У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Сущностные характеристики культурологической подготовки в вузе менеджеров по связям с общественностью, ее специфика и функции

В настоящее время вопросы, посвященные культурологической подготовке, широко обсуждаются в отечественной педагогической науке и практике. Это связано, как с появлением в рамках традиционных научных дисциплин - психологии, экономики, социологии, политологии специальных научно- практических отраслей: культурологии, которая с 1992 года становится обязательной для изучения во всех вузах России, теории и практики рекламы, паблик рилейшнс, имиджелогии и других, так и с процессами гуманизации и гуманитаризации образования.

В рамках темы исследования проведем анализ понятий «культурологическая подготовка», «культурологическое образование», «культурологическая компетентность», «культурологический подход».

Культурологическую подготовку (образование) можно рассматривать в трех аспектах:

-     как подготовку, ведущуюся согласно логике культуры, то есть культуросообразную;

-     как подготовку в рамках изучения культурологии и культурологических дисциплин;

-     как собственно культурологический подход.

Рассмотрим первый аспект. О культуросообразности говорил еще Ф.А. Дистервег. Немецкий педагог призывал учитывать в процессе образования условия, в которых находится человек и культуру данного общества. «Всякое состояние культуры данного народа есть основа, базис, есть нечто данное и реальное, из которого развивается последующее состояние. Поэтому та ступень культуры, на которой мы находимся в данное время, предъявляет к нам требование, что бы мы действовали сообразно с ней, если хотим добиться положительных результатов... [39].

Современное прочтение принципа культуросообразоности дает B.C.

Безрукова. С ее точки зрения - принцип культуросообразности это идея о максимальном использовании в воспитании, образовании и обучении культуры той среды, в которой и для развития которой создано учебное заведение - культуры региона, народа, нации, общества, страны. Реализуется принцип через правила: понимание педагогического процесса как культурно-исторической ценности; максимальное использование семейной и региональной материальной и духовной культуры; обеспечение единства национального, интернационального, межнационального и интерсоциального начал в воспитании, образовании, обучении; формирование творческих способностей и установок учащихся на потребление, сохранение и создание новых культурных ценностей [40].

Если обратится к истории педагогики и образования, то можно наблюдать как происходила борьба между природосообразной и культуросообразной концепциями. Однако идея природосообразности в том, что становление человека и его образование заключается в раскрытии сущностных сил человека, которые даны ему природой или Бога. Что касается концепции культуросообразности образование становление человека, то есть усвоение им способностей и определенных форм жизнедеятельности, зависит от влияния общественной жизни.

Этот принцип также получил обоснование и развитие в отечественной педагогической науке и образовании. Н.М. Карамзин, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Н.И. Пирогов и другие связывают данный принцип с ориентацией становления человека на ценности российской национальной культуры и с воспитанием личности человека в национальной культуре.

В современном образовательном процессе принцип культуросообразности получает дальнейшее развитие, он становится методологическим основанием разработки культурологических концепций образования и гуманистического воспитания.

Саксонова Л.П. считает, что «культуросообразность обучения - это организация учебно-воспитательной среды, способствующая достижению высокого уровня профессионализма, философскому осмыслению и саморефлексии профессии, это мера и способ творческой самореализации специалиста в разнообразных видах деятельности и общения, направленных на освоение, передачу и создание профессиональных ценностей и новых технологий» [41].

Н.Б. Крылова, создатель Института педагогических инноваций РАО, полагает, что в настоящее время возникла настоятельная необходимость в «культурологии образования» [42]. Н.Б. Крылова предлагает образовательную модель культуросообразной школы. В основе реализации культурной парадигмы утверждает автор лежат: разнообразные культурные практики; индивидуальные достижения каждого учащегося; междисциплинарная организация учебного материала; исчезновение дополнительного образования как такового и т.д.

Введение культурного контекста в содержание и формы образования рассматривает известный российский философ Л.П. Буева. «Культурный контекст образования ликвидирует обособленность знаний, придавая им социоисторические измерения, сообщая целостность процессу усвоения знаний и укореняя их в социальной и национально-этнической почве, в геополитическом пространстве и историческом времени» - подчеркивает Л.П. Буева [40].

Введение культурного контекста в образование - это педагогически организованный процесс усвоения культуры, совокупность методологических приёмов, обеспечивающих анализ и отбор культурной информации, ее систематизацию, методов ее усвоения, связь с нормами, ценностями, личностными смыслами, развитием, как рациональной сферы человека, так и мира чувств.

Таким образом, культурологическое образование это есть культуросообразное образование, ориентированное на введение культурного контекста.

«Человек культуры» или «культуросообразно образованнная личность» с точки зрения Е.В. Бондаревской, это обладание такими качествами, как свобода, духовность, гуманность, творческость, адаптивность. В соответствии с концепцией Е.В. Бондаревский, человек культуры выполняет функции сохранения, воспроизводства и развития культуры, обслуживания исторического процесса смены поколений, создания условий для свободного развития личности как субъекта культуры, истории и собственного жизнетворчества.

Отсюда возникает ряд вопросов, которые не имеют и не могут иметь однозначных ответов. Что такое культура и что такое культурный контекст? На первый вопрос мы попытались ответить в первом параграфе нашего исследования. Мы придерживаемся определения, которое дает А.Я. Флиер: культура в узком смысле понимается как комплекс нормативно-регулятивных, ценностно-смысловых, знаково-коммуникативных и социально­воспроизводственных механизмов и средств, обеспечивающих коллективный характер форм жизнедеятельности людей и процедуры межпоколенной передачи социального опыта [52].

Таким образом, когда речь идет о культуросообразности образования, необходимо понимать, что содержание образования и черты выстраиваемой культурной компетентности человека всегда соответствуют социокультурному типу данного общества, т.е. соответствуют ценностно-смысловому содержанию социальной жизни человека данного общества.

В настоящее время в современной России идет процесс разрушения традиционной культуры, ее норм, ценностей и установок. В каком направлении развивается кризис культуры, и содержатся ли в нем самом предпосылки выхода из него, т.е. обретения культурой нового качества рассуждают представители разных направлений российской науки [46]. Одни считают, что предстоит смена российского типа культуры на европейский, представители другого направления говорят о том, что такая смена уже идет, но она заключается не в заимствовании европейских модернистских норм и ценностей, а в утверждении их самобытной версии; следующий взгляд определяется тем, что радикальная смена типа культуры невозможна; однако представители последующего направления убеждены в том, что европеизация России немыслима в принципе [46].

 

Вся работа доступна по ссылке  http://mydisser.com/ru/catalog/view/31658.html  

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.