Быстрый переход к готовым работам
|
Основные подходы к выделению функциональных стилейВ системе языка возможно выделение как самостоятельных, экзистенциальных форм языка, так и форм, которые не являются самостоятельными. К числу последних относят функциональные стили [Туманян1985: 4]. Начало изучения функционально - стилистической дифференциации языка было положено участниками Пражского лингвистического кружка, которые рассматривали язык как систему, связанную с действительностью. По мнению Д.Н. Шмелева “именно ими впервые было со всей четкостью сформулировано положение о связи функций языка и «форм их реализации»” [Шмелев 1977:14]. Отмечая зависимость речевой деятельности от внелингвистической реальности, авторы “Тезисов Пражского лингвистического кружка” выделяли “функцию общения” и “поэтическую функцию” речевой деятельности [Тезисы Пражского лингвистического кружка 1967:25]. Несмотря на большое внимание, которое уделялось разработке вопроса функционально-стилистической дифференциации языка, данная проблема остается актуальной и не решенной однозначно. Обращает на себя внимание неоднозначность самого понятия “стиль”, разное количество выделяемых функциональных стилей, разнообразные классификации и критерии выделения этих стилей. Однако существование функциональных стилей как “безусловной и объективной языковой реальности“ [Наер 1981:4] признается всеми учеными. В языкознании известны различные классификации функциональных стилей в зависимости оттого, что является основой для выделения разновидностей речи. Существует классификация стилей в зависимости от функций языка. Определяя понятие “стиль” теорией функций языка, В.В. Виноградов разграничивает следующие стили: обиходно-бытовой (функция общения), обиходно-деловой, официально-документальный, научный (функция сообщения), публицистический, художественно-беллетристический (функция воздействия) [Виноградов 1963:6]. Этому же принципу следует и Д.Э.Розенталь, предлагая выделять “разговорный стиль (функция общения), научный и официально-деловой (функция сообщения), публицистический и литературнохудожественный (функция воздействия)” [Розенталь 1979:22]. Однако такая классификация функциональных стилей, по мнению исследователей, имеет определенные недостатки. Во-первых, одной функции языка соответствует несколько стилей, во-вторых, функции языка находятся в постоянном взаимодействии, каждое высказывание выполняет одновременно несколько функций, т.к. в каждом высказывании всегда присутствует функция общения как основная функция языка. Известна классификация стилей в соответствии со сферами деятельности, которые обслуживает язык. Такое свойство языка, как полифункциональность, позволяет использовать язык для обслуживания различных сфер деятельности человеческого общества, и именно сфера употребления языка накладывает отпечаток на выбор и употребление языковых средств. “Существование различных сфер, условий и задач общения вызывает к жизни различные формы функционирования языка. ... Эти различные формы функционирования языка постоянно взаимодействуют и переплетаются между собой” [Пиотровский 2003:385]. В зависимости от участников общения, его задач, целей и условий человек изменяет свою речь, делает ее соответствующей определенной сфере общения. “Понятие функционально-стилистических разновидностей языка отражает реальный факт социально-обусловленного функционирования языка в разных сферах человеческого общения ’’[Шмелев 1977:9]. Языковое общение обеспечивает жизнь общества и является основой коллективного опыта познания мира и созидания благ. Общение в определенной сфере жизни требует от участников коммуникации осуществление отбора языковых средств и особой организации речи для максимально полного достижения целей этого общения. Особенности отбора и организации языковых средств для обслуживания определенной сферы речевой деятельности зависят от экстралингвисти- ческих факторов, которые действуют в этой сфере. Сфера общения, по мнению В.И. Карасика, это внешняя обстановка, которая включает в себя место, время и соответствующие им способы ролевого поведения участников общения, а классификация этих сфер подразумевает выделение таких фрагментов действительности, которые определяют специфическое поведение коммуникантов. Автор выделяет “исходную” и “институциональную” сферы общения. Исходная коммуникативная сфера — это домашняя обстановка, которая включает общение с близкими и друзьями дома и вне его, а институциональная сфера - это общение в рамках социально-фиксированных институтов. Если системы способов общения в данной институциональной сфере достаточно разнообразны, внутри нее возможно выделение жанровых подвидов [Карасик 1997:141-154].
Вся работа доступна по <a href= " http://mydisser.com/ru/catalog/view/31592.html " target="_blank">Ссылке</a> </p> |
|