Быстрый переход к готовым работам
|
Терминологический анализ понятия «национальные меньшинства» как право-вой категорииПонятие нация - одно из наиболее неопределенных в современной науке. В толковом словаре русского языка понятие нация трактуется, как: 1. Исторически сложившаяся устойчивая общность людей, образующаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, особенностей культуры и духовного облика; 2. В некоторых сочетаниях: страна, государство (например, организация объединенных наций)[1]. В социологии, этнологии существует два различных подхода к толкованию по- 20 нятия нация . Первый исходит из того, что нация - это совокупность граждан того или иного государства. В такой трактовке «национальное» означает - «государственное» (например, национальные интересы = государственные интересы), национализм - любовь и уважение к своей нации, своему государству (национализм в данном контексте = патриотизм). Сторонники второго подхода понимают под нацией форму этнической группы, представляющую собой политическую общность граждан какого- либо государства, республики или автономии в составе государства, либо общность, выражающую стремление к своему' государственно-политическому оформлению. При таком понимании нации национальное следует трактовать как этническое (например, национальные отношения, национальный вопрос). Наличие двух различных трактовок понятия нации в последнее время нашло выражение в появлении двух новых терминов: нация-государство и нация-этнос (или этнонация). При этом одно понятие не противоречит другому. Например, в России нация-государство - это все ее граждане, россияне; этнонации - этнические группы, имеющие свои государственные образования (русские в России, якуты в Республике Саха (Якутия), чукчи в Чукотском автономном округе и т.д.). В этом аспекте неясна сущность понятия «национальные меньшинства» или «этническое меньшинство». В научной литературе можно встретить смешение понятия «нация» и понятиями «народ», «этнос»[2]. В действительности же это явления, относящиеся к разным социальным сферам. Сущность этнической общности наиболее ярко проявляется в этнических процессах: этнической ассимиляции, этнического слияния, этнического включения и этнического расщепления. Они происходят стихийно и во многом независимо от сознания и воли людей. Сущность же нации наиболее отчетливо выражается в национальных движениях, которые представляют собой деятельность масс людей, направленную к достижению определенных целей, причем чаще всего политических. Нация в этих движениях выступает как определенная общественная, прежде всего политическая, сила, с которой надо считаться[3]. В идеале, население страны должно одновременно составлять и одну нацию, и один этнос. В подобном случае, этническое самосознание должно слиться с национальным, культура этнической общности полностью замениться национальной культурой, а язык этноса станет национальным языком. Именно это и дало основание для того, чтобы приписать нации такие признаки («общность языка», «общность культуры»), которые в действительности характеризуют этнос. Но даже при самом тесном сближении нации и этноса полного тождества между ними не возникает. В предельном случае, национальная общность, включая в себя в качестве компонента этническую общность, никогда к ней не сводится. Но, конечно, наиболее наглядно отличие национальной общности от этнической проявляется тогда, когда в состав нации вхо-
дат люди, принадлежащие к разным этническим общностям[4]. В этнологии, в узком смысле этнос получил название «этникос» и понимался как «исторически сложившаяся на территории устойчивая межпоколенная совокупность людей, обладающих не только общими чертами, но и относительно стабильными особенностями культуры (включая язык) и психики, а также сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований (самосознанием), фиксируемом в самоназвании (этнониме)»[5]. Этникос не соотносится с государством - т.е. государственная принадлежность не является его неотьемлимым компонентом. В широком смысле этнос назван «этносоциальным организмом (ЭСО)» и понимался как этнос, существующий в пределах государства: «ЭСО - та часть соответствующего этникоса, которая размещена на компактной территории внутри одного политического (потестарного) образования и представляет, таким образом, определённую социально-экономическую целостность». Здесь общность и государство находятся в неразрывном единстве. Это обусловливает соотношение понятий нация и национальность. Этнические группы - осколки этносов-народов, которые представляют собой этнорасовые единицы. Подобные группы возникают при перемещении части этноса в другое расовое окружение (например, русские — буряты)[6]. При этом известный ученый в области этнологии Ю.В. Бромлей считает, что понятие «этническая общность» шире понятия «этнос», так как есть еще метаэтносы и субэтносы как специфические этнические общности. Но этнос при этом является главной этнической единицей[7]. Одна и та же группа людей может одновременно входить в состав нескольких этнических общностей различных уровней. Русские, например, представляя собой этносоциальную общность, одновременно являются частью более широких комплексов, с одной стороны - восточнославянского, с другой стороны общеславянского комплекса в целом. Если добавить к этому внутренне деление русских на этнографические группы, то мы окажемся перед сложной иерархией этнических общностей[8]. В основу классификации этнических общностей могут быть положены почти все элементы этнической общности - язык, территория, культура и др., а также ее так называемые параметры - численность, половозрастной состав, социально-классовая структура и т. д. Почти каждый из таких классификационных признаков может выступать в синтезирующей и в аналитической роли, отражать в той или иной степени 28 диахронныи и синхронныи подход . С течением времени отдельные части сформировавшейся этнической общности могут разобщиться территориально, члены ее, переселившись в другие природные, социально-экономические и политические условия, могут изменить многие стороны культуры и быта, перейти на язык другой этнической общности, однако пока у них сохраняется этническое самосознание (учитываемое в переписях и других формах статистики), представление об общности происхождения, специфические рудименты культуры и традиций и т. п., они считаются принадлежащими к прежней этнической общности[9]. Таким образом, можно сделать вывод, что рассматриваемые понятия соотносятся между собой следующим образом, этнические общности (народность) - Этнос (народ) - Этнические группы (нации) - Этнические меньшинства (национальные меньшинства), коренные народы, коренные малочисленные народы (далее по тексту - коренные малочисленные народы). Что же касается, юридической формулировки этого понятия, то необходимо отметить, что разработка понятия «национальные меньшинства» (далее по тексту - национальные меньшинства) на международном уровне осуществляется уже более 70 лет, однако по прежнему не выработано единого понимания данного понятия, хотя оно упоминается как в международных документах о защите прав национальных меньшинств, например, в ст. 27 Международного пакта о гражданских и политических правах, так и в Конституции России (ст. 71, 72), и ряде других правовых актов. В 1991 г. в докладе Женевского совещания экспертов СБСЕ по данной проблеме было дано следующее определение: «Национальным меньшинством считается компактно проживающая этническая общность в составе суверенного государства, имеющая свое национально-государственное или иное образование и лица некоренной национальности, проживающие разбросано на территории данного государства»[10].
[1] Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд., дополненное. М.: Азбуковник, 2003. С. 398. [2] Грудцына Л.Ю. Государство, народ и гражданское общество в России // Адвокат. 2011. № 6. С. 58. [3] Семенов Ю.И. Этносы, нации, расы // Социальная философия. Курс лекций : учебник / под ред. И А. Гобозова. М.: Издатель Савин С. А, 2003. С. 245. [4] Семенов Ю.И. Там же. С. 251 [5] Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. 3-е изд., исправленное. М.: Книжный дом «Либроком», 2009. С. 116. [6] Бромлей Ю.В. Там же. С. 226. 16 Артеменко Л.А. Сущность понятия этнос // Этнографическое обозрение. 2009. № 2. С. 16. [8] Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М.: Наука, 1973. С. 125-152. [9] Козлов В.И. Там же. С. 29 [10] Доклад совещания экспертов СБСЕ по вопросам национальных меньшинств, 19 июля 1991 г. Женева // Информационный портал Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности иЯЬ: Ьпр://т™.Ьигеаикг/11^^уп]оас1/679.р<^ (дата обращения 18.03.2010 т.).
Вся работа доступна по ссылке http://mydisser.com/ru/catalog/view/26546.html |
|