Быстрый переход к готовым работам
|
Общие характеристики диалогической речиПо мнению исследователей (М.М.Бахтин, Л.В.Щерба, Л.П. Якубин- ский), диалогическая форма речи является наиболее естественной, наиболее простой и классической по сравнению с монологической формой речи. Языковое взаимодействие “по существу стремится избежать односторонности, хочет быть двусторонним, диалогичным и бежит от монолога” [Якубинский 1986:32]. “Диалогическая речь - форма (тип) речи, состоящая из обмена высказываниями — репликами, на языковой состав которых влияет непосредственное восприятие, активизирующие роль адресата в речевой деятельности адресанта.” [ЛЭС 1990:153]. Повышенный интерес исследователей к диалогической речи объясняется тем, что “речь как действие со всем спектром возможных для нее коммуникативных целей воплощена в диалоге” [Арутюнова, Па- дучева 1985:25]. В основе конструирования диалога лежат определенные правила, нормы, законы. Согласно принципу Кооперации, выдвинутого Г.П. Грайсом, для успешности общения необходимо строить его в соответствии с принятой целью и направленностью диалога. Соблюдение определенных правил, или максим ведения разговора (максимы количества, качества, отношения, манеры речи), означают выполнения этого принципа [Грайс 1985:222]. Среди других принципов конструирования диалогической речи исследователи отмечают принцип взаимодействия, предполагающий активное участие собеседников в построении диалога, принцип воздействия, так как именно воздействие предполагает взаимодействие коммуникантов, принцип ком - муникативно- прагматического доминирования, принцип коммуникативной достаточности, принцип опережения [Михайлов 1969:30-33]. Кроме универсальных принципов построения диалога, речевая коммуникация регулируется сферой общения (производственная, бытовая, пр.), для каждой из которой характерны свои нормы, ритуалы, речевые стереотипы, допустимые темы общения, речевые стратегии. Каждое высказывание в диалоге адресуется собеседнику. Реплицирова- ние, т.е. чередование участия в диалоге собеседников, происходит либо в порядке смены реплик, либо в порядке прерывания реплики собеседника. В диалоге, если только он не обречен на провал, существует четкая взаимосвязь и взаимодействие реплик, которая является основой целостность текста. Отмечая особенности диалогической речи, Л.ПЯкубинский подчеркивает особое значение общности апперцепционной базы для успешного общения собеседников и выделяет такие особенности диалог, как речевой автоматизм и шаблонные речевые взаимодействия [Якубинский 1986:36-52]. К особенностям диалогической речи можно отнести ее тесную связь с ситуацией общения. Неполнота внешнего выражения, “возможность недоска- зания, неполного высказывания, ненужность мобилизации всех тех слов, которые должны были бы быть мобилизованы для обнаружения того же мыслительного комплекса в условиях монологической речи” [Пм<1:36] подчеркивает зависимость диалога от ситуации общения. Связь диалогической речи с ситуацией, с одной стороны, позволяет использовать принцип экономии языковых средств, а с другой - правильно декодировать полученную информацию, опираясь на знание ситуации, потому, что “обстановка есть один из факторов восприятия речи” [йй<1:49]. В зависимости от условий общения диалоги можно разделить на контактные и дистантные, например воздушные радиопереговоры. В контактном диалоге коммуниканты, располагая слуховым и зрительным каналами общения, пользуются как вербальными, так и невербальных средствами. Такие средства, как мимика, поза, жесты, взгляд в контактном диалоге иногда выполняют функцию целой фразы и помогают более точно понять собеседника. В дистантных диалогах, имеющих только один канал связи, слуховой, основная нагрузка ложится на тщательный отбор языковых средств и их правильную, т.е. соответствующую условиям и целям коммуникации, организацию.
Вся работа доступна по <a href= " http://mydisser.com/ru/catalog/view/31592.html " target="_blank">Ссылке</a> </p> |
|