Быстрый переход к готовым работам
|
Категория нормы в обучающей деятельностиВ задачу технологии любой деятельности входит получение полной и адекватной информации о закономерностях её функционирования и регуляция функционирования. Собранная и переработанная информация о закономерностях любого вида деятельности трансформируется в систему норм, правил и предписаний, которые регулируют, направляют и совершенствуют эту деятельность (73). Как считает П.Г.Щедровицкий, сама норма в деятельности весьма относительна: нормальной будет всякая деятельность, приводящая к результатам, соответствующим намеченным целям; следовательно, процессуальное устройство, операционный состав и многие другие компоненты деятельности остаются за рамками "нормирования" и не могут подвергаться прямому оцениванию. Согласно взглядам П.Г.Щедровиц- кого, деятельность может быть признана "квалифицированной" или "неквалифицированной" только при учете исторических процессов изменения и трансформации всей системы деятельности, при анализе зоны ближайшего развития деятельности, при сопоставлении единичной деятельности с тенденциями развития совокупной общественной деятельности людей (175). Однако, деятельность людей в той или иной мере всегда нормативна, регулируется некоторой системой предписаний, правил. Каждая норма - есть ни что иное, как общепризнанное в определённой социальной среде правило, совокупность требований, регулирующих поведение людей и все иные формы и виды человеческой деятельности. Нормы - это правила действия, предписывающие субъекту, как именно он должен действовать, что конкретно делать в познавательной и практической сфере, чтобы добиться желаемых результатов. В самом общем смысле слова нормативная регуляция означает, что индивиду или группе в целом предписывается, задаётся определенный - должный - вид поведения, его форма, тот или иной способ достижения цели, реализация намерений, задаётся должная форма и характер отношений и взаимодействия. Понимание деятельности в таком аспекте даёт ответ на вопрос, как действует субъект, какие способы, процедуры и операции в их системе ( и в каком порядке) применяет он для достижения стоящей перед ним той или иной цели. Деятельность тем самым регулируется системой правил, норм, которые представляют собой знания об объективной действительности в том их "срезе", что они есть знания о системах действий и деятельности(73). "Эти знания являются продуктами рефлексии субъекта в отношении самого себя, своего так или иначе заданного отношения к внешнему миру" (34,с.7).Вот почему, на наш взгляд, специальной задачей педагогической теории профессионально-педагогической деятельности по утверждению Гинецинского В.И. является её "нормативная концептуализация"(34), которую мы стремились осуществить в процессе нашего исследования, так как преподаватели всегда могут рефлексировать и актуально осознавать качество преподавания как цель своей деятельности. Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/302186.html |
|