Быстрый переход к готовым работам
|
0собенности диалогического общения пилот-авиадиспетчерВоздушный диалог пилот - авиадиспетчер можно рассматривать как речевое общение в сфере профессиональной деятельности, причем деятельности, ограниченной рамками определенной ситуации. Коммуникация пилот- авиадиспетчер является видовой разновидностью интрапрофессионального общения, схему которого можно представить следующим образом: специалист (в определенной ситуации профессионального общения) - специалист (в определенной ситуации профессионального общения). Общение пилот-авиадиспетчер можно рассматривать как информационно-руководящее. С одной стороны, участники диалога используют речевое общение для передачи сообщений, обмениваясь полетной информацией, для того, чтобы авиадиспетчер мог успешно руководить полетом, а пилот - успешно его выполнить. С другой стороны, обладая необходимой информацией, авиадиспетчер руководит действиями летчика, отдавая приказы. И, хотя передачу сообщений уже можно рассматривать как средство “управления деятельностью собеседника” [Оптимиз. 1990:9], основную функцию управления выполняют волюнтативные высказывания авиадиспетчера. Общение пилот-авиадиспетчер можно рассматривать как деловое косвенное, так как в процессе такого общения происходит обмен информацией, предполагающий “достижение определенного результата, решения конкретной проблемы или реализацию определенной цели” в условиях, когда между партнерами существует пространственно - временная дистанция [Бороздина 2002:58]. Воздушные диалоги являются примером такого речевого взаимодействия,
в котором достижение промежуточных, иногда не совпадающих целей, стоящих перед участниками коммуникации, служит достижению конечной цели, общей для собеседников, а именно, обеспечение безопасности воздушного движения. Речевое общение земля-воздух носит процедурный характер, так как обслуживает повторяющиеся ситуации, в которых последовательность и содержание действий участников не могут быть изменены. Как все действия участников воздушного движения подчинены строгим правилам, так и их речевое общение в процессе выполнения этих действий в высшей степени конвенционально. В такой ситуации говорящий “крайне ограничен в свободе выбора содержания и формы высказывания, порядке следования определенных высказываний”, и “отступление от строгой процедуры ведет к коммуникативному сбою” [Гудков 1997:29]. Личностные характеристики участников диалога в таком общении отходят на второй план. Статусные отношения участников диалога ярко выражены: авиадиспетчер руководит действиями пилота, пилот не имеет право на изменение ситуации без разрешения, либо одобрения со стороны авиадиспетчера. Речевое взаимодействие пилот-авиадиспетчер начинается с момента запроса пилотом разрешения на вылет и заканчивается в момент остановки двигателей в аэропорту назначения. В этом случае, участников диалога можно определить следующим образом: пилот, основной целью речевого общения которого является успешное выполнение полета и авиадиспетчер, выходящий на связь с единственной целью - обеспечить максимальную безопасность этого полета.
Вся работа доступна по <a href= " http://mydisser.com/ru/catalog/view/31592.html " target="_blank">Ссылке</a> </p> |
|