У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Роль и место культурологической подготовки менеджеров по связям с общественностью в системе высшего профессионального образования

Понятия «менеджмент», «маркетинг», «менеджер» все прочнее входят в Российскую действительность. Однако в настоящее время в научной литературе по вопросам управления отсутствует единое определение понятия «менеджмент». Проблема в том, что менеджмент рассматривают с разных точек зрения: как явление, как процесс, как систему, как отрасль научных знаний, как искусство, как категорию людей, занятых управленческим трудом, или орган управления.

Как явление менеджмент представляет собой целенаправленное, планомерное воздействие на объект управления со стороны субъекта управления. Как процесс менеджмент включает в себя ряд последовательных функций. К указанным функциям можно отнести планирование, организацию, регулирование, мотивацию, контроль и учет. Менеджмент как система представляет собой совокупность взаимозависимых элементов, таких как люди, информация, структура и т.п. С научной точки зрения менеджмент представляет собой науку, изучающую проблемы управления [8, 21]. Другими словами, менеджмент - это наука управления.

Менеджмент - это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленный на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента [4]. Однако по нашему мнению - это определение достаточно узко. С нашей точки зрения одно из самых точных определений приводится в работе Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: «Менеджмент - это управление людьми в организациях, направленный на достижение её целей» [30].

Таким образом, исходя из данного определения важнейшей составляющей менеджмента как науки и практики является работа с людьми, их мотивация, мобилизация на достижение поставленных целей, для достижения наибольшей эффективности их совместной деятельности.

В настоящее время как указывает ряд авторов, менеджмент представляет собой систему принципов, теоретических и практических школ, имеющих свою оригинальную специфику для разных областей экономической деятельности, а также для разных стран, регионов и областей [20].

Таким образом, говоря о специфике менеджмента, его зависимости от региональных, этнонациональных особенностей мы неизбежно приходим к тому, что современный менеджмент все более и более приобретает так называемый «культурологический» характер.

Рассматривая менеджмент с точки зрения лингвокультуры можно выделить его процессуально-функциональные трактовки: процесс управления хозяйственной деятельностью организации; процесс управления производством (продажей) товара или услуги; функции управления организацией; персонал управления организацией [25]. В современной научной литературе в содержании понятия «менеджмент» в основном отражаются функциональный и деятельностный подходы.

Однако при анализе динамики функций менеджмента в историческом ракурсе наблюдается их расширение и гуманизация. Таким образом, с конца XX века ведущими функциями менеджмента становятся функции гуманистического характера: мировоззренческие, ценностные,

культуротворческие [24].

Исследование культуры имеет глубокие философские традиции и привлекает внимание представителей других наук: археологии, этнографии,

 

психологии, педагогики, истории, социологии, имиджелогии, искусствоведении, культурологии, эстетики, эстетики. Этим объясняется большое количество определений и толкований понятия «культура» в системе научного знания. В настоящее время существует более 200 определений понятия «культура». Причиной разнообразия подходов к понятию «культура» является сложность динамизм и многоуровневый характер феномена. Взгляды на сущность и содержание понятии «культура» можно представить на макро- и макроуровнях.

На макроуровне понятие «культура» понимается как:

-     совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством. Здесь культура понимается как совокупность порядков и объектов, созданных людьми в дополнение к природным; заученных форм человеческого поведения и деятельности, обретенных знаний, образов самопознания и символических обозначений материального мира [23];

-     совокупность образов, система ценностей, идей детерминирующих упорядоченность, управляемость социальными системами [32]

-     способ реализации творческих сил и способностей человека в конкретной деятельности, производимой с точки зрения общественной значимости [18];

-     устоявшаяся система ценностей, представлений о жизни, общих для людей, связанных общностью определенного образа жизни [28];

На микроуровне понятие «культура» ученые рассматривают как:

-     специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленной в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе [18];

-     свойство личности, проявляющееся в способности к самоконтролю, творческой реализации своей деятельности, мыслей, чувств; просвещенность, образованность, начитанность [28].

Таким образом, анализ феномена культуры на макро-уровне дает видение об аксиологических, прогностических и формирующих возможностях культуры. Дает понимание того, что именно культура формирует личность человека; социально направленную активность человека, ориентированную на преобразование среды, и в конечном счете, на саморазвитие индивида.

Макро- и микро уровни анализа понятия «культура» взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Подводя итог вышесказанному, можно выделить несколько особенностей мира человека как культуры: культура человека социальна, и, хотя, человек имеет целостную сущность, сочетающую биологические, психические и социальные черты, его бытие чревато нарушением гармонии между индивидуальным и социальным; культура человека исторична, т.е. изменяется вместе с изменением общества, всей системы общественных отношений, и обладает определенными закономерностями динамики; культура человека символична: он придает символическую форму вещам, идеям, чувствам, ценностям и нормам; культура человека коммуникативна, т.е. существует лишь через общение с другими культурными мирами, через диалог посредством языка; индивидуальный мир культуры является сущностью каждого отдельного человека, его собственной жизнью, его собственным богатством и по формам своего проявления уникален; в общее социокультурное пространство индивидуальный мир включается через творческую деятельность человека [28].

Культура как форма деятельности в конечном итоге предназначена для сохранения и развития своего собственного содержания, т.е. человека. Предназначение культуры, её обязанность или роль, которую она играет в человеческой жизни, выражена в ее функциях: креативная (творческая) функция культуры является фундаментальной; познавательная функция тесно связана с творческой функцией, без знаний об окружающем мире невозможно было бы сформировать культурный мир; коммуникативная функция - трансляции культурного опыта позволяет осуществлять преемственность культурных эпох, является способом передачи социальной памяти человечества; информативная функция реализуется так: культура представляет собой сложную знаковую систему, поскольку все культурные ценности мы воспринимаем через знаковые системы; оценочная (аксиологическая, ценностная) функция; регулятивная функция. Все то, что избирательно было оценено человеком становится его личным культурным достоянием, которое во многом регулирует его поведение, формирует его духовный облик [26].

Таким образом, общая культура человека представляет собой единую структуру, которая объединяет внутреннюю культуру человека, сформированную на базе личностных и деятельностных особенностей человека, и образованность, которая выражается в системных знаниях, характеризующих широтой, всесторонностью и глубиной.

С позиции личностно-деятельностного подхода И.А.Зимняя выделяет следующие характеристики общей культуры взрослого человека:

•    культура личности, саморегуляции (уважение достоинства другого человека и сохранение собственного достоинства в разнообразных ситуациях социального взаимодействия);

•    культура быта, труда, отдыха, здорового образа жизни, общения (адекватность человека ситуациям бытового, профессионального, общественного взаимодействия);

•    культура нормативного поведения, этика отношений, социального взаимодействия (соблюдение этно-социокультурных традиций, норм, обычаев этикета во взаимодействии);

•    культура интеллектуальной и предметной деятельности, культура интеллекта (актуальная готовность использования общекультурного интеллектуального фонда знаний, сформированного содержанием полного среднего и высшего образования в процессе решения задач социального взаимодействия);

•    культура личностного самоопределения (ненасыщаемость потребности удовлетворения и продолжения личностного социокультурного развития и саморазвития);

•    культура социального бытия (социальная ответственность за себя, свое

 

поведение, ответственность за благополучие других);

• общецивилизационная культура (ориентировка в основных ценностно­смысловых доминантах современного мира, страны, общества; в основных направлениях истории и сохранения культурной жизни мира, страны) [21].

И.А. Зимняя, определяя связь между общей культурой и профессиональной компетентностью человека, утверждает, что «если общая культура - это социально-детерминированный способ жизнедеятельности человека, то профессиональная компетентность есть проекция этого способа на определенную сферу, область деятельности» [21].

Таким образом, анализ современных взглядов на понимание феномена «культура» приводит к пониманию культуры как социального, производящего и личностного явления.

Таким образом, мы принимаем трактовку понятия «культура» данное А.Я. Флиером, который понимал под культурой комплекс «нормативно­регулятивных, ценностно-смысловых, знаково-коммуникативных и социально- воспроизводственых механизмов и средств, обеспечивающих коллективный характер форм жизнедеятельности людей и процедуры межпоколенной передачи социального опыта [36].

 

Вся работа доступна по ссылке  http://mydisser.com/ru/catalog/view/31658.html  

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.