У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Терминологический анализ понятия «национальные меньшинства» как право-вой категории

Понятие нация - одно из наиболее неопределенных в современной науке. В толковом словаре русского языка понятие нация трактуется, как: 1. Исторически сло­жившаяся устойчивая общность людей, образующаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, особенностей культуры и духовного облика; 2. В некоторых сочетаниях: страна, государство (на­пример, организация объединенных наций)[1].

В социологии, этнологии существует два различных подхода к толкованию по-

20

нятия нация . Первый исходит из того, что нация - это совокупность граждан того или иного государства. В такой трактовке «национальное» означает - «государствен­ное» (например, национальные интересы = государственные интересы), национализм - любовь и уважение к своей нации, своему государству (национализм в данном кон­тексте = патриотизм). Сторонники второго подхода понимают под нацией форму эт­нической группы, представляющую собой политическую общность граждан какого- либо государства, республики или автономии в составе государства, либо общность, выражающую стремление к своему' государственно-политическому оформлению. При таком понимании нации национальное следует трактовать как этническое (например, национальные отношения, национальный вопрос).

Наличие двух различных трактовок понятия нации в последнее время нашло выражение в появлении двух новых терминов: нация-государство и нация-этнос (или этнонация). При этом одно понятие не противоречит другому. Например, в России нация-государство - это все ее граждане, россияне; этнонации - этнические группы, имеющие свои государственные образования (русские в России, якуты в Республике Саха (Якутия), чукчи в Чукотском автономном округе и т.д.).

В этом аспекте неясна сущность понятия «национальные меньшинства» или «этническое меньшинство».

В научной литературе можно встретить смешение понятия «нация» и понятия­ми «народ», «этнос»[2]. В действительности же это явления, относящиеся к разным со­циальным сферам. Сущность этнической общности наиболее ярко проявляется в эт­нических процессах: этнической ассимиляции, этнического слияния, этнического включения и этнического расщепления. Они происходят стихийно и во многом неза­висимо от сознания и воли людей. Сущность же нации наиболее отчетливо выражает­ся в национальных движениях, которые представляют собой деятельность масс лю­дей, направленную к достижению определенных целей, причем чаще всего политиче­ских. Нация в этих движениях выступает как определенная общественная, прежде всего политическая, сила, с которой надо считаться[3].

В идеале, население страны должно одновременно составлять и одну нацию, и один этнос. В подобном случае, этническое самосознание должно слиться с нацио­нальным, культура этнической общности полностью замениться национальной куль­турой, а язык этноса станет национальным языком. Именно это и дало основание для того, чтобы приписать нации такие признаки («общность языка», «общность культу­ры»), которые в действительности характеризуют этнос. Но даже при самом тесном сближении нации и этноса полного тождества между ними не возникает. В предель­ном случае, национальная общность, включая в себя в качестве компонента этниче­скую общность, никогда к ней не сводится. Но, конечно, наиболее наглядно отличие национальной общности от этнической проявляется тогда, когда в состав нации вхо-

 

дат люди, принадлежащие к разным этническим общностям[4].

В этнологии, в узком смысле этнос получил название «этникос» и понимался как «исторически сложившаяся на территории устойчивая межпоколенная совокуп­ность людей, обладающих не только общими чертами, но и относительно стабильны­ми особенностями культуры (включая язык) и психики, а также сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований (самосознанием), фикси­руемом в самоназвании (этнониме)»[5]. Этникос не соотносится с государством - т.е. государственная принадлежность не является его неотьемлимым компонентом.

В широком смысле этнос назван «этносоциальным организмом (ЭСО)» и пони­мался как этнос, существующий в пределах государства: «ЭСО - та часть соответст­вующего этникоса, которая размещена на компактной территории внутри одного по­литического (потестарного) образования и представляет, таким образом, определён­ную социально-экономическую целостность». Здесь общность и государство находят­ся в неразрывном единстве. Это обусловливает соотношение понятий нация и нацио­нальность. Этнические группы - осколки этносов-народов, которые представляют со­бой этнорасовые единицы. Подобные группы возникают при перемещении части эт­носа в другое расовое окружение (например, русские — буряты)[6]. При этом известный ученый в области этнологии Ю.В. Бромлей считает, что понятие «этническая общ­ность» шире понятия «этнос», так как есть еще метаэтносы и субэтносы как специфи­ческие этнические общности. Но этнос при этом является главной этнической едини­цей[7].

Одна и та же группа людей может одновременно входить в состав нескольких этнических общностей различных уровней. Русские, например, представляя собой эт­носоциальную общность, одновременно являются частью более широких комплексов, с одной стороны - восточнославянского, с другой стороны общеславянского комплек­са в целом. Если добавить к этому внутренне деление русских на этнографические группы, то мы окажемся перед сложной иерархией этнических общностей[8].

В основу классификации этнических общностей могут быть положены почти все элементы этнической общности - язык, территория, культура и др., а также ее так называемые параметры - численность, половозрастной состав, социально-классовая структура и т. д. Почти каждый из таких классификационных признаков может вы­ступать в синтезирующей и в аналитической роли, отражать в той или иной степени

28

диахронныи и синхронныи подход .

С течением времени отдельные части сформировавшейся этнической общности могут разобщиться территориально, члены ее, переселившись в другие природные, социально-экономические и политические условия, могут изменить многие стороны культуры и быта, перейти на язык другой этнической общности, однако пока у них сохраняется этническое самосознание (учитываемое в переписях и других формах статистики), представление об общности происхождения, специфические рудименты культуры и традиций и т. п., они считаются принадлежащими к прежней этнической общности[9].

Таким образом, можно сделать вывод, что рассматриваемые понятия соотно­сятся между собой следующим образом, этнические общности (народность) - Этнос (народ) - Этнические группы (нации) - Этнические меньшинства (национальные меньшинства), коренные народы, коренные малочисленные народы (далее по тексту - коренные малочисленные народы).

Что же касается, юридической формулировки этого понятия, то необходимо отметить, что разработка понятия «национальные меньшинства» (далее по тексту - национальные меньшинства) на международном уровне осуществляется уже более 70 лет, однако по прежнему не выработано единого понимания данного понятия, хотя оно упоминается как в международных документах о защите прав национальных меньшинств, например, в ст. 27 Международного пакта о гражданских и политиче­ских правах, так и в Конституции России (ст. 71, 72), и ряде других правовых актов.

В 1991 г. в докладе Женевского совещания экспертов СБСЕ по данной пробле­ме было дано следующее определение: «Национальным меньшинством считается компактно проживающая этническая общность в составе суверенного государства, имеющая свое национально-государственное или иное образование и лица некорен­ной национальности, проживающие разбросано на территории данного государст­ва»[10].

 


[1] Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд., дополненное. М.: Азбуковник, 2003. С. 398.

[2] Грудцына Л.Ю. Государство, народ и гражданское общество в России // Адвокат. 2011. № 6. С. 58.

[3] Семенов Ю.И. Этносы, нации, расы // Социальная философия. Курс лекций : учебник / под ред. И А. Гобозова. М.: Издатель Савин С. А, 2003. С. 245.

[4] Семенов Ю.И. Там же. С. 251

[5] Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. 3-е изд., исправленное. М.: Книжный дом «Либроком», 2009. С. 116.

[6] Бромлей Ю.В. Там же. С. 226.

16 Артеменко Л.А. Сущность понятия этнос // Этнографическое обозрение. 2009. № 2. С. 16.

[8] Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М.: Наука, 1973. С. 125-152.

[9] Козлов В.И. Там же. С. 29

[10] Доклад совещания экспертов СБСЕ по вопросам национальных меньшинств, 19 июля 1991 г. Женева // Информационный портал Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности иЯЬ: Ьпр://т™.Ьигеаикг/11^^уп]оас1/679.р<^ (дата обращения 18.03.2010 т.).

 

Вся работа доступна по ссылке  http://mydisser.com/ru/catalog/view/26546.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.