У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Аксиологический подход к культурологическому образованию студентов гуманитарных вузов

 

Культурология рассматривает культуру как общественное явление, как необходимое условие существования человека, как продукт его творческой деятельности. Культура является творцом самого человека и его человеческих качеств. Благодаря культуре у него развиваются способности, формируется мировоззрение, потребности, обогащается духовный мир. Культура формирует, развивает, социализирует, другими словами, воспитывает человека. «Преобразуя природу и общество, следуя нормам культуры, человек изменяет свою собственную «природу». Культура становится при этом внутренним содержанием личности, «второй природой» человека», - отмечает

Э.В.Соколов [210, с.6].

Понятия «культура» и «личность» взаимосвязаны. С одной стороны, от человека зависит, какую культуру он создает, а с другой, - каждая культура формирует определенный тип личности, соответствующий сложившимся в обществе взглядам, представлениям, нормам, ценностям. В личности интегрируются социальные, культурные, психологические компоненты. Человек является личностью в той степени, в какой он приобщен к социокультурной жизни. До сих пор нет общепринятого определения личности. Она оказывается предметом изучения философов, психологов, педагогов, которые дают разные ее трактовки. По мнению С.Л. Рубинштейна, личность нельзя считать существом, которое просто вросло в среду, а нужно считать человеком, способным «выделить себя из окружения, для того чтобы по-новому сугубо избирательно связаться с ним..., личностью является лишь тот человек, который относится определенным образом к окружающему,

 

сознательно устанавливает это свое отношение» [194, с. 216]. К важному качеству личности С.Л. Рубинштейн относит «активное, наступательно- утверждающее» отношение к окружающему миру [194]. А.Н. Леонтьев считает личностью человека, сориентированного на общечеловеческие ценности, на благо человечества [131]. В педагогике личность понимается как носитель разнообразных и неповторимых свойств и качеств. Нам представляется весьма удачным определение личности, данное С. Смирновым. Он отмечает, что личность - это «конкретный человек, включенный в реальные социальные отношения, который на основе освоенных им достижений культуры сознательно и целенаправленно открывает или создает что-то новое в себе, природе или социальной сфере, общий ориентир, деятельность которого характеризуется позитивной направленностью» [207, с. 111]. Неповторимость личности, как указывает Э.В. Ильенков, состоит в том, «что она по-своему открывает нечто новое для всех, лучше других и полнее других, выражая суть всех других людей, своими делами раздвигая рамки наличных возможностей» [96, с. 18]. М.С. Каган выделяет потенциалы, которые характеризуют личность: аксиологический, творческий, коммуникативный и художественный. Последний определяется художественными потребностями личности и тем, как они удовлетворяются [106].

Культурологическое образование ориентировано на развитие личностных качеств, необходимых студенту гуманитарного вуза. Обладая ими, он сможет «осознать себя личностью, пробудить потребность в познании себя, жизни, мира» [243, с. 142-143].

Обращение к культуре не будет иметь фрагментального характера, если студент строит на ее основе как внеурочную, так и урочную деятельность. В этом случае в учебно-воспитательном процессе находит воплощение культурологический подход, позволяющий в максимальной степени использовать воспитательный потенциал культуры. Здесь возникает проблема - специалист без культурологической подготовки не сможет

организовать свою профессиональную деятельность так, чтобы она позволила «окунуться» в целостный мир культуры какой-либо страны или эпохи, понять и чувствовать ее. Первый шаг- это выбор историко- культурного периода, который будет интересен, понятен и полезен студентам. Затем определяется содержание и структура культурного мероприятия, к которому студенты продвигаются на протяжении обучения. Главное то, что занятия должны войти в единую систему, создающую общую картину культуры конкретной эпохи или народа. Творческий потенциал специалист реализует в создании ярких образов культуры и в стимулировании развития эмоциональной сферы посредством различных приемов и средств - музыкальных вечеров, театрализованных представлений, ролевых игр и др. Обращении у культуре, таким образом, даст студенту целостное представление о ней и мире, окажет позитивное воздействие на развитие его личности.

Подчеркивая необходимость культурологического образования студентов в гуманитарном вузе, на наш взгляд, следует выяснить роль культуры в формировании личности студента. Для этого в первую очередь нужно показать многоаспектность понятия «культура».

Известно, что в переносном слово «культура» употребил римский философ и оратор Цицерон. Говоря об обработке, о возделывании души, он имел в виду духовность человека, воспитание и развитие его умственных и творческих способностей. Постепенно это понятие вбирает в себя совокупность сформировавшихся у людей конкретного общества умений и навыков, затем истолковывается как высший результат человеческой деятельности.

В ХУП-ХУШ веках культура становится объектом изучения философов. Она оказалась в центре внимания Руссо, Дидро, Гердера, Гегеля, Шиллера, Шпенглера, Ницше и др. До XX века понятия «культура» и «цивилизация» не были разведены. Одни исследователи воспринимали культуру как синоним цивилизации, другие - как духовную область человеческой деятельности. Последние связывали ее непосредственно с человеком, заботой о нем, формированием его нравственного облика и внутреннего мира. Так, английский этнограф Э.Тайлор, первым давший определение культуры, толковал ее как совокупность знаний, искусства, морали, права, обычаев и других особенностей, присущих человеку как члену общества [219].

Европейские философы эпохи Просвещения признавали Европу центром цивилизации, считая культуру ценностью, присущей только европейцам. За образец культурного развития для любого народа они выдавали европейский образ жизни, а народы, чья культура заметно отличалась от европейской, считались некультурными, то есть варварами и дикарями. Им еще только предстоит, считали философы, пройти западный путь развития и найти, таким образом, единство с Западом.

В конце XIX - начале XX века стали развиваться такие науки, как археология, антропология, этнография, этнопсихология, а затем и социология, внесшие большой вклад в обогащение знаний о культуре и в развитее культурологии. Они утверждали мысль о множественности культур, которые, отличаясь друг от друга, являются уникальными и самобытными. В России слово «культура» впервые зафиксировано в 1846 году в «Карманном словаре иностранных слов» Н.Кириллова.

В настоящее время существуют разные подходы в изучении культуры, разные методы исследования. Самыми распространенными в определении культуры являются три подхода - деятельностный, технологический и аксиологический.

Особый интерес представляет аксиологический подход, в котором культура выступает как реализация творческого потенциала человека и способ ценностей. Аксиологическое значение культуры состоит в том, что она направлена на совершенствование человека, формирование его личности и индивидуальности.

Многообразие точек зрения в толковании культуры подтвердим на примерах определений, данных культурологами С.Н.Иконниковой,

А.И. Арнольдовым, А.А.Радугиным.

С.Н.Иконникова трактует культуру как «исторически развивающееся, сложное и многогранное общественное явление, способ освоения действительности, создание ценностей, реализации творческого потенциала человека в сфере материальной и духовной деятельности» [95, с.5]. Для А.И. Арнольдова культура - это еще и «выражение отношений между людьми и регулятор идейного и нравственного климата всего общества» [16, с. 11] А.А.Радугин вводит в толкование культуры термин «смысл», которым является отношение человека к миру. Любое явление или предмет смысл соотносит с человеком. Для человека перестает существовать то, что лишено смысла. Культура, считает А.А.Радугин, - это «универсальный способ творческой саморегуляции человека через полагание смысла, стремление утвердить смысл человеческой жизни в соотнесенности со смыслом сущего. Культура предстает перед человеком как смысловой мир, который вдохновляет людей и сплачивает их в некоторое сообщество, нацию, религиозную или профессиональную группу» [185, с. 16].

Итак, накопленный в культурологии материал позволяет рассматривать культуру в качестве процесса и результата преобразовательной деятельности человека, в качестве условия и процесса изменения и совершенствования самого человека. Важным является рассмотрение культуры как совокупности взаимодействующих культур. Под культурой подразумевают и классические образцы, и сумму знаков (в семиотическом смысле слова). Хотя нет универсального определения культуры, все исследователи этого понятия разделяют точку зрения о том, что она пронизывает всю жизнедеятельность общества, является наиважнейшим элементом бытия. Культура - это динамичная система, в основе которой лежат механизмы, выработанные на протяжении исторического развития человека и в результате его приспособления к окружающей среде, то есть в ходе

выработки традиций, включающих в себя социальное поведение и искусство. Культура имеет свойство постоянно обогащаться и обновляться. Она социальное и духовное явление. И в этом смысле наиболее приемлемым ее определением является то, которое дал А. Швейцер:      «Культура - это совокупность прогресса человека и

человечества во всех областях и направлениях при условии, что прогресс служит духовному совершенствованию индивида» [255, с. 10].

В обыденной жизни слово «культура» часто употребляется как противоположное по значению слову «бескультурье», то есть в первом случае, соотносится с духовностью, во втором - с невежеством. Культурологическая подготовка студентов не только раздвигает границы их представлений о культуре, но и решает сложные задачи становления как образованного, так и культурного специалиста. Заметим, что, употребляя выражение «культурный», каждый человек понимает его значение по-своему. Один подразумевает наличие разносторонних интересов и духовных потребностей, другой считает культурным вежливого, третий - того, кто имеет тесную связь с национальной культурой и понимает чужую и т.д.

Гегель отмечал, что «под словом «культурные люди» можно ближайшим образом понимать таких людей, которые в состоянии сделать все то, что делают другие» [63, с. 117]. Культурный человек, по мнению философа, стоит на уровне всеобщих знаний и навыков своей эпохи. По мнению А. Швейцера, культурным является человек, в любых условиях сохраняющий человечность. Наиболее полное определение, на наш взгляд, дал культуролог И.Ф. Кефели. Он относит к культурным тех, у кого «знание этических принципов, моральных норм, принятых в данном обществе, превратилось во внутреннее убеждение, вылилось в нравственное чувство. Критерием культурности, воспитанности выступает соотношение поступка проявления нравственного чувства с интересами другого человека» [125, с.9].

В.    Леонтьева разфаничивает понятия «культурный человек» и «человек культуры». Культурный человек, - указывает она, - умеет организовать индивидуальную жизнь в соответствии с преобладающими в эпохе императивными смыслами, что наиболее ярко проявляется в общении, в межличностном отношении, в поведении. А человек культуры имеет высокую степень освоения достижений «своей» культуры, устремленность к осознанному творчеству, воспроизведению духа эпохи. «Человек культуры представляет собой совокупный результат профессионального обучения и личностной работы над собой» [132, с.35].

Итак, в культурном специалисте, на наш взгляд, должны гармонично сочетаться свойства, ценимые в обществе, и индивидуальные особенности человека. Культурный специалист имеет высокий уровень духовно-нравственного развития, мышления, поведения, самокритичен, обладает культурой речи. Культурному специалисту свойственны доброта, отзывчивость, чуткость. У него должна быть в полной мере сформирована педагогическая культура. Мы придерживаемся мнения Е.В. Бондаревской, считающей этическую культуру частью общечеловеческой, «в которой с наибольшей полнотой запечатлелись духовные и материальные ценности образования и воспитания, а также способы творческой деятельности, необходимые для обслуживания исторического процесса смены поколений, социализации личности, осуществления образовательно-воспитательного процессов» [37, с.39].

Вся работа доступна по ссылке  http://mydisser.com/ru/catalog/view/31657.html  

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.