У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Правовые основы современного бюджетного процесса Соединенных Штатов Америки

Современный бюджетный процесс в Соединенных Штатах Америки имеет более чем восьмидесятилетнюю историю. На протяжении всей истории своего становления и развития бюджетный процесс Соединенных Штатов Америки неоднократно подвергался воздействиям различного рода реформ и претерпевал существенные изменения.

В XXI век Соединенные Штаты Америки вступили с рекордными для всей американской истории профицитами федерального бюджета. Благоприятная ситуация в динамике показателей государственных финансов на фоне представлений о том, что американское общество и экономика в целом развиваются в правильном направлении, предопределили и положительное отношение ученых и политиков к действующему с 1974 года бюджетному законодательству Соединенных Штатов Америки, которое, по общему мнению, «выдержало испытанием временем»[1].

Нормативные акты, определяющие основы бюджетного процесса в Соединенных Штатах Америки, достаточно разработаны.

Американский бюджетный процесс в его сегодняшнем виде ведет историю с 1921 года. Именно в этом году был принят важнейший и основополагающий нормативный акт в области бюджетного процесса Соединенных Штатов Америки: Закон «О бюджете и отчетности 1921 года» (Budget and Accounting Act) (далее - Закон 1921 года)[2].

До принятия Закона 1921 года единственным источником нормативного регулирования бюджетного процесса была Конституция

Соединенных Штатов Америки. Однако Основной закон государства, и это является его основной (в сфере регулирования бюджетно-финансовых отношений) отличительной особенностью, не содержит указания о финансовых полномочиях Президента Соединенных Штатов Америки и о его возможностях по выдвижению и реализации финансовых инициатив. По замыслу авторов американской Конституции, законодательный орган власти должен был формировать бюджет и контролировать его исполнение, а исполнительная власть - претворять бюджетный документ в жизнь.

В соответствии с Конституцией Соединенных Штатов Америки только Конгресс имеет право устанавливать и взимать налоги, пошлины, сборы и акцизы, причем все пошлины, сборы и акцизы должны быть единообразными на всей территории Соединенных Штатов Америки. Никакие денежные выдачи Казначейства не могут производиться иначе, как согласно установленным законом назначениям[3].

Тем самым конституционно провозглашается верховенство законодательной власти в американском бюджетном процессе. В политическом лексиконе американских законодателей конституционные основы бюджетной политики получили название «право кошелька», которое иногда даже трактуется как исключительное право Конгресса Соединенных Штатов Америки распоряжаться финансами страны.

Закон 1921 года внес существенные изменения в данную практику, впервые в истории бюджетного процесса Соединенных Штатов Америки нормативно закрепив полномочия органов исполнительной власти и ее главы - Президента - в области бюджетного процесса. Так, в соответствии с данным законом на Президента Соединенных Штатов Америки возложена обязанность ежегодно готовить и представлять в Конгресс проект бюджета, где были бы обобщены заявки всех ведомств на ассигнования и указаны источники финансирования необходимых расходов. При этом Конгресс

 

сохранял право контроля над финансовой деятельностью исполнительной власти. Таким образом, с принятием Закона 1921 года исполнительная власть получила инициативу в бюджетных вопросах.

На этот же период приходится создание самого значимого органа исполнительной власти Соединенных Штатов Америки - Бюджетного бюро, преобразованного впоследствии в Административно-бюджетное управление Президента Соединенных Штатов Америки (далее - АБУ).

В 1939 году Бюджетное бюро было выведено из состава Министерства финансов Соединенных Штатов Америки                                                                   и стало полностью

самостоятельным органом исполнительной                      власти, подчиненным

исключительно Президенту. Руководитель Бюджетного бюро непосредственно назначался Президентом Соединенных Штатов Америки без последующего утверждения его Сенатом. Таким образом, Директор АБУ автоматически становился ставленником Президента[4].

АБУ стало центральным звеном бюджетного аппарата в бюджетной сфере. Конгресс, обладающий правом высшего контроля в бюджетно- финансовой сфере, закрепленным в Конституции, на практике лишился всех этих полномочий[5]. Все основные права и инициативы в бюджетной сфере постепенно перешли к исполнительной власти[6].

Однако с течением времени Конгресс стал предпринимать шаги на пути ограничения власти исполнительных органов в области бюджетного процесса. Результатом этой деятельности явилось принятие в 1974 году Закона «О контроле за бюджетом и замораживанием фондов» (Congressional Budget and Impoundment Act) (далее - Закон 1974 года)[7]. Принятие названного закона приравнивалось к проведению бюджетной реформы.

Бюджетная реформа 1974 года была обусловлена многими факторами, в том числе и резким ухудшением экономического положения Соединенных Штатов Америки в тот период. На стороне причин сугубо бюджетного плана главную роль сыграли злоупотребления средствами федерального бюджета главой исполнительной власти, ставшие логическим следствием концентрации большой власти по контролю за федеральным бюджетом в руках Президента Соединенных Штатах Америки в период после Второй мировой войны. Нарушения в основном сводились к «перепрограммированию» и «замораживанию» средств федерального бюджета. Поэтому важной составной частью Закона 1974 года стали положения о «замораживании» бюджетных средств («impoundment»), то есть об отказе главы исполнительной власти от расходования выделенных Конгрессом средств, и их «перепрограммировании», то есть перемещении ассигнований из одной программы в другую. Законодательство подтвердило право Президента на отсрочки исполнения выделенных ассигнований или на их отмену, одновременно вменив в обязанность Конгрессу тщательную проверку всех предлагаемых Президентом отсрочек и отмен.

Примечательно, что после принятия Закона 1974 года президенты довольно редко обращались к Конгрессу со специальными посланиями об отменах или отсрочках, что является интересным примером того, каким образом законодательно принятые нормы могут ограничивать порочную практику методом введения столь сложных бюрократических процедур.

Таким образом, можно сказать, что бюджетная реформа 1974 года, направленная против злоупотреблений бюджетными средствами, утвердила принцип контроля над федеральном бюджетом со стороны американского Конгресса. Закон 1974 года оформил и регламентировал всю практику пересмотра исполнительной властью бюджетных решений Конгресса, в результате чего у законодательной власти появилось эффективное средство воздействия на Президента Соединенных Штатов Америки в случае нарушения ее решений по бюджету.

 


[1] Травкина Н.М. Бюджетный процесс в Конгрессе Соединенных Штатов Америки: законодательные нормы и современные формы их реализации: Дисс. ... докт. полит, наук. М.. 2003. С. 97.

[2] См.: 1ЖЬ: www.uscode.house.gov.

[3] Конституция Соединенных Штатов Америки // Конституции зарубежных стран / Сост. Маклаков В.В. М.. 1996. С. 19,' 22.

[4] Дейкин А.И., Корнев A.B. Особенности современной организации бюджетного процесса в Соединенных Штатах Америки и проблемы принятия экономических решений в России. М., 1997. С. 13.

[5] Гочияева М.Р. Правовое регулирование подготовки проекта федерального бюджета в Российской Федерации и Соединенных Штатах Америки: сравнительно-правовое исследование: Дисс. ... канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону. 2010. С 144-145.

[6] Зарецкая СЛ.. Капранова Л.Д. Бюджетный процесс в Соединенных Штатах Америки (Обзор). М. 1996. С 23.

[7]См.: URL: www.uscode.house.gov.

Вся работа доступна по <a href=

"  http://mydisser.com/ru/catalog/view/21536.html   " target="_blank">Ссылке</a>

</p>

 

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.