Быстрый переход к готовым работам
|
Представительная власть как связующее звено меяаду обществом и государствомВ начале этого параграфа, прежде всего, сформулируем авторскую гипотезу, суть которой заключается в анализе и доказательстве следующей отечественной политической традиции: в нашей стране государственная власть фактически так и не стала разделенной (хотя в 2006 году исполнилось 100 лет первой российской Конституции и также 100 лет начала работы первой Государственной думы). Полагаем, далеко не случайно академик Ю.С. Пивоваров из ИНИОН РАН по этому поводу пишет, что «... русская социокультурная общность является властецентричной, а сама власть основной субстанцией нашего бытования. При этом власть сохранила свой насильственный характер»[1]. Анализируя профильный материал, можно констатировать, что фактически абсолютное большинство российских исследователей приходят к выводу о том, что властецентричности российского общества в целом и отдельных его элементов[2]. Следовательно, абсолютно властецентричной должна являться и отечественная политическая система. В то же время, если государственная власть в тех или иных социумах может быть выстроена вертикально (а некоторые исследователи даже специально анализируют: где власть вертикальнее?[3]), то для политической системы такое «строение» даже в принципе теоретически не приемлемо. Это объясняется тем, что в тоталитарных и авторитарных социумах т.н. «политические системы» являются моносистемами, поэтому власть не заинтересована в разнообразных и эффективных политических институтах (госвласть практически поглощает все остальные подсистемы общества: духовную, социальную, экономическую[4]). В таких социумах вся общественная жизнь (в том числе и политическая) становится практически полностью зависимой от государства, им же она контролируется и фактически не дает ей развиваться самостоятельно. Современная система представительной власти в нашей стране была в немалой степени заложена в советский период и детерминирована ленинскими идеями. Известно, что сущностными признаками ленинского учения о государстве являются: отмирание государства и классовый подход, а отсюда - логическая ликвидация разделения властей, институциональное соединение всех государственных функций в Советах, становящихся «работающими корпорациями» (выражение К. Маркса при его анализе опыта Парижской коммуны, использованное впоследствии В.И. Лениным[5]). Так появилась идея полновластия Советов, противоречащая доктрине разделения властей. Идея отказа от парламентаризма и замены его полновластием Советов в наиболее полном виде была сформулирована В.И. Лениным в работе «Государство и революция» (сентябрь 1917 г.), и попытки ее реализации начались сразу же после свершения Октябрьской революции. Уже зимой 1918 г., когда обнаружилось, что большевики потерпели поражение на выборах в Учредительное собрание, «вождь мирового пролетариата» окончательно порвал с остатками «буржуазной демократии». В проекте декрета о роспуске «учредилки» он писал: «Для социалистической революции необходимы не так называемые «общенародные» учреждения буржуазного парламентаризма, а классовые учреждения трудящихся и эксплуатируемых масс»[6], под которыми понимались Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Именно в них он видел исключительное средство для отказа от платного аппарата, заменяемого «поголовным участием масс в управлении». На VII экстренном Съезде РКП(б) В.И. Ленин разъяснял, что: «Советская власть есть новый тип государства без бюрократии, без полиции, без постоянной армии, с заменой буржуазного демократизма новой демократией - демократией, которая выдвигает авангард трудящихся масс, делая из них и законодателя, и исполнителя, и военную охрану, и создает аппарат, который может перевоспитать массы»[7]. На том же Съезде среди основных пунктов программы ближайших мероприятий им провозглашалось следующее: «Уничтожение парламентаризма (как отделение законодательной работы от исполнительной); соединение законодательной и исполнительной государственной работы. Слияние управления с законодательством»[8]. Полагаем не лишним будет констатировать, что именно так всё и было сделано впоследствии в нашей стране. Однако при этом многие исследователи отмечают, что «...сегодня постсоветская система приобрела законченные формы, даже в мелочах во многом повторяющие советские»[9]. Поэтому, как пишет, например, в своей статье профессор Л.Е. Бляхер, «... даже при наличии в нашей стране минимума демократических институтов налицо вторжения власти в приватную сферу, нарушение принципа разделения властей и, главное, отсутствие эффективного механизма поддержания легитимно принятых норм, принуждения к исполнению законов»[10]. Фактически, постсоветская политическая система во многом выступает как прототип советской. Это, казалось бы, довольно банальное для отечественного научного дискурса, утверждение, позволяет внимательнее исследовать не только, а может быть и не столько, теоретические конструкции, содержание и механизмы функционирования политической системы, но и искать некоторые соединительные каналы/элементы между государственной властью и обществом. При этом полагаем, что именно соединительные звенья между государством и современным социумом составляют основное содержание современной политической системы и определяют ее специфику. В качестве таковых звеньев во многих странах мира в настоящее время рассматривается представительная (но вовсе не законодательная) власть. Поэтому в данном параграфе диссертант планирует проанализировать место и роль представительной власти в политической системе современного российского общества. Представительная власть обычно определяется как совокупность полномочий, делегированных народом (его частью) своим выборным представителям, объединенным в специальном коллегиальном учреждении (парламенте, муниципальном совете), на строго определенный срок, а также совокупность самих представительных органов власти. Понятие представительной власти характеризует не столько функциональное назначение, сколько природу власти, способ ее осуществления. Кроме того, представительная власть помимо нормотворческих заключает в себе контрольные, а иногда распорядительные и иные полномочия. Характер представительной власти во многом определяется видом (принципом) представительства[11]. [1] Пивоваров Ю.С. Русская политическая традиция и современность. М.: ИНИОН РАН, 2006. С. 252. [2] См.: там же. [3] Низамов Е. Где власть вертикальнее //Коммерсантъ Власть. 2008, 10 марта. [4] См., например: Работяжев Н.В. Политическая система тоталитаризма: сравнительный анализ (на примере нацистской Германии и СССР): Автореф. дис. ... канд. полит, наук. М., 1996. С. 12, 18-19. [5] См.: Ленин В.И. Государство и революция // Полн. собр. соч. М.: Политиздат, 1972. Т. 33. С. 46. [6] Ленин В.И. Проект декрета о роспуске Учредительного собрания // Полн. собр. соч. М.: Политиздат, 1972. Т. 35. С. 232. [7] Ленин В.И. Седьмой экстренный съезд РКП (б) // Полн. собр. соч. М.: Политиздат, 1972. Т. 36. С. 51. [8] Там же. С. 72. [10] Бляхер Л.Е. Властные игры в кризисном социуме: преобразование российской институциональной структуры // Политические исследования. 2003. № 1.С. 63.
Вся работа доступна по <a href= " http://mydisser.com/ru/catalog/view/31516.html " target="_blank">Ссылке</a> </p> |
|