У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Актуальные проблемы реализации и защиты социально- экономических прав национальных меньшинств

Основное предназначение социально-экономических прав и свобод человека и гражданина, получивших закрепление в Конституции Российской Федерации, состоит в обеспечении экономической свободы каждого человека, его развития как свободной личности. По большому счету реализация данных прав и свобод имеет колоссальное значение для жизни, как отдельного человека, так и всего общества в целом. Ведь от уровня их реализации зависит становление государства социальным и демократиче­ским.

В тоже время в научной литературе, международных источниках не дается об­щепризнанного, исчерпывающего перечня этих прав. В подавляющем большинстве работ по общей теории права, конституционному, международному, трудовому праву, в которых в той или иной форме рассматриваются социальные права человека, они выступают в едином комплексе «социально-экономических прав» либо «экономиче­ских, социальных и культурных прав».

Исходя из анализа норм Конституции РФ, рассматриваемые права условно

можно разделить на две группы:

  1.  социальные права - это право на достойный человека уровень жизни и соци­альную защиту со стороны общества и государства. Это права: право на труд и право на отдых (ст.37 Конституции РФ); право на забастовку (ч.4 ст.37 Конституции РФ); право на достаточный жизненный уровень и социальную защиту (ст.39 Конституции РФ); право на жилище (ст.40 Конституции РФ), право на охрану здоровья (ст.41 Кон­ституции РФ).
  2.  экономические права - это право быть участником экономических, прежде всего имущественных отношений. Экономические права имеют исключительную важность для правового статуса личности в целом, так как они направлены на удовле­творение первостепенных потребностей человека (в питании, одежде, жилье и т.д.) путем участия в производстве материальных и духовных благ и пользовании ими. Это права: право собственности (ст.ст.35, 36 Конституции РФ); право на предпринима­тельскую деятельность (ст.34 Конституции РФ).

Таким образом, политика государства направленная на создание условий для реализации гражданами их социально-экономических прав включает в себя:

  •  доступность социальной поддержки государства для всех членов общества;
  •  наличие социального законодательства (установление гарантированного минимального размера оплаты труда, государственных пенсий, пособий и иных га­рантий социальной защиты);
  •  обеспечение занятости;
  •  существование системы социального обеспечения, включающей социаль­ную поддержку за счет бюджетных средств;
  •  принятие государством ответственности за уровень благосостояния своих граждан;
  •  наличие гражданского общества[1].

Как показывает анализ правовых актов органов государственной власти субъек­тов Федерации в сфере экономики, значительное внимание уделяется вопросам госу­дарственной поддержки малого предпринимательства, инвестиционной деятельности, сельскохозяйственного производства, регулирования градостроительной, торговой деятельности, управления государственной собственностью субъектов Федерации, ценовой политики, льготного налогообложения и другим вопросам. Принятие соот­ветствующих нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации пре­следует цель создания условий устойчивого экономического развития регионов, эф­фективного использования всех форм собственности на территории субъекта Федера­ции для удовлетворения потребностей населения[2].

При этом, нигде в законодательстве не предусмотрено каких-либо отдельных прерогатив для представителей национальных меньшинств. Если проанализировать федеральное законодательство в рассматриваемой сфере то, очевидно, что националь­ные меньшинства РФ, являясь гражданами РФ, получают те же социально- экономические права и гарантии, что коренное население. Анализ Гражданского ко-

Л1/"                                               О'Х'7                                                оэо

декса РФ , Земельного кодекса РФ , Трудового кодекса РФ , Жилищного кодекса рф[3]; федеральных законов от 12.01.1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», от 17.12.2001 г. № 17Э-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»[4], от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсион­ном страховании в Российской Федерации»[5], от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государ­ственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»[6], от 10.12.1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федера­ции»[7], от 24.11.1995 г. № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»[8], Закона РФ от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Рос­сийской Федерации»[9], Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 г. № 5487-1[10] - показывает, что в федеральном зако­нодательстве не содержится ни положений дискриминирующих национальные мень­шинства в рассматриваемой сфере ни каких-либо привилегий специально для нацио­нальных меньшинств.

Что касается законодательства ДФО, то как весьма значимые можно отметить положения Закона РС (Якутия) от 16.10.1992 г. № 1170-ХП «О языках в Республике Саха (Якутия)», в соответствии с которым какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при осуще­ствлении гражданами РС (Якутия) права на труд в зависимости от владения языками народов Российской Федерации кроме случаев, когда их знание предусматривается законодательством РС (Якутия) в качестве квалификационных требований для заня­тия соответствующих должностей, недопустимы и влекут ответственность по дейст­вующему законодательству (ст. 10).

В тоже время в Законе РС (Якутия) от 17.12.2008 г. 643-3 № 147-1У «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Республике Саха (Якутия)», а также Поста­новлении Правительства РС (Я) от 04.07.2007 г. № 295 «О Плане социально- экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2007-2011 г.г.» нет никаких упоминаний о национальных меньшинствах, хотя данные законы и не лишают их как граждан РФ всех предоставляемых привилегий. Тоже касается и Законов РС (Якутия) от 09.12.2004 г. 190-3 № 387-Ш «О ежемесячном пособии на ребенка гражданам, имеющим детей»[11], от 05.03.2002 г. 5-з №341-11 «О дополнительных гарантиях по со­циальной защите пенсионеров и отдельных категорий лиц, проживающих в Респуб­лике Саха (Якутия)»[12].

Также нет упоминаний о национальных меньшинствах и в Законе Магаданской области от 12.03.2003 г. №320-03 «О государственной социальной помощи в Мага­данской области»[13], Законе Хабаровского края от 26.01.2005 г. № 254 «О мерах соци­альной поддержки граждан пожилого возраста, инвалидов, ветеранов труда, лиц, про­работавших в тылу в период великой отечественной войны, семей, имеющих детей, и иных категорий граждан»[14], Законе Приморского края от 29.12.2004 г. № 206-КЗ «О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края»[15], Постановлениях Губернатора Приморского края от 05.09.2007 г. № 156-пг «Об утверждении порядка регистрации многодетных семей на территории приморского края и порядка предоставления отдельных мер социальной поддержки многодетным семьям»[16] и от 21.05.2009 № 32-пг «О порядке предоставления соци­альной выплаты на приобретение жилья семье, в которой родилось одновременно трое и более детей»[17], Законе Камчатского края от 11.06.2009 г. № 284 «О квотирова­нии в Камчатском крае рабочих мест для отдельных категорий граждан, испытываю­щих трудности в поиске работы»[18], Постановлении Губернатора Камчатского края от 03.03.2009 г. № 58 «Об отдельных мерах социальной поддержки граждан, проживаю-

255

щих в Камчатском крае» .

Закон Камчатского края от 18.09.2008 г. № 121 «Об установлении категорий граждан, которым предоставляется социальная поддержка в период обучения в госу­дарственных образовательных учреждениях, находящихся в ведении Камчатского края, и в муниципальных образовательных учреждениях в Камчатском крае, о поряд­ке и размерах ее предоставления»[19] предоставляет поддержку обучающимся из числа коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока (п. 3 ст. 4) в виде полного освобождения от оплаты стоимости питания, а также выплаты социаль­ной стипендии - но оставляет без внимания представителей национальных мень­шинств.

В тоже время, следует отметить, что национальные меньшинства, проживаю­щие на территории ДФО проживают разрозненно, не занимаются сельским хозяйст­вом или прочими видами деятельности, требующими выделения им земли или иных природных территорий, они вливаются в социальную среду местных жителей и бес­препятственно находят себе работу. Число безработных среди них не более чем среди коренного населения. Доля предпринимателей среди представителей национальных меньшинств более 40 % и большинство из них весьма успешны.

Однако только по-мнению 4-х из 26 опрошенных (15 %) участников школы мо­лодых ученых «Территориальные исследования: цели, результаты и перспективы», социально-экономическое положение национальных меньшинств в ДФО лучше, чем в других регионах. По мнению 5-х (19 %) - их положение хуже, чем в других регионах. Остальные участники анкетирования затруднились ответить на этот вопрос.

При этом большинство опрошенных не считают, что национальные меньшин­ства нуждаются в повышенных социальных гарантиях по сравнению с коренным на­селением ДФО (23 человека (88 %)), или в налоговых льготах (21 человек (81 %)).

Действительно Дальневосточный федеральный округ это регион, где сложно найти острые проблемы в правовом положении проживающих на его территории на­циональных меньшинств. Всем известны проблемы национальных меньшинств в Краснодарском крае: турки-месхетинцы, аджарские армяне, джавахкские армяне, гру­зины, ассирийцы, хемшилы, батумские курды и другие представители национально­стей Северного Кавказа. Их языки не имеют статуса официальных в крае, нередки случаи, когда их не берут на престижную работу, немало было прецедентов, когда у них забирали земли, повсеместны в Краснодарском крае случаи произвола сотрудни­ков полиции по отношению к лицам «с неславянской внешностью»[20].

 

[1] Комментарий к Конституции РФ / Под общ. ред. Л.В. Лазарева. М.: ООО <(Новая правовая культура», 2009. С. 83.

[2] Собянин С. С. Тенденции развития законодательства субъектов Российской Федерации в социально-экономической сфере // Журнал российского права. 2007. № 1.С. 18.

[3] Жилищный кодекс Российской Федерации: принят Государственной думой РФ 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ // Собр. законо­дательства Рос. Федерации. 2005. № 1. (4.1). Ст. 14.

[4] Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. №52(4.1). Ст. 4920.

[5] Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 51. Ст. 4832.

[6] Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 51. Ст. 4831.

[7] Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. №50. Ст. 4872.

[8] Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. №48. Ст. 4563.

[9] Ведомости СНД и ВС РФ. 1991. №18. Ст. 566.

[10] Российские вести. 1993. № 174.9 сентября.

[11] Кт Тумен. 2004.11 декабря. № 42.

[12] Ил Тумен. 2002.7 марта. № 10.

[13] Магаданская правда 2003. № 41.

[14] Собр. законодательства Хабаровского края. 2005. №2/31.

[15] Ведомости Законодательного Собрания Приморского края. 2004. № 204.

[16] Приморская газета. 2007.6 сентября. № 129.

[17] Приморская газета. 2009.23 мая. № 79.

[18] Официальные Ведомости. 2009. № 105.

[19] Официальные Ведомости. 2008. № 157.

[20] Интервью «Интерфакс-Юг» с Губернатором Краснодарского края А. Ткачевым 20.032006 г. // Информационно­

Вся работа доступна по ссылке  http://mydisser.com/ru/catalog/view/26546.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.