У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Основные направления обеспечения социальных и культурных прав нацио-нальных меньшинств

Социальные и культурные права граждан являются не только неотъемлемой ча­стью всей группы прав гарантируемых гражданам Конституцией РФ, но важнейшей духовной потребностью граждан. Следствием реализации гражданами их культурных прав является создание различных произведений искусства таких как: кино, архитек­тура, музыка, живопись, песни, литературные произведения и пр.

Как отмечено в Концепции национальной политики РФ (п. 83), сохранение и развитие самобытных культур многонационального народа Российской Федерации, духовных ценностей граждан, улучшение материально-технической базы учреждений культуры и досуга - будут способствовать укреплению национальной безопасности в сфере культуры.

На федеральном уровне действует ряд положений, регулирующих вопросы реа­лизации национальными меньшинствами их культурных прав, на основании которых субъекты РФ осуществляют собственное регулирование данного вопроса. К числу та­ких положений следует отнести в первую очередь положения Конституции РФ, кото­рая закрепляет следующие культурные права граждан РФ:

  •  право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (с. 2 ст. 26 Конституции РФ);
  •  право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу

экологическим правонарушением (ст. 42 Конституции РФ);

- право на образование (ст. 43 Конституции РФ): гарантируются общедоступ­ность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Каждому предоставляется право на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образователь­ном учреждении и на предприятии;

свобода творчества (ст.44 Конституции РФ): каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом. Каждый имеет право на участие в кулыурной жизни и пользование учреждениями культуры, на дос­туп к культурным ценностям.

К числу федеральных законов РФ направленных на закрепление и реализацию культурных прав национальных меньшинств можно отнести: Федеральные законы: от

  1. г. № 53-Ф3 «О государственном языке Российской Федерации», от
  1. г. № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия народов Российской Феде­рации»[1], от 17.06.1996 г. «О национально-культурной автономии», от 19.05.1995 г. «Об общественных объединениях», от 29.12.1994 г. № 78-ФЗ «О библиотечном де­ле»[2]; Законы РФ: от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании», от 09.10.1992 г. № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», Концепцию национальной политики Российской Федерации от 15.06.1996 г., Постановления Пра­вительства РФ: от 25.12.2005 г. № 833 «О федеральной целевой программе «Русский язык (2006 - 2010 гг.)»[3], от 30.06.1992 г. № 453 «О мерах по сохранению и развитию

273

языков народов России» , Декларацию от 25.12.1991 г. № 1808/1-1 «О языках наро­дов России»[4] и пр.

Существует целая группа международно-правовых документов, непосредст­венно направленных на удовлетворение прав народов и национальных меньшинств в

области их национально-культурного развития. Наибольшее значение среди них име­ют Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, рели­гиозным и языковым меньшинствам; Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств; Рекомендация Совета Европы о защите прав национальных меньшинств, Европейская хартия региональных языков или языков меньшинств.

Данные документы фактически провозглашают следующие группы культурных прав национальных меньшинств:

  1. Право на проявление, сохранение и развитие своей культурной само­бытности.

Данное право, как правило, указывается в его шаблонной формулировке в большинстве Уставов субъектов РФ. Так, например, одним из принципов осуществ­ления полномочий органов государственной власти Магаданской области является защита и развитие системы образования национальных культур, региональных куль­турных традиций и особенностей в условиях многонационального государства (п. б ч. 1 ст. 21 Устава Магаданской области).

В ст. 98 Устава Чукотского АО указано, что государственная политика Чукот­ского АО в сфере воспитания, образования, культуры, физической культуры и спорта, науки строится на основе патриотизма и взаимопонимания людей, а также развития культурной самобытности наций и народностей, проживающих на территории авто­номного округа.

Также, в Чукотском АО признается роль и значение религиозных объединений, представляющих различные конфессии, в сохранении религиозных и нравственных основ жизни общества. Пределы осуществления их прав определяются федеральными законами (ч. 4 ст. 97 Устава Чукотского АО).

В соответствии со ст. 2 Устава Приморского края, на территории Приморского края признаются и гарантируются неотъемлемые права проживающих в нем народов, малочисленных этнических общностей на сохранение самобытности, культуры, язы­ка, обычаев и традиций.

Органы государственной власти Приморского края и органы местного само­управления содействуют всем проживающим на территории Приморского края на­циональным меньшинствам в реализации прав на сохранение и развитие националь­ной самобытной культуры, традиций и обычаев, создание условий для сохранения, использования в общении родного языка и его изучения (ст.21 Устава Приморского края).

Развитие культурной самобытности малочисленных народностей, проживаю­щих на территории края - названо одним из принципов участия Приморского края в проведении единой государственной политики в области образования, науки и куль­туры (ст.68 Устава Приморского края).

В ст. 19 Устава Хабаровского края указано, что органы государственной власти и местного самоуправления Хабаровского края содействуют всем проживающим на территории Хабаровского края национальным меньшинствам и этническим общно­стям в реализации права на сохранение и развитие национальной самобытной культу­ры, традиций и обычаев, создание условий для сохранения, использования в общении родного языка и его изучения.

В соответствии с ч. 1 ст. 16 Устава Амурской области, в области создаются ус­ловия для поддержания и развития национальных и этнических традиций народно­стей Севера, проживающих на ее территории, предоставляются возможности для удовлетворения их образовательных, культурных и иных потребностей. При этом прочие национально-этнические общности кроме народностей Севера не упоминают-

Ст. 42.1 Конституции РС (Якутия) гарантирует сохранение и возрождение ко­ренных народов РС (Якутия), а также русских и других старожилов. Однако о нацио­нальных меньшинствах упоминаний нет.

Ч. 2 ст. 3 Устава Камчатского края определяет, что органы государственной власти Камчатского края создают коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока, проживающим на территории Камчатского края, условия для со­хранения их национальной самобытности, возрождения, сохранения и развития на­циональных языков и национальных культур. При этом национальные меньшинства также остаются без внимания.

В Уставах Сахалинской области и ЕАО вообще нет никаких упоминаний ни о национальных меньшинствах ни о прочих этнических общностях проживающих на территории этих регионов.

При этом следует отметить, что из всех регионов ДФО только в трех приняты законы о культуре: в Камчатском крае[5], Амурской области[6] и Сахалинской облас-

277 ТИ .

Законы о культуре Камчатского края и Сахалинской области не содержат норм направленных на национальных меньшинств за исключением шаблонных положений о том, что положения указанных законов распространяются на народную культуру в таких ее проявлениях, как языки, диалекты и говоры, фольклор, обычаи и обряды, ис­торические топонимы (п.З ст.4 Закона Сахалинской области «О культуре»).

Отдельно следует отметить Закон Амурской области «О культуре». Одной из задач данного закона отмечено создание на территории области правовых гарантий для свободной культурной деятельности объединений граждан, этнических групп. Также указанный закон содержит отдельную главу (глава II) посвященную правам и свободам народов и этнических общностей, проживающих на территории области в сфере культуры. Данная глава отдельно выделяет право граждан на культурно­национальную автономию (ст. 6).

 

[1] Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 26. Ст. 2519.

[2] Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995.№ 1.Ст.2.

[3] Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 2. Ст. 200.

[4] Ведомости СНД и ВС РФ. 1991.№50. Ст. 1742.

[5] О культуре в Камчатском крае: закон Камчатского края от 28.102009 г. №319 //Официальные Ведомости. 2009. № 178.

[6] О культуре : закон Амурской области от 05.04.1999 г. № 135-03//Амурская правда. 1999. №98.

 

 

Вся работа доступна по ссылке  http://mydisser.com/ru/catalog/view/26546.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.