У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Анализ готовности студентов к осуществлению культурологического образования

Представление о готовности студентов к осуществлению культурологического образования складывалось у нас на протяжении ряда лет преподавательской работы в школе, а затем в институте: по качеству подготовки студентов к семинарским занятиям по предметам культурологического цикла, по степени их активности на занятиях, по содержанию рефератов, проверочных работ, докладов, по уровню заинтересованности вопросами культуры, по глубине эмоциональных переживаний при изучении шедевров мировой культуры, по итогам учебной деятельности. Но для получения количественных показателей и определения качественного соответствия требованиям, предъявляемым в настоящее время к профессиональной подготовке, в ходе опытно-экспериментальной работы мы использовали, помимо методов наблюдения, такие методы, как беседы, анкетирование, тестирование.

Эксперимент проходил в естественных условиях учебного процесса гуманитарного вуза. Он осуществлялся последовательно и включал в себя три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный. На первом этапе мы определяли самооценку готовности студентов к профессии, их отношение к культурологическим дисциплинам и культурологической подготовке в целом, выявлялись культурные интересы, потребности и художественные способности участников эксперимента. Это позволило сделать выводы о готовности студентов к культурологическому образованию. На данном этапе эксперимента также уточнялись гипотеза, задачи и методика экспериментальной работы. В констатирующем эксперименте был предложен тест, разработанный Н.С. Пряжниковым, позволяющий выявить их готовность к будущей профессии. Предварительно мы узнали, какую самооценку способностей имеет каждый из студентов - заниженную, нормальную или завышенную. С этой целью представили ряд вопросов, в которых перечислялось то или иное трудовое действие. Студенты оценивали, насколько хорошо или плохо смогли бы выполнить каждое из этих действий, используя для самооценки способностей шкалу от 0 до 10 баллов. Если действие представлялось им трудным, они ставили невысокий балл (от 0 до

5)   , если считали, что легко с ним могут справиться, то ставили высокий балл (от 5 до 10).

Полученный результат также сопоставлялся с общей для всех нормой (5- 6 баллов). Если полученный результат попадал в данную норму, то общая самооценка студента по большинству вопросов нормальная, если выше нормы - завышенная, если ниже - заниженная. Нам удалось выяснить, что из общего числа опрошенных студентов 63% имеют заниженную самооценку, 29% нормальную, 8% завышенную самооценку.

Далее мы определили готовность студентов к будущей профессии. Студенты выписали номера трудовых действий, характерных для этой профессии, и показатели значимости действий для успешной работы. Сумма всех показателей значимости равна 10, т.е. как бы 100%, что позволяет более корректно рассчитывать вероятность успешной работы в целом. Затем справа рядом с показателями значимости каждый студент вписывал те ответы (баллы самооценки), которые он ранее выставлял в своем бланке. После этого показатели значимости были перемножены на соответствующие баллы самооценок студента, а полученные результаты суммировались. У тех студентов, которые в итоге получили 85 баллов и выше, готовность считалась высокой, у тех, кто набрал более 65, но менее 86 - готовность

 

нормальная. Если студент набрал менее 65 баллов - готовность считалась низкой.

Результаты данного теста показали, что 13% опрошенных имеют высокую готовность к будущей профессии, 42% - нормальную, а 45% - не готовы к ней.

Особенно трудным для студентов оказались такие действия, как умение вести записи и переносить моральные нагрузки. Таким образом, тестирование на самооценку готовности к действиям, необходимым в будущей профессии, показало, что у многих студентов довольно низкий уровень осознания своей готовности к выбранной профессии.

Следующим шагом эксперимента данной работы было анкетирование. Мы разработали анкету с разнообразными вопросам. Система вопросов построена таким образом, что позволяла выявить увлечения студентов, художественные интересы и способности, культурные запросы и ориентацию. Каждый вопрос сопровождался несколькими вариантами ответов.

Обработка полученных данных позволила нам выявить следующие результаты. Первый вопрос анкеты: «Кого можно считать культурным человеком?» содержал шесть вариантов ответов. Они располагались в следующем порядке:

а)    имеет высшее образование; б) интересуется музыкой, литературой, искусством; в) интеллигентный; г) имеет культурологическую подготовку; д) в ком гармонично сочетаются общезначимые свойства и индивидуальные отличительные способности; е) способен к нравственному выбору в сложных ситуациях. Студентам следовало выбрать один из вариантов или написать свой ответ. Мы подсчитали количество студентов, выбравших каждый из предложенных вариантов ответа. Затем проранжировали ответы в порядке убывания количества опрошенных, оказавших им предпочтение. Однозначного ответа на этот вопрос нет, так как в культурологической науке не существует точного определения понятия «культурный человек». Хотя мнения по первому вопросу расходятся, результаты анкетного вопроса показали, что большинство опрошенных имеют правильное представление о культурном человеке.

Второй вопрос анкеты: «Что означает понятие «культурологическая подготовка?» - вызвал затруднение у студентов. Правильный ответ дали 65% от общего числа опрошенных. Некоторые не имеют правильного представления о культурологической подготовке. Так, например, одни подразумевают под ней совокупность знаний о литературе и искусстве, другие - изучение учебной дисциплины «Культурология», третьи - запас знаний о проблемах современной культуры.

Следующий вопрос был сформирован так: «В какой области художественной деятельности лежат Ваши интересы?». Можно было выбрать один или несколько видов художественной деятельности из предложенного перечня: а) литература, б) музыка, в) театр, г) кино, д) искусство. На первом месте у студентов находится эстрадная музыка, на втором - литература, третье место занимает кино, затем следует театр, искусство и классическая музыка. Многих студентов не интересует ни один из перечисленных видов художественной деятельности.

Ответы на вопрос: «Какое место в Вашей жизни занимает искусство?» - подтвердили наше предположение о том, что студенты не проявляют большого интереса к искусству. Оно занимает незначительное место в жизни 64% опрошенных. Затем мы выяснили, как часто студенты посещают театр. Часто ходят в театр 13% респондентов, редко - 80%, а 7% не посещают его вообще.

Следующие вопросы анкеты позволили выяснить, осознали ли студенты необходимость изучения культурологии и смогут ли они, по собственным оценкам, применять полученные знания в будущей практической деятельности.

Один из вопросов анкеты требовал выбрать главное, что дает изучение культурологических дисциплин. Мнения студентов разошлись. Одни считали, что изучение культурологических дисциплин позволяет осознать уникальность и своеобразие различных мировых культур, другие уверены в том, что культурологические дисциплины обогащают знания о культуре, третьи - что дают много нового и интересного об отечественном и зарубежном искусстве. Некоторых студентов они учат ориентироваться в различных культурных направлениях и течениях. Кто-то получает эстетическое наслаждение от общения с художественной культурой на занятиях.

Анкета содержала задания, требующие расставить цифры по значимости, полезности культурологической подготовки для каждого студента:

(а) расширяет кругозор;

(б) развивает эмоциональную среду;

(в) помогает понять себя и окружающих;

(г) способствует овладению профессиональной культурой;

(д) способствует выработке потребности к самообразованию и самосовершенствованию;

(е) формирует такие качества и свойства, как чуткость, внимательность;

(ж) повышает культурный уровень;

(з) помогает разобраться в современной социокультурной ситуации;

(и) способствует развитию культуры общения.

Ответы ранжировались в порядке убывания значимости, полезности, культурологической подготовки:

1)        повышает культурный уровень;

2)        расширяет кругозор;

3)        способствует развитию культуры общения;

4)        способствует овладению профессиональной культурой;

5)        развивает эмоциональную среду;

6)        помогает разобраться в современной социокультурной ситуации;

7)        формирует такие качества и свойства, как чуткость, внимательность;

8)    способствует выработке потребности к самообразованию и самосовершенствованию;

9)    помогает понять себя и окружающих.

Итак, большинство студентов считают, что культурологическая подготовка прежде всего повышает культурный уровень, расширяет кругозор и способствует развитию культуры общения.

Следующий вопрос анкеты позволил нам узнать, занимаются ли студенты художественным творчеством. Оказалось, что многие из них любят рисовать, писать стихи или рассказы, танцевать и даже сочинять музыку. Предпочтение отдают рисованию и танцам.

На последний вопрос: «Считаете ли Вы себя культурным человеком?» - нет ответили 56% респондентов. Считают себя культурными 38% студентов, а 6% смело заявляют, что не считают себя культурными.

Помимо анкеты мы разработали тест по методике А.Ф. Спирина. Его цель - диагностика отношения студентов к теории и истории культуры и к занятиям по курсам «Культурология» и «Мировая художественная культура». В тесте 15 вопросов-утверждений, последовательность которых обозначается буквами в алфавитном порядке. На каждый вопрос- утверждение имеется 5 вариантов ответов. Ответы на вопросы теста позволяют определить, имеет ли место равнодушие, или эпизодическое поверхностное любопытство, или налицо показанная заинтересованность, или развивающаяся любознательность, или складывается функциональный интерес, или достигается вершина, т.е. имеется потребность изучать культуру.

Анализ теста показал, что у большинства студентов имеется показаная заинтересованность или равнодушное отношение к культуре. У незначительного числа студентов проявляются или развивающиеся любознательность, или функциональный интерес, или же потребность к изучению теории и истории культуры.

Ориентируясь на количественные показатели констатирующего эксперимента, можно сделать выводы о готовности студентов к культурологическому образованию. В целом же студенты в своей жизни отводят незначительную роль такой важной составляющей культуры, как искусство, имеют довольно низкий уровень художественно-эстетических потребностей, мало интересуются вопросами культуры.

В процессе изучения у студентов не вырабатывается потребность общаться с произведениями художественной культуры. Интерес может быть достигнут в том случае, если обучение проводится на высоком уровне с учетом индивидуальных способностей студентов. Мы считаем, что в учебный процесс следует вводить инновационные формы и методы обучения, которые требуют от преподавателя и студентов творческого подхода к предмету, ориентируют последних на личностное и профессиональное становление, развивают художественно-творческие способности студентов.

 

 

 

Вся работа доступна по ссылке  http://mydisser.com/ru/catalog/view/31657.html  

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.