высказывать свои суждения по тем или иным жизненно важным социальным вопросам. Во всяком случае, видимо, можно предполагать, что именно таким был первоначальный ленинский замысел. Он считал, что чем более всенародным станет управление государством и само выполнение функций государственной власти, тем дальше продвинется процесс отмирания государства и тем меньше надобности станет в этой власти[7]. Тем не менее, практически сразу после 1917 года представители всех слоев общества олицетворяли общую волю народа, выраженную через «своих депутатов» Советов различного уровня, которые (являясь одновременно представителями новой власти) узаконивали первые, кардинальные для нового политического строя решения. На начальном этапе становления политической системы Советы выглядели в определенном смысле как органы прямой демократии, где представители всех классов через наказы избирателей выявляли волю народа. Однако в дальнейшем, и это важно подчеркнуть особо, состоялся постепенный отход от первоначальных замыслов в сторону представительной формы организации высших органов государственной власти. Представительство это было необходимо для обеспечения в основном «технического» формирования общей воли, а вовсе не для установления представительной демократии, при которой представители различных интересов гражданского общества избираются в органы власти и профессионально занимаются своим делом. На практике же из-за того, что принцип прямой демократии был реализован в сочетании с принципом формально-представительной демократии, законодательная власть так и не состоялась как самостоятельная и эффективная ветвь новой государственной власти. Все же при этом заметим, что законодательная власть в СССР, являясь по формальному признаку представительной властью (согласно положений всех советских Конституций), таковой фактически не была. Например, партийные органы заранее определяли «разнарядку» основных категорий граждан, которые затем попадали в списки на утверждение. В итоге фактически все институты власти в СССР работали под контролем партийных органов. В результате этого не получилось ни прямой демократии (то есть, действительной возможности у граждан непосредственно участвовать в формировании общей воли и ее реализации при принятии законодательных решений), ни нормальной системы представительной демократии (так как представитель народа во власти оказывался, в сущности, лишенным какой-либо политической самостоятельности). В сложившейся политической системе депутат стал выступать всего лишь в роли некоего своеобразного (формально избираемого, но на деле назначаемого) посредника, который через наказы на том или ином уровне власти передает волю своих избирателей «в другие вышестоящие инстанции». Но фактически у него не было никаких механизмов или рычагов, позволяющих решать насущные потребности граждан, либо что-либо требовать от властных структур того или иного уровня. Поэтому в советской политической системе для подобного представителя-делегата не нашлось самостоятельного места, а законодательная власть в нашей стране не превратилась в сферу профессиональной деятельности. В сложившихся советских условиях законодательные органы превратились в своеобразные «референдумы депутатов», а реальная государственная власть оказалась в руках исполнительных органов, никем не выбираемых и подотчетных по ряду вопросов только партийным организациям. В итоге всего этого выразителем интересов и воли всех граждан фактически стал выступать государственный аппарат (метко названный номенклатурой[8]). Как раз несменяемость элит и высшей власти, как известно, является тем критерием, который фактически позволяет утверждать о близости понятий «элита» и «номенклатура» применительно к условиям нашей страны. Ведь в большинстве так называемых западных стран политическая элита имеет постоянную связь со всеми социальными институтами, функционирующими автономно от власти и ее механизмов. Советская же и российская элиты - это люди, назначенные на влиятельные позиции начальством, зависимые от власти и подчиняющиеся ей[9]. В итоге этого администрирование и бюрократизация, активно распространяемые от имени политического руководства советского государства, поглотили самостоятельные и творческие ростки инициативы на всех уровнях общественного организма: от политики — до управления самым маленьким коллективом. Так, важно подчеркнуть, что И.В. Сталин представлял себе даже политическое управление по преимуществу как управление аппаратное. Довольно известны слова, сказанные им в 1920 году: «...страной управляют на деле не те, которые выбирают своих делегатов в парламенты при буржуазном порядке или на съезды Советов при советских порядках. Нет. Страной управляют фактически те, которые овладели на деле исполнительными аппаратами государства, которые руководят этими аппаратами»[10]. Тем самым политический руководитель довольно четко и конкретно определил, что основной объем государственной власти сосредоточен у власти исполнительной и должен быть сосредоточен у нее. Предельно четко, на наш взгляд, суть советской управленческой системы охарактеризовал современный исследователь A.B. Клименко, утверждая, что политики ставят бюрократии цели не «извне» (то есть, от имени общества), а «изнутри» (от начальника к подчиненному)[11]. Держалась же вся система управления в СССР в основном на политическом контроле, который осуществляли несколько социально- политических институтов - партия и спецслужбы. Доминирующей формой деятельности органов государственной власти являлось администрирование. Обращает на себя также внимание и следующая особенность становления политической системы советского общества. В 1920-е годы, когда партия держала курс на оживление деятельности Советов и расширение демократии, партийное руководство осуществлялось через членов партии, работавших в тех или иных учреждениях, через коммунистические фракции Советов и общественных организаций. В итоге партийные органы постепенно усвоили стиль прямого и непосредственного «командования» Советами, профсоюзами, комсомолом, а также исполнительными органами власти. Причем главное в этом процессе состояло в политическом господстве КПСС, что впоследствии нашло свое юридическое закрепление в Конституции СССР. [1] См., например: Титаренко В.А. О развитии федерализма и реалиях социально-политического процесса в субъекте Российской Федерации // Социальногуманитарные знания. 2003. № 4. С. 32-44. [2] См., например: Бирюков С.В., Мельниченко Е.В. Электоральный процесс и становление региональных политических режимов (на примере Кемеровской области) // Вестник МГУ. Серия 18 «Социология и политология». 2002. № 1. С. 32-56. [3] Подробнее см.: Коровина С.В. Политико-административные системы исполнительной власти: модели функционирования, тенденции развития (ком [4] Например, см,: Храмушин В.В. Взаимодействие ветвей власти на региональном уровне: Дис. ... канд. полит, наук. Саратов, 1997. [5] См. об этом: Ленин В.И. Государство и революция // Теория насилия (Философский бестселлер). М.: Алгоритм, 2007. С. 33. [6] См.: Восленский М. Номенклатура. М.: Захаров, 2005. С. 312-313. [7] См.: Ленин В.И. Государство и революция // Теория насилия (Философский бестселлер). М.: Алгоритм, 2007. С. 34. [8] См.: Восленский М.Н. Номенклатура. М.: Захаров, 2005. С. 110-175. [9] См. об этом: Гудков Л.Д., Дубин Б.В. Иллюзия модернизации: российская бюрократия в роли «элиты» //Pro et Contra. 2007. № 3. C. 77. [10] Сталин И.В. Собрание сочинений. М.: Политиздат, 1947. Т. 13. С. 134. [11] Клименко A.B. Контракт между политической и исполнительной властью — веление времени // Проблемы современного государственного управления в России: Материалы научного семинара. М.: Научная книга, 2006. С. 93.
Вся работа доступна по <a href= " http://mydisser.com/ru/catalog/view/31516.html " target="_blank">Ссылке</a> </p> |
|