Быстрый переход к готовым работам
|
Радиообмен как подъязык специальной коммуникацииВ системе национального языка возможно выделить такую экзистенциальную форму национального языка, которая используется в специальной сфере общественных отношений, обслуживая речевое общение круга лиц, ограниченного определенной профессиональной деятельностью. В нашей работе нас интересует та форма языка, которая обслуживает общение определенного коллектива, объединенного по принципу единства профессиональной деятельности при выполнении им производственных обязанностей. Развитие современной науки, техники, технологий привело к возникновению таких специализированных сфер деятельности человека, а значит и специализированных сфер общения, которые требуют формирования специальных языков для обслуживания этой области социальной жизни. Практическая необходимость — вот основная движущая сила возникновения таких языков, обслуживающих специализированные, часто узкоспециализированные, области человеческой деятельности. Такие языки создаются по мере того, как развивается нуждающаяся в них отрасль науки, техники, технологии, управления, обслуживания и функционируют в пределах определенного языкового коллектива. Специфика сфер коммуникации предъявляет особые требования
к использованию лексических и грамматических средств языка, построению V* предложений и структуре самого высказывания. Все это подчинено одной це ли - максимальному удовлетворению коммуникативных потребностей в данной сфере профессионального общения. Под профессиональным общением мы понимаем языковое общение представителей одной профессиональной группы в ситуации, которая связана с непосредственным выполнением ими профессиональных или служебных обязанностей. Профессиональное общение направлено на достижение определенной цели, реализация которой лежит в основе сотрудничества участии- г ков профессиональной коммуникации. Вариант языка, обеспечивающий общение в специфических коммуникативных сферах, в работах различных авторов получил различные названия: профессиональный язык (Г.В.Колшанский), профессиональный диалект (Л.В.Успенский), технолект (В.И.Карасик), язык для специальных целей (В.М.Лейчик), подъязык (М.Я.Цвиллинг), язык сферы специальных коммуникаций, специолект (Р.Г.Котов, С.Е. Никитина, Н.В.Васильева), подъязык, су- 1 бъязык, специальный язык (В.П.Коровушкин), специальный подъязык (Л.П.Крысин). Отсутствие принципиальных различий в значении данных терминов позволяет использовать их как синонимы. В нашей работе мы будем пользоваться термином “подъязык”, понимая под этим “совокупность фонетических, грамматических и лексических средств национального языка, обслуживающих речевое общение определенного социума, характеризующегося единством профессионально- * корпоративной деятельности своих индивидов и соответствующей системой специальных понятий” [Коровушкин 2002:173]. Подъязык радиообмена, следовательно, можно рассматривать как совокупность фонетических, грамматических и лексических единиц языка, обслуживающую речевое общение участников воздушного движения (авиадиспетчера и летчика) вовремя выполнения полета и представленную в диалогах пилот - авиадиспетчер.
Среди условий, необходимых для возникновения языка, обслуживающего определенную сферу общественных отношений, обычно отмечают: 1) наличие некоторой специально важной сферы деятельности или знаний; 2) достаточно большой объем информации, обрабатываемой в этой сфере; 3) возможность выявления специфики на различных, если не на всех уровнях изучения языка [Лейчик 1986:33]. Подъязыки специальных сфер коммуникации, по мнению исследователей, существенно отличаются от языка сферы массовой и индивидуальной коммуникации [Котов, Никитина, Васильева 1988:18]. Основное отличие таких языков наблюдается на уровне лексики, т.к. потребность адекватно и точно обеспечить передачу информации предполагает употребление большого количества терминов, общенаучных и узкоспециальных. Что касается фонетической и грамматической систем таких языков, то “это соответствующие системы национального языка, обеспечивающие его нормативное функционирование и понимание как в обществе в целом, так и в конкретном социуме” [Коровушкин 2002:173]. Вся работа доступна по <a href= " http://mydisser.com/ru/catalog/view/31592.html " target="_blank">Ссылке</a> </p> |
|