Быстрый переход к готовым работам
|
Изучение роли и места информационной технологии в повышении эффективности тактико-специальной подготовки курсантовТактико-специальная подготовка является одним из профилирующих специальных предметов в подготовке выпускника вуза МВД России к действиям в особых условиях. Она представляет собой слабо формализованную область знаний. Это обусловлено тем, что большинство реальных профессиональных задач крайне сложны для формализации в силу их многомерности и многосвязности, а также невозможности проведения прямых измерений, отсутствия наблюдаемости наиболее значимых параметров, усугубленных крайне высоким уровнем априорной неопределенности [69]. Восполнить данный пробел может применение технологического подхода к процессу тактико-специальной подготовки, гарантирующего достижение поставленных целей обучения. Оперативная обратная связь, которая пронизывает весь учебный процесс, является основой последовательной ориентации тактико-специальной подготовки курсантов на цели. Цели обучения определяют успешность процесса обучения. Поэтому их содержание, конкретная формулировка являются важнейшим шагом в информационнотехнологическом конструировании процесса тактико-специальной подготовки курсантов [49,78]. Разработка технологии обучения (читай информационной технологии) не является целью данного исследования, однако, для выявления роли и места информационной технологии в повышении эффективности тактикоспециальной подготовки курсантов необходимо ввести ряд определений, отражённых дефинициями (понятиями) в многочисленных исследованиях педагогических технологий. Наиболее значительный вклад, на наш взгляд, в характеристику педагогической технологии (технологии обучения и воспитания), а также её двух разновидностей: общих технологий обучения и воспитания и частных технологий обучения внесли психолого-педагогические исследования Ю.К. Бабанского, A.B. Барабанщикова, В.П. Беспалько, П.Я. Гальперина, Н.Ф. Гейжан, В.В. Давыдова, А.Т. Иваницкого, В.В. Карпова, Б.Ф. Кваши, A.A. Кочи- на, В.Я. Кикотя, Н.В. Кузьминой, Е.И. Машбица, Я.Н. Мусина, B.C. Олейникова, АА. Реан, И.А. Скопылатова, В.Я. Слепова, A.B. Стремоухова, Н.Ф. Талызиной, А.Б. Трофимова, В.И. Хальзова, А.Г. Шестакова, Я.Я. Юрченко, В.А. Якунина [14, 16, 23, 41,40,44, 52, 66, 78, 97, 80, 81, 128, 147, 170, 83, 190, 200, 204, 211,222, 234, 103, 236,241]. Педагогическая технология реализуется в технологических процессах Технологический процесс представляет собой определённую систему технологических единиц, сориентированных на конкретный педагогический результат. В дидактике технологическими процессами будут являться, например, система форм, методов, приёмов и средств тактико-специальной подготовки курсантов; организация практических занятий по тактико-специальной подготовке для отработки умений и навыков грамотного решения тактикоспециальных задач или анализа управленческих ситуаций и другие. На основании вышеизложенного, а также анализа, проведенного во 2-ом параграфе исследования, определяем, что информационные технологии относятся к частным технологиям обучения (к частным технологиям обучения также относятся: технология проблемного обучения, технология рейтингового контроля, технология программированного обучения и другие) [49, С.201]. Профессор В.А. Фетисов предлагает следующее определение информационных технологий (ИТ): «под информационными технологиями понимается система методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска и обработки информации (независимо от её природы), современная база реализации информационных технологий - вычислительная техника и средства телекоммуникаций» [216, С.43]. А.В. Бородавко, А.Н. Плотивенков предлагают определение передовых педагогических информационных технологий, как: «совокупности программно-аппаратных средств, направленных на решение финансово-экономических и кадровых вопросов, вопросов материально- технического обеспечения и планирования, вопросов организации и развития научных исследований с целью решения основной задачи - обеспечения учебного процесса» [29]. В этих определениях, на наш взгляд, явно прослеживаются попытки оставить за информационными технологиями только роль обеспечивающих (инструментарий по обработке информации). Педагогическая практика диссертанта, анализ литературы свидетельствуют о том, что сегодня такие попытки оказываются несостоятельными и достаточно сильно показывают недооценку роли и места информационных технологий в повышении эффективности обучения, в частности тактико-специальной подготовки курсантов. Выделим некоторые положения, на которые в ходе изучения роли и места информационных технологий в повышении эффективности тактикоспециальной подготовки курсантов смогли бы опираться. Нововведение - суть процесс, то есть переход некоторой системы из одного состояния в другое. Это такое целенаправленное изменение, которое вносит в педагогический процесс новые относительно стабильные элементы. Нововведение в конечном счёте выступает как форма управляемого развития. Инновация - это латинское слово, обозначающее в переводе на русский язык «новообразование», «новшество», новое явление, конкретно, в педагогическом процессе. Педагогические инновации в тактико-специальной подготовке курсантов являются содержательной основой её развития. Эффективность процесса тактико-специальной подготовки курсантов - имеется в виду его результативность, получение в ходе его осуществления нужного результата, достижение цели. Однако, процесс может быть эффективен, но не действенен. Под действенностью надо понимать не просто получение в ходе осуществления процесса результата, а получение продуктивного результата, т е. такого результата, который обязательно используется в другом процессе, в другом действии, кроме данного. Например, можно осуществить глубокий всесторонний анализ итогов тактико-специальной подготовки курсантов за семестр обучения. Вскрыть причины недостатков педагогического процесса. Но если результаты такого анализа не будут положены в основу целеполагания и планирования работы преподавателей кафедры на следующий семестр обучения, то результат анализа не будет продуктивным, действенным. Качество продуктивности, действенности того или иного процесса, деятельности, действия формируется следующим процессом или действием, в котором будет использован результат предыдущего. Замечание: продуктивность методической работы на кафедре определяется использованием преподавателем её результатов в практике тактикоспециальной подготовки. Результативность методической работы зависит от её диагностического характера. Оптимальный результат - это наилучший результат, достигнутый при минимально необходимых затратах времени и усилий с учётом реальных возможностей личности или коллектива, осуществляющих какую-либо конкретную деятельность. Педагогический мониторинг - это система организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за её состоянием и прогнозированием её развития. Исходя из тематики нашего исследования мы будем рассматривать также и воздействие процесса тактико-специальной подготовки на личность курсанта. То есть объектом наблюдения является курсант и то, какое воздействие на него оказывает процесс тактико-специальной подготовки на основе информационных технологий. Небольшое замечание, выявившееся в преподавательской работе диссертанта: тактико-специальные знания, умения и навыки курсантов необходимо рассматривать не в отрыве от развития личности, а как инструменты её развития. Анализируя их, надо обязательно прослеживать связи преемственности. Готовые дефиниции, а также сформулированные самим диссертантом суждения, определения и выводы в их причинно-следственных связях и зависимостях, касающиеся таких понятий как «готовность», «подготовленность», «критерии», «показатели», «качество», «надёжность», «информация», «данные», «деятельность», «действие», «операция», «задача» и др. отражены в последующих главах исследования.
Вся работа доступна по <a href= " http://mydisser.com/ru/catalog/view/31593.html " target="_blank">Ссылке</a> </p> |
|