У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Культурология как научная дисциплина высшей школы

Современное общество осознало, что должно стать сферой общечеловеческой культуры, и поэтому стало придавать большое значение культурным целям образования. Именно образование, а не средства массовой коммуникации, перенасыщенные коммерциализированной «массовой культурой», отрицательно воздействующей на нравственность подрастающего человека, его художественный вкус и эстетические потребности, призвано сформировать человека культуры.

Школы и вузы становятся культуротворческими мастерскими только в том случае, если они транслируют культурные нормы, ценности, традиции, различного рода образцы. Чем раньше ребенок, а затем и студент начинает усваивать образцы высокой культуры, тем надежнее он защищен от воздействия на него «культурных суррогатов». Многие педагоги, в том числе и Л.П. Буева, к недостаткам современного гуманитарного образования относят то, что «художественная культура во всем многообразии ее языков и форм практически отсутствует в образовании как необходимая составляющая, эстетическая информация, которую заключает в себе цвет, линия, форма в живописи, скульптура, архитектура, равно и нота, ритм, гармония в музыке остается для выпускника в лучшем случае умозрительной, а чаще всего вообще не входит в культурный контекст образования. Между тем с помощью этих «языков и текстов» художественной культуры формируются человеческие чувства, культивируются формы проявления и регулирования влечений, переживаний, волеизъявлений и действий» [46, с. 16].

Приоритет в характеристике культуры культурологи отдают духовному компоненту. Именно в нем следует искать точки соприкосновения образования и культуры. Человек, как известно, входит в мир культуры, постигает ее сущность в процессе образования. Поэтому можно утверждать, что образование является одним из условий воспроизводства культуры, оно помогает человеку стать личностью. Б.М. Бим-Бад и А.В.Петровский рассматривают образование с культурно­содержательной точки зрения. Оно, по утверждению педагогов, представляет собой «особый вид духовной рекапитуляции, как ее понимали Э. Лессинг и И. Гете, утверждавшие, что, двигаясь по тому же самому пути, по которому человечество достигает совершенства, через эпохи мировой культуры должен пройти каждый человек» [34, с.6]. Возрождение культурно-гуманистических традиций в школьном и вузовском образовании вызвано необходимостью скорейшего увеличения культурного потенциала общества, его гуманизации и активизации интереса школьников и студентов к учебной деятельности в вузе и школе. Современная высшая школа ставит цель - создать условия для полноценного развития способностей личности, нужных ей самой и обществу, и привить обучающемуся желание культурного совершенствования за пределами образовательных учреждений.

Так, Н.Б. Крылова полагает, что преподаватель высшей школы должен 1) транслировать культурные ценности и нормы; 2) помочь студенту сформировать его индивидуальные интересы и способности; 3) показать значимость его собственных талантов; 4) внести культурное содержание в само общение; 5) раскрыть себя как культурную личность, чтобы стимулировать культурное самоопределение студента [116, с. 14]. Вышеуказанные требования подтверждаются известным ученым В.А. Слас- тениным. По его мнению, предназначение выпускника высшего учебного

 

заведения - быть «носителем накопленных культурой человеческих ценностей, всесторонне знать национальные, культурные, исторические традиции, фольклор и язык народов, на территории республики которого он работает» [205, с.51].

Известно, что изменение социокультурной ориентации общества привело к обострению противоречий между растущими требованиями к образованности выпускника вуза и недостаточно высоким уровнем их подготовки в высших гуманитарных учебных заведениях. В связи с этим гуманитарные вузы пересмотрели систему преподавания многих дисциплин, обновили их содержание - фактически утвердили новую концепцию образования, строящуюся на основе системного, культурологического, индивидуально-личностного подхода, что должно в полной мере обеспечить формирование разносторонне развитой личности выпускника вуза.

Думается, что уже давно возникла необходимость в выпускнике вуза, обладающем высокой познавательной активностью и новым мышлением. Сама жизнь и потребности практики оказали влияние на переход гуманитарного образования на принципы гуманистической педагогики, стремящейся к объединению интересов личности и общества, ориентированной на развитие природных особенностей человека, его общекультурное, социально-нравственное и профессиональное становление.

Современная гуманистическая педагогика руководствуется не нормативно-регулятивными принципами воспитания человека, свойственными педагогике прежних лет, а культуротворческими. Она направлена на развитие свободной личности, ее индивидуализацию и самоопределение. Основная цель обучения в вузе - создание высшей культурной ценности, под которой подразумевается гуманная личность. А это означает, что процесс обучения и воспитания в вузе должен основываться на взаимодействии обеих сторон - преподавателя и студента. Поэтому процесс обучения и воспитания оказывается сложным и противоречивым. Но важно то, что преподаватель вуза обязан создать необходимые условия для саморазвития студента, которому предоставляется возможность дальнейшей активной творческой деятельности.

Гуманизация высшего гуманитарного образования предполагает его гуманитаризацию, смысл которой заключается в том, чтобы развить у студентов чувство ответственности за общезначимые ценности, способствовать мировоззренческому самоопределению студентов. Культурология - существенная составляющая гуманитарного знания, она формирует общекультурную компетентность, помогает преодолеть технократическое и узкопрофессиональное мышление, способствует целостному восприятию мира, укреплению нравственных принципов, открывает возможности разобраться в противоречиях современного мира и стать на гуманистические позиции. Культурологию и гуманистическую педагогику объединяет один объект - человек. Культурология оказывает помощь педагогике, направляя усилия на совершенствование человека, на развитие внутреннего потенциала, его гуманизацию, вносит огромный вклад в формирование личности, которая в полной мере могла бы реализовать свою индивидуальность в различных сферах жизнедеятельности, в том числе профессиональной.

В центре культурологии находится человеческая личность. Исследуя человека, она осмысливает отдельные черты его социального и духовно-нравственного облика. Средствами искусства она выявляет глубокие слои человеческой психики на разных культурно-исторических этапах и современному человеку найти способ выражения собственного «Я» Поэтому мы с уверенностью можем говорить о тесных связях между науками о человеке - психологией и педагогикой и наукой о культуре - культурологией.

Культурология - это наука и учебная дисциплина. Наука культурология находится в процессе становления, не имеет четких контуров определений. Она широко использует богатый материал различных гуманитарных наук, но идет своим путем, вырабатывая собственный язык, методы. Ее появление, по мнению Г.В. Драча, обусловлено целым рядом причин: а) потребностью в выработке такого понимания культуры, которое может надежно связать теоретические представления о ней и практическое ее воплощение во всех сферах человеческой жизни; б) необходимостью разработки такой методологии, которая обеспечит как адекватное исследование культуры частными науками, так и их предметное содержание, вытекающее из субстанционального понимания культуры;

в)    стремлением к выработке «общего знаменателя» в понимании культуры и резкого роста контактов разных культур; г) тревожным ростом рационализма, технократизма, сознанием важности гуманитарного веса для сохранения стабильности существования человека и т.д. Итак, появление культурологии было вызвано возрастанием роли культурных факторов в развитии современного общества, необходимостью исследования феномена культуры на более высоком уровне, увеличением кризисных явлений на планете. А.Е. Чучин-Русов отмечает, что культурология в своем развитии прошла четыре стадии. Сначала она существовала как наука о Разуме. Разум развивался как абстрактная категория, обладающая изначальной созидающей силой. Следующей стадией развития культурологии стала наука о цивилизации. Цивилизация рассматривалась как копилка поколений, которую заполняют человеческие творения, относящиеся к духовной и материальной сфере. Превращение культурологии в науку о человеке стало следующей стадией в ее изучении. Человек рассматривался ею на первых этапах как творение высшего разума, поэтому исследователей интересовали носители высшего разума, то есть великие личности и их деятельность. От жизнеописаний Возрождения и биографий эпохи Просвещения и через осмысление категории «историческая личность» наука о человеке пришла к понятию ординарной личности, являющейся не только созданием, но и творцом цивилизации. Четвертым звеном в цепочке становления культурологических исследований стала наука о человеческом сознании, где массовое сознание сопоставляется с развитием индивидуального сознания, а сознание личности постигается через изучение коллективного и массового сознания общества [249].

Методологической основой культурологии можно считать философию, как ей отводится главная роль в осмыслении культуры. Философы первыми попытались определить место культуры в обществе. С конца XIX века наметился путь формирования культурологии как самостоятельной науки. Базой для ее становления стали многие науки - антропология, этнография, искусствоведение и т.д. В XX веке появились многочисленные культурологические идеи, школы, концепции. Они представлены такими известными именами как 3. Фрейд, А.Тойнби, X. Ортега- и- Гассет, К. Леви-Стросс и др. Культурологи условно выделяют четыре направления в культурологии, отличающиеся друг от друга разной трактовкой феномена культуры: общественно-историческое, натуралистическое, социологическое, структурно-символическое.

Вся работа доступна по ссылке  http://mydisser.com/ru/catalog/view/31657.html  

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.