У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Сравнительно-правовое исследование законодательства европейских стран, закрепляющих правовой статус национальных меньшинств

В странах Европейского Союза проживают около 75 миллионов человек, из них

  1.  миллиона принадлежат какому-нибудь национальному или этническому мень­шинству. Но статистика не показывает всех, ибо многие не называют своего этниче­ского происхождения или принадлежности. В действительности в новых странах ЕС постоянно проживает более 6 миллионов человек, которые не принадлежат к этниче­скому большинству, что составляет около 8 % от всех жителей этих государств[1]. При этом процентное соотношение национальных меньшинств по отношению к ос­новному населению весьма различно. В этой связи очень интересен неоднозначный опыт именно Европейских стран, в сфере защиты прав национальных меньшинств.

Так, например, в Эстонии и Латвии лица, принадлежащие к этническим мень­шинствам, составляют 34 % и 41,4 % от всех жителей, или 1,5 миллиона человек из

  1.  миллионов. Среди них есть как историческое меньшинство, так и меньшинство, которое составляют послевоенные мигранты. У каждого из них свои отношения с го­сударством, но формируется и общая меныпинственная позиция. В Литве, Словакии и Словении соответственно 18 %, 14 % и 12 % жителей принадлежат историческим на­циональным меньшинствам. Во всех этих странах воплощается в жизнь, отвечающая европейским правовым нормам и системе защиты меньшинств этнополитика. Суще­ствуют стабильные дружественные отношения между людьми разных этносов. Поль­ша, Венгрия и Чехия - национальные государства с небольшими менынинственными общинами (соответственно, 2 %, 3 % и 4 % от всех жителей)[2].

К настоящему времени принят целый ряд международно-правовых документов, определяющих основные параметры правового положения национальных мень­шинств, который необходимо использовать как базис при развитии внутреннего зако­нодательства. Однако данные документы провозглашают лишь общие подходы, кото­рые, безусловно, являются основополагающими, однако не могут привести к реше­нию конкретных проблем, поэтому до сих пор определяющим является законодатель­ство отдельных стран, а точнее - практика правоприменения.

Так, например, законодательство зарубежных стран по-разному определяет рас­сматриваемое понятие.

В Австрии национальными меньшинствами «являются, группы австрийских граждан, проживающих в отдельных частях территории Федерации и происходящие из этих мест, которые составляют отдельную народность и для которых родным язы­ком является не немецкий язык»[3]. В частности к таковым относятся словены и хор­ваты, имеющие собственные традиционные территории, а также венгры, чехи, слова­ки, рома и синти.

В Бельгии меньшинством признается малочисленное германоязычное населе­ние, не защищенное территориальной автономией, но обладающее правом решать проблемы культур и образования[4].

Интересен подход Венгерской Республики к определению понятия националь­ных меньшинств, устанавливающей минимальный срок проживания на территории Венгрии необходимый для признания национальным меньшинством: «национальным или этническим меньшинством являются все этнические группы, проживающие на территории Венгерской Республики не менее одного века, составляющие количест­венное меньшинство среди населения государства, члены которых имеют венгерское гражданство и отличаются от остальной части населения своим языком, культурой и традициями, одновременно проявляя сознание своего единства, которое направлено на сохранение всего этого, на выражение и защиту интересов своих исторически сло­жившихся общин»[5].

Более универсальные определения национальных меньшинств дают Чехия, Бе­ларусь, Украина, Молдова, Хорватия. Так, лицами, принадлежащими к национальным меньшинствам, в законе Молдавии «понимаются лица, постоянно проживающие на территории Республики Молдова, являющиеся её гражданами, обладающие этниче­скими, культурными, языковыми и религиозными особенностями, отличающими их от большинства населения-молдаван, и осознающие себя лицами иного этнического происхождения»'14.

В Чехии «под национальным меньшинством подразумевается сообщество гра­ждан Чешской Республики, отличающихся от остальных граждан, как правило, дру­гим этническим происхождением, языком, культурой и традициями, представляющих в количественном отношении меньшинство и одновременно выражающих желание считаться национальным меньшинством, чтобы иметь возможность сообща сохранять и развивать свою самобытность, язык и культуру, а также с целью представления и защиты интересов своего исторически сложившегося сообщества»[6].

В Хорватии национальные меньшинства - это группа граждан Хорватии, члены которой традиционно жили на территории Республики Хорватия, и чьи этнические, лингвистические, культурные, и/или религиозные особенности являются отличными от остального населения, а также те граждане, у кого есть стимул сохранять эти осо­бенности[7].

В соответствии со ст.1 Закона Республики Беларусь от 11.11.1992 г. №1925-ХП «О национальных меньшинствах в Республике Беларусь»[8], национальными являют­ся лица, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь и имеющие гражданство Республики Беларусь, которые по своему происхождению, языку, куль­туре или традициям отличаются от основного населения республики.

В Украине решающими критериями для национальных меньшинств являются чувства национального самосознания и общности между собой[9].

В Латвии признаются национальными меньшинствами только граждане Лат­вии, которые отличаются от латышей по признаку культуры, религии и языка, на про­тяжении поколений традиционно живут в Латвии и считают себя принадлежащими к Латвийскому государству и обществу, желают сохранять и развивать свою культуру,

119

религию или язык .

Необходимость иметь прочные связи постоянные связи с государством для признания национальным меньшинством выдвигает Эстония[10], при этом каких-либо критериев прочности и постоянства связей в законодательстве не содержится. В 1999 г. Эстония подала Совету Европы свой первый отчет, в котором определила пример­ный перечень групп, которых можно официально отнести к национальным меньшин­ствам: русские, немцы, шведы, евреи (они поименованы и в Законе о культурной ав­тономии), а также финны-ингерманландцы и латыши. Анализировал данные этого от­чета специальный орган - Консультативный комитет. В своем «Мнении по Эстонии»

от 14.09.2001 г. он прямо заявил, что в качестве национальных меньшинств в Эстонии

121

будет рассматривать и граждан, и не граждан .

В других европейских странах меньшинства предстают либо в виде списка, ли­бо их права строго привязаны к определенной территории.

В Польше к числу национальных меньшинств причислены немцы, армяне, бе­лорусы, евреи, литовцы, словаки, татары, украинцы, русские, чехи, а этническими группами признаются: русины, цыгане, татары, караимы[11].

В Германии к национальным меньшинствам относятся только даны, сербы (лу­жичане), фризы, германские цыгане (синти и рома), языки этих меньшинств пользу­ются особой поддержкой. При этом Федеральная Конституция Германии не содержит каких-либо специальных указаний в отношении защиты меньшинств, но в конститу­циях германских земель, где проживают меньшинства, такие нормы имеются[12]. Ми­гранты, переселившиеся в Германию главным образом по причинам экономического характера, а отчасти и в качестве политических беженцев меньшинствами не призна­ются, однако им предоставлены возможности для развития своего языка, культуры и религии.

Франция единственная страна ЕС, не подписавшая Рамочной конвенции о за­щите национальных меньшинств. Её позиция так уточняется в докладах о выполне­нии МПГГШ: «Франция - страна, в которой нет меньшинств»[13] (1996 г.) и «консти­туционные соображения не допускают присоединения Франции к международным конвенциям, признающим меньшинства как таковые и как носителей коллективных прав»[14] (2007 г.).

Отдельно хотелось бы остановиться на своеобразном отношении различных го­сударств к цыганам, которые долгое время не признавались национальным меньшин­ствами. Однако в настоящее время большинство государств Европы признают их та­ковыми.

Так, в Венгрии действует Общественный фонд для венгерских цыган, цель ко­торого оказание им материальной помощи. С 1995 г., начали предприниматься прави­тельственные меры, направленные на улучшение состояния занятости цыганского меньшинства. В 1997 г. была внедрена программа по улучшению условий жизни и социальной интеграции цыганского меньшинства и содержит следующие сферы: об­разование, трудоустройство, социальная защита, охрана здоровья и программы улуч­шения жилья, региональные программы и антидискриминационные мероприятия (на­пример, улучшение отношений между милицией и цыганами). С целью улучшения юридической зашиты цыган, было создано специальные офисы по урегулированию конфликтов на местном уровне, которые функционируют в системе министерства внутренних дел. 14 .06.2000 г. правительство Венгрии своим распоряжением № 599 приняло Концепцию правительственной политики относительно представителей чле­нов сообщества цыган, направленную на их интеграцию в общество.

В Чехии Правительство рассматривает вопросы цыганского меньшинства по трем аспектам — права человека, национальность, и более широкая социокультурная перспектива. Вопросы защиты прав цыганского меньшинства подведомственны Пра­вительственному Совету по правам человека - консультативному органа правительст­ва. Вопросами цыганского меньшинства занимается главным образом Комитет по устранению всех форм расовой дискриминации, который разрабатывает меры по борьбе с дискриминацией. По отношению к цыганам, предусмотрены не только стан­дартные программы предоставления помощи, но также и специальные программы с акцентом на предотвращение социального исключения цыган из социальной и обра­зовательной сферы; формирования доверия, понимания, и терпимости в обществе, признание истории и традиций культуры цыган. При этом характерно, что в Чехии существует различие между понятиями «цыганское меньшинство» и «сообщество цы­ган». Черта, определяющая представителя национальных меньшинств - его активное желание быть членом этого меньшинства, и развивать язык и культуру национальных меньшинств вместе с другими представителями; член сообщества цыган - фактически любой, кого большинство идентифицирует, как члена социально или национально оп­ределенной группы[15].

В тоже время, как отмечается в прессе, цыгане испытывают в Чехии особые притеснения, которые связаны с ростом ксенофобии у простых людей. Решение этой проблемы зависит не только от терпимости чешского большинства, но и от готовно­сти самих цыган следовать правилам стремительно меняющегося общества. В частно­сти, престиж образования, мастерства, обязательность в личных отношениях и осо­бенно в труде, не стоящие сейчас у цыган на первом месте, представляют основу для интеграции. К сожалению, даже в гораздо более благополучных странах Европы, на­пример, Дании или Голландии, никто не в восторге от цыган. Так же как и в России. А пока, по правительственным данным 1998 т -15 % процентов цыганских детей в Че­хии входят в категорию умственно неполноценных. Например, в Остраве, половина всех учеников специальных школ - цыгане[16].

В этом аспекте интересен вопрос: должны ли цыгане в России признаваться на­циональным меньшинством на законодательном уровне? В Российской Федерации живет несколько сот тысяч цыган. По данным переписи населения 2002 г., это 182000, но цифра эта, бесспорно, занижена. Так, например, на территории ДФО проживает 2387 цыган, что составляет менее одного процента общей численности населения ДФО - это ничтожно малое количество, если говорить о вышеназванных критериях для понятия «национальные меньшинства в РФ». Однако по некоторым оценкам (на­пример, по данным Федеральной национально-культурной автономии российских цыган) цыган в России больше 1 000 ООО[17]. Всероссийская перепись населения 2010 г. таких данных о количестве цыган, к сожалению, не содержит.

Европейская комиссия по борьбе с расизмом и нетерпимостью (ЕКРН) Совета Европы считает цыган наиболее угнетаемым национальным меньшинством в России, сообщил член ЕКРН Майкл Хэд во время «круглого стола» в Москве, представляя доклад организации по России.

Следует отметить, что если, например, в Финляндии, несмотря на свойствен­ную цыганам независимость, они многое переняли от финнов, в частности, большин­ство из них стали лютеранами. Все цыгане имеют финское гражданство и часто назы­вают себя финнами. Цыганского барона Финляндии приглашают на День Независи­мости в Президентский дворец как одного из почетных гостей среди других трех ты­сяч. Правительство Финляндии считает цыганскую общину национальным меньшин­ством, предусмотренным Европейской конвенцией по защите национальных мень­шинств.

В России же цыгане обладают более чем плохой репутацией: большинство из них не работает, а источником их дохода является торговля наркотиками, они часто не имеют паспортов и гражданства РФ, их дети часто принципиально не ходят в школу. При опросах общественного мнения люди выражают твердую уверенность в том, что не хотели бы жить по соседству с цыганами. В настоящее время именно незаконная торговля наркотиками преобладает в преступной деятельности цыган. Структура цы­ганской общины, ее устройство схожи со структурой преступного сообщества. Неред­ко в преступной деятельности участвует практически весь табор[18].

Безусловно, это не основание для всестороннего угнетения цыган и обращения с ними способами, унижающими человеческое достоинство. В этой связи было бы более верным официально признавать цыган этническим меньшинством в РФ со все­ми вытекающими из этого последствиями, но не национальным меньшинством.

Таким образом, с точки зрения международного права, национальные мень­шинства есть там, где их существование признано государством, в противном случае на эти объективно существующие меньшинства не распространяются международные документы и международная защита[19].

 

[1] Дрибинс Л. Этнические и национальные меньшинства в Европе. Рига, 2004. С.З.

'10 Дрибинс Л. Этнические и национальные меньшинства в Европе. С.6.

1" О правовом положении национальных меньшинств : федер. закон Австрийской Республики от 7 июля 1976 г. // Российский правовой портал: Библиотека Пашкова 1ЖЬ: http://constitotions.nj/archives6508 (дата обращения 17.102011 г.).

[4] Степанов В.В. Сохранение и развитие культурного многообразия. Правовой аспект// Эгнопанорама. 2006. № 3. С. 31.

[5] О правах национальных и этнических меньшинств : закон Венгерской Республики от 7 июля 1993 г. № ЦСХУП // Официаль- ный сайт Правительства Венгрии 1Л1Ь: http://nek.gov.hu/data/files/85199673.pdf (дата обращения 10.06.2010 г.).

[6] О правах людей, относящихся к национальным меньшинствам : закон Чешской республики от 2 августа 2001 г. № 273/2001 // Свод законов Чешской республики, параграф 182. п. 1 £

[7] О правах национальных меньшинств : конституц. закон Республики Хорватии от 13 декабря 2002 г. //Российский правовой портал: Библиотека Пашкова ЦКЬ: ЬПр://сопзШийош.ги/агсЫуе£/438 (дата обращения 15.05.2010 г.).

[8] Информационный портал Законодательство Республики Беларусь ШЬ: http://www.levonevski.net/pra- уо/потт2009/пит44/с144752.1йт1 (дата обращения 08.10-2010 г.).

[9] Про национальные меньшинства в Украине : закон Украины от 25 июня 1992 г. № 2494-ХП // Ведомости Верховной рады Украины. 1992. № 36. Ст. 529.

[10] Закон Эстонии от 26.10.1993 г. «О культурной автономии национальных меньшинств» // Правовая система Эстонии ESTLEX URL: http//www.estlex.com/toIked/9791 .pdf (дата обращения 25.04.2010 г.)

[11] Устав о Национальных и Этнических Меньшинствах и Региональном Языке: закон Республики Польша от 6 января 2005 г. // Официальный сайг Центрального государственного статистического офиса Республики Польша http://www.statgov.pl/cps/rde/xbci/gus/PUBL_maly_rocznik_statystyczny_2008.pdf (дата обращения 18.05.2010 г.).

[12] Степанов B.B. Сохранение и развитие культурного многообразия. Правовой аспект//Этнопанорама. 2006. №3. С. 33.

[13] Третий периодический доклад Республики Франция о Выполнении Международного пакта о гражданских и политических правах // http://daccess4ids-ny.im.org/doc/UNDOC/GEN/G97/166/68/PDF/G9716668.pdf70penElement (дата обращения 04.04.2010 г.).

[14] Четвертый периодический доклад Республики Франция о Выполнении Международного пакта о гражданских и политиче­ских правах hdp://daccess-dds-ny.шloгg/doc/UNDC)C/GEN/G07/431/85/PDF/G0743185.pd^?OpenElernent (дата обращения

  1. г.).

'26 Защита прав меньшинств: анализ международной практики. Аналитическая записка Международного центра перспективных исследований. Киев: МЦПД, 2000. С. 28.

[16] Чешские цыгане // Информационный портал «Чешский дом» иЯЬ: http://www.cz-doma.гu/?c=p&a=countIy&sa=8 (дата обра­щения 28.09.2010 г.).

[17] Приложение 2 к Альтернативному докладу НПО «Об исполнении Российской Федерацией Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств» О положении цыган в России, февраль 2006 г. М., 2006. С. 21.

[18] Ефименко М.О. Некоторые особенности социокультурной организации цыганских общин как криминогенный и виктимоген- ный фактор // Российский следователь. 2009. № 6. С. 15.

[19] Исмаилов Б.И. Указ. соч.

Вся работа доступна по ссылке  http://mydisser.com/ru/catalog/view/26546.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.