У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Особенности процедуры принятия постановления суда об обеспечении иска в России и Германии и его исполнения

В гражданском процессе России и Германии суды не могут принимать меры по обеспечению иска без заявления участвующих в деле лиц, поскольку ни ГПК РФ, ни ГПУ ФРГ не наделяют их правом по собственной инициативе принимать обеспечение иска.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 29 своего Постановления от 24 июня 2008 г. № 11 «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству»[1] прямо указал, что в условиях осуществления судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон судья не вправе по своей инициативе принимать меры по обеспечению заявленных сторонами требований.

Суд должен сохранять беспристрастность и создавать необходимые условия для всестороннего и полного рассмотрения и исследования обстоятельств дела:      разъяснять участвующим в деле лицам их

процессуальные права (например, право ходатайствовать о принятии той или иной меры по обеспечению иска), предупреждать о последствиях совершения или несовершения тех или иных действий (в частности, о последствиях неосновательного заявления об обеспечении иска).

Ст. 133 ГПК РСФСР 1964 г., в отличие от ст. 139 действующего ГПК РФ, предоставляла судам право по собственной инициативе выносить определения о принятии мер по обеспечению иска. В науке гражданского процессуального права России нет однозначной позиции по поводу целесообразности лишения суда права по собственной инициативе принимать меры по обеспечению иска.

 

Некоторые ученые восприняли данную новеллу ГПК РФ отрицательно. В частности, H.H. Ткачева ссылается на то, что даже после разъяснения судом лицам, участвующим в деле, их прав и обязанностей, участники процесса не всегда могут воспользоваться своими правами. В качестве обоснования она приводит довод о том, что участники процесса нередко не знакомы с юридической и, в частности, с процессуальной терминологией («заявлять ходатайства», «заявлять отводы» и т.д.), и то, что в остроконфликтной ситуации рассмотрения гражданского дела в суде общей юрисдикции большое значение имеет эмоциональный фактор, связанный с сильнейшей фрустрацией и стрессом, возникающим из-за действий другой стороны. Под влиянием данного состояния, по мнению H.H. Ткачевой, участники процесса не могут совершать распорядительные действия, необходимые для данной ситуации[2].

В связи с этим H.H. Ткачева предлагает на законодательном уровне закрепить право суда по своей инициативе принимать обеспечение иска. Однако не ясным остается ответ на вопрос о том, кто должен будет возмещать ответчику убытки, причиненные принятием мер по обеспечению иска, принятым по инициативе суда.

Другие авторы, наоборот, в лишении суда права по собственной инициативе принимать меры по обеспечению иска видят желание законодателя сделать организацию гражданского процесса более простой как

258

для сторон, так и для судей" , положительно оценивая расширение принципа диспозитивности в гражданском судопроизводстве[3].

Представляется, лишение суда права по своей инициативе принимать меры по обеспечению иска соответствует тенденции расширения диспозитивных начал в гражданском процессе, а также закрепленным в ч. 3. ст. 123 Конституции Российской Федерации принципам состязательности и равноправия сторон гражданского судопроизводства.

Тем более, что в гражданском процессе России, в отличие от Германии, для случаев, когда участвующие в деле лица не в состоянии самостоятельно защищать свои интересы (несовершеннолетние, недееспособные граждане), а также для случаев, когда необходима защита неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в защиту их прав могут выступать прокурор и иные лица и органы, которым законом предоставлено право ходатайствовать об обеспечении иска. В такой ситуации инициатива суда в принятии обеспечения иска представляется излишней.

В гражданском процессе России и Германии по-разному регламентирован вопрос о том, какой суд вправе рассматривать такое ходатайство. В Германии суд, уполномоченный рассматривать заявления о предварительной защите прав, определяется в зависимости от вида испрашиваемой меры предварительной защиты прав. Так, согласно § 919 ГПУ ФРГ выносить постановления о наложении ареста компетентен как суд, рассматривающий дело по существу, так и участковый суд, в округе которого находится средство обеспечения, или лицо, свобода которого подлежит ограничению (при аресте физического лица).

В соответствии с § 937 ГПУ ФРГ предварительное распоряжение может принимать только суд, рассматривающий дело по существу. Исключение составляют лишь случаи, когда согласно § 942 ГПУ ФРГ участковый суд по месту нахождения предмета спора, исходя из обстоятельств конкретного дела, придет к выводу о том, что принятие предварительного распоряжения не терпит отлагательств.

В отличие от Германии, в России ходатайство об обеспечении иска может рассматривать только суд, в производстве которого находится дело по иску, об обеспечении которого ходатайствует заявитель.

Согласно ст. 139 ГПК РФ обеспечение иска допускается во всяком положении дела. Среди российских ученых-процессуалистов нет единогласной позиции относительно того, в какой именно период времени может быть принято обеспечение иска. Одни ученые признают возможность принятия обеспечения иска не только в суде первой инстанции, но также и на стадии обжалования судебного решения в суде апелляционной инстанции, при этом отрицают возможность принятия обеспечения иска в судах вышестоящих инстанций[4]. Другие авторы считают, что обеспечение иска допускается не только в суде первой инстанции и в апелляционной инстанции, но и в кассационной и надзорной инстанциях, а также при пересмотре судебных постановлений по вновь открывшимся или новым обстоятельствам[5].

Представляется правильной позиция, согласно которой обеспечение иска может быть принято в суде первой инстанции и на стадии обжалования судебного решения в суде апелляционной инстанции. То есть с момента возбуждения гражданского дела до вступления в законную силу решения суда по данному делу. После вступления судебного решения в силу правильнее было бы говорить уже об обеспечении исполнения решения суда (ст. 213 ГПК РФ), а не об обеспечении иска. По справедливому замечанию М.В. Фетюхина, принятие обеспечения иска при производстве в суде апелляционной инстанции может быть не менее значимым, чем при производстве в суде первой инстанции[6]. К примеру, необходимость в обеспечении иска может возникнуть только в суде апелляционной инстанции при появлении новых обстоятельств, свидетельствующих о наличии угрозы исполнению будущего решения суда. Или, например, возможны случаи, когда суд первой инстанции необоснованно отказывает в удовлетворении

 

исковых требований, отменяя ранее принятое обеспечение иска, а в дальнейшем такой отказ обжалуется истцом в суд апелляционной инстанции, в результате чего на основании ст. 328 ГПК РФ решение суда первой инстанции отменяется и выносится новое решение в пользу истца[7]. Вместе с тем, непринятие необходимых мер по обеспечению иска судом апелляционной инстанции может повлечь невозможность исполнения решения суда, а значит, в данном случае основная цель гражданского судопроизводства не будет достигнута.

Кроме того, согласно п. 2 ст. 334 ГПК РФ по результатам обжалования определения суда об отказе в обеспечении иска в суде апелляционной инстанции данное определение может быть отменено. При этом суд апелляционной инстанции может разрешить вопрос об обеспечении иска по существу, то есть при необходимости вынести постановление о принятии мер по обеспечению иска. Таким образом, возможность разрешения вопроса об обеспечении иска судом апелляционной инстанции фактически предусмотрена главой 39 ГПК РФ.

В гражданском процессе Германии принятие мер предварительной защиты прав также не ограничивается только рамками рассмотрения дела в суде первой инстанции. Параграф 943 ГПУ ФРГ позволяет принимать меры предварительной защиты прав в гражданском процессе Германии как судам первой инстанции, так и судам апелляционной инстанции. Согласно § 511 ГПУ ФРГ в апелляционном порядке могут быть обжалованы окончательные, но не вступившие в законную силу решения, вынесенные в суде первой инстанции. В соответствии с § 517 ГПУ ФРГ срок подачи апелляции составляет один месяц с момента доставки составленного в полной форме решения. При этом ходатайство о предварительной защите прав может быть подано на любой стадии процесса до момента вступления решения суда в законную силу[8].

В гражданском процессе Германии заявление о предварительной защите прав может рассматриваться судом как до, так и после возбуждения гражданского дела, поскольку согласно §                                                                              926     ГПУ      ФРГ     меры

предварительной защиты прав могут быть приняты не только после, но и до подачи искового заявления.

По вопросу о том, в какой момент в гражданском процессе России суд должен рассматривать заявление об обеспечении иска (после подачи искового заявления еще до возбуждения гражданского дела в суде первой инстанции или только после принятия искового заявления к производству суда) ведутся споры в науке гражданского процессуального права России[9]. Так, Т.Б. Юсупов полагает, что суд обязан рассмотреть заявление об обеспечении иска в день его поступления в суд независимо от того, принято ли исковое заявление, так как «иск подан, а производство по делу фактически возникло с момента обращения с ним в суд»[10].

 

[1] Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2008. № 9.

113

237 Ткачева H. Н. Проблемы обеспечения иска в гражданском судопроизводстве (по материалам практики): Дисс. канд. юрид. наук. Саратов, 2004. С. 36-37.

[3] Фоменко Е.Г. К дискуссии о принципах гражданского процесса // Современная доктрина гражданского, арбитражного процесса и исполнительного производства. Теория и практика. Сб. научн. статей. Краснодар- СПб., 2004. С. 226; Сапожников С. ГПК РФ: перспективы развития формальной диспозитивности // Арбитражный и гражданский процесс. 2005. № 2. С. 11-15.

114

[4] Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. Г.П. Ивлиев. М., 2003. (Комментарий к ст. 139 ГПК РФ).

[5] Денисов И.С. Институт обеспечения иска в российском гражданском и арбитражном процессе: Дисс. канд. юрид. наук. Спб., 2006. С. 30; Михалина Ю.А. Обеспечительные меры в арбитражном процессе: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 2007. С. 17; Стольникова М.В. Практика подготовки и ведения гражданских дел. М., 2010 (комментарий к ст. 364 ГПК РФ).

2 2 Фетюхин М.В. Обеспечительное производство в арбитражном процессе: Дисс. канд. юрид. наук. Казань, 2005. С. 20.

[7] Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2003 года (по гражданским делам) (утв. постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 16 июля 2003 г.) // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2004. № 1.

117

[8] Enders Р., Börstinghaus U. Einstweiliger Rechtsschutz. ZAP, Münster, 2010. S. 118-123.

[9] Юсупов Т.Б. Обеспечение иска в арбитражном и гражданском процессе: Дисс. канд. юрид. наук. М., 2005. С. 115; Пучкарев Е. Решение — не фикция // Эж-Юрист. 2003. № 35.

[10] Юсупов Т.Б. Обеспечение иска в арбитражном и гражданском процессе: Дисс. канд. юрид. наук. М.,

  1. С. 116.

 

Вся работа доступна по ссылке  http://mydisser.com/ru/catalog/view/26094.html   

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.