У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Эволюционное развитие бюджетного процесса в России

В общенаучном толковании эволюционный процесс определяется как длительное и направленное изменение какого-либо явления или объекта. Н.Д. Кондратьев под эволюционными, или необратимыми, процессами понимает «изменения, которые ... протекают в определенном, одном и том же направлении»[1]. Н.Д. Кондратьев также отмечает, что, определяя некоторые динамические процессы как эволюционные, нельзя исключать возможности установления общих закономерностей этих процессов. Эволюционный процесс неповторяем «лишь в том смысле, что он, имея определенное направление, не может иметь двух или более звеньев, стоящих на одном и том же уровне или находящихся в одном и том же состоянии»[2].

С учетом этих позиций можно определить эволюционное развитие бюджетного процесса как обусловленный изменением социально- экономических, политических, правовых, исторических факторов переход к новым уровням организации бюджетного процесса, который направлен на достижение состояния финансово-правовой стабильности и повышение бюджетного потенциала государства.

Эволюцию не следует рассматривать как изменения любого свойства явления, происходящие с течением времени, хотя в общефилософском смысле в этом и заключается суть эволюции. Для исследователя, желающего качественно оценить эволюционные изменения и изучить механизмы, с помощью которых они происходят, такое определение не вполне конкретно. Безусловно, не всякое изменение с течением времени есть эволюция. Такое понимание не дает никакого представления о масштабах времени, в котором происходят изменения.

Конкретность подхода к эволюционному понятию происходящих процессов требует точности и систематизации, в первую очередь, понятийного аппарата исследования, с помощью которого становится возможным описание связей, отношений между элементами происходящих процессов, их свойств, позволяющих идентифицировать их в окружающем правовом пространстве[3].

Поэтому прежде чем перейти к исследованию эволюционного развития бюджетного процесса в России обратимся к эволюции ключевого, на наш взгляд, понятия «бюджет».

Бюджет как историческая категория появился с отделением государственной казны от средств главы государства. «Бюджет не является институтом, присущим государству на всех стадиях его развития, бюджет появляется тогда, когда государство в свою финансовою деятельность вводит плановое начало - составляет смету доходов и расходов на определенный

40

период» .

Бюджет во все времена являлся, по словам Г.Б. Поляка, «зеркалом государства, барометром его экономического, социального состояния и политического положения»[4].

«Существование государства без бюджета кажется сейчас столь же немыслимым, как без правительства и территорий»[5].

«Исходным пунктом было то положение, что налог подлежит одобрению со стороны представителей налогоплательщиков. После того как это положение было усвоено, а это далось с немалым трудом - представители налогоплательщиков стали доказывать, что право вотирования налогов включает в себя право наблюдения за расходованием собранных средств ....

Затем они добились признания за ними права обсуждения всех доходов и расходов без исключения. И, наконец, они завоевали себе право регулярно вотировать доходы и расходы государства»[6].

В конце XVIII - начале XIX века практически все государства Европы уже имели свои бюджеты, в которых были предусмотрены доходы и расходы на текущий год. Необходимо отметить, что во многих странах мира (Англия, Франция, Россия) первые бюджеты были строго засекречены. Так, во Франции в 70-х годах XIX века существовали законы, согласно которым запрещалось обсуждать финансовою деятельность государства, разглашение сведений о бюджете каралось смертной казнью.

Бюджет (от англ. budget) - старинное нормандское слово (bougette, может быть, от латинского bulga) и означает кожаный мешок. В таком мешке (или портфеле) в старину в английский парламент вносились акты, касающиеся государственной росписи[7].

Определение понятия «бюджет» претерпевало изменения и являлось предметом изучения представителями науки финансового права в различные периоды существования государства.

Так, Ф. Нити рассматривал бюджет как роспись доходов и расходов, акт, содержащий предварительное одобрение государственных доходов и расходов[8].

И.Х. Озеров отмечал, что с XIX века начинается быстрое развитие идеи бюджета от частноправовой, чисто-хозяйственной сметы короля до идеи о высшем законодательном акте, точно обозначающем все статьи расходов и приходов государства и имеющем связующее для правительства значение в сфере финансового хозяйства. И далее И.Х. Озеров определяет бюджет как «план ведения государственного хозяйства на данный период времени»[9].

С.И. Иловайский рассматривал бюджет как роспись (смету) доходов и расходов, то есть финансовый план государства на предстоящий период, при этом считал, что в каждом явлении главным является не форма, а его содержание[10].

Гастон Жез утверждал, что не всякая таблица расходов и доходов представляет бюджет. Особенностью бюджета является предвидение, перечисление и сопоставление доходов и расходов на предстоящий промежуток времени. Этим бюджет отличается от: а) баланса; б) от средних чисел доходов и расходов за ряд лет; в) от отчета[11]. Баланс - это таблица пассива и актива государства в данный момент, цель баланса - это констатирование составных элементов государственного имущества, это - инвентарь, бюджет же - это финансовая программа, план деятельности.

 


[1] Кондратьев Н.Д. Проблемы экономической динамики // Редкол. Абалкин Л.И. (отв. ред.) и др. М.: Экономика, 1989. С. 58.

[2] Там же. С. 59.

[3] Более подробно см.: Придачук М.П. Бюджетный процесс в Российской Федерации: эволюционное развитие и качество управления: Дис. ... докт. экон. наук. Волгоград.. 2006. С. 26.

[4] Поляк Г.Б. Бюджетная система России. М., 1990.

[5] Советское финансовое право / Под ред. Ровинского Е.А., М.. 1978. С. 75.

[6] Жез Г. Общая теория бюджета. М.. 1930. С. 18.

[7] Лебедев В.А. Финансовое право: Золотые страницы финансового права России. Том 2. М., Статут. 2002. С. 170.

[8] Штейн Л. Финансовая наука: Государственное хозяйство. Спб.. 1885.

[9] Озеров И.Х. Основы финансовой науки. М.. 1908. С. 1.

[10] Иловайский С.И. Учебник финансового права. М.. 1912. С. 40.

[11] Жез Г. Общая теория бюджета. М., 1930. С. 16.

 

Вся работа доступна по <a href=

"  http://mydisser.com/ru/catalog/view/21536.html   " target="_blank">Ссылке</a>

</p>

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.