Быстрый переход к готовым работам
|
Служебная дисциплина на государственной гражданской службеДисциплина, основанная на принципе законности, является объективным условием эффективности' государственного управления. Поэтому «дисциплина в государственном управлении - определенный порядок поведения субъектов. государственно-управленческих процессов в их отношениях, возникающих при взаимодействии.* с государственными органами, соблюдение которого обеспечивается внешними санкциями, и принудительными1 мерами»[1]. Согласно проведенным социологическим исследованиям, в системе государственной- службы в значительной мере обесценились нормы профессиональной этики и правила служебного поведения: В рейтинге норм служебного поведения только- 33% государственных гражданских служащих считают, что необходимо быть дисциплинированными[2]. Между тем, невозможно достигнуть надлежащего эффекта для общества посредством государственного управления без выстроенной и понятной системы регулирования поведения государственных служащих, в том числе гражданских служащих. Таким образом, «изучение и укрепление таких механизмов регулирования поведения государственных служащих приобретает особое значение в процессе формирования эффективного государства»[3]. Учитывая, что несоблюдение дисциплины лежит в основе применения мер ответственности, необходимо‘остановиться на исследовании содержания явления, формулирования его дефиниции. В данном случае, рассуждая о системе регулирования поведения служащих, прежде всего, необходимо выяснить понятие и значение дисциплины - как элемента государственного управления. В латинском языке, дисциплина (disciplina) означает наставление, воспитание, то есть характеризуется как некий процесс, элемент регулирования поведения. Первое синтаксическое определение данного явления появляется в словарях девятнадцатого века. Несмотря на то, что к концу 19 века государственная гражданская служба четко отделилась от военной, в словаре В. Даля, вышедшего в 1880 году, понятие дисциплины в большей степени связано с военной службой. Так, дисциплина определяется как воинское повиновение, послушание, порядок подчиненности, чинопочитание, воинская управа, расправа1 Немного позднее в энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и.Е.А. Эфрона понятие дисциплины и понятие воинской дисциплины уже разведены. Под дисциплиной понимается совокупность мер и правил, обязательных для всех, входящих в состав известного организованного целого.[4] Под воинской же дисциплиной понимается совокупность условий, определяющих взаимоотношения между военными начальниками и их подчиненными[5]. Современные словари, в том числе словарь русского языка G. M. Ожегова, под дисциплиной определяют обязательное для всех членов какого-либо коллектива подчинение установленному порядку, правилам.[6] Анализируя дальнейшие работы по изучению дисциплины, авторы, так или иначе, используют в основе своих дефиниций указанные определения дисциплины. Считается, что это свод правил, для других - социальные отношения, или же отношения подчинения, для третьих средство, регулирующее повиновение. Однако, как представляется, все эти определения обозначают отдельные признаки этого многогранного явления, которое должно включать в себя совокупность всех его аспектов и элементов. Во-первых, понятие «дисциплина» используется в разных сферах деятельности, в связи с чем, дисциплина - это междисциплинарная категория. Так, дисциплину рассматривают психологи (с точки зрения мотивации и психологической стимуляции труда работников), социологи (с точки зрения влияния дисциплины на взаимоотношения в коллективе), экономисты (с точки зрения влияния дисциплины на производительность труда) и другие. Вопросы социального коллектива, взаимодействия индивидов, отношения подчинения в коллективе достаточно изучены социальными науками. Например, социологи давно опредёлили, что дисциплина является важнейшей предпосылкой нормального существования общества, «благодаря ней, поведение людей принимает упорядоченный характер, что обеспечивает коллективную деятельность и функционирование социальных организаций»[7]. Установлено, что для одних индивидов дисциплина — это воспитанные привычки человека, для других — это только послушание. Так, М.Вебер отмечал, что дисциплина означает найти быстрое автоматическое послушание у данного множества людей, которое совершается в силу оказываемого влияния[8]. А.Файоль обозначал дисциплину как «уважение к 17 условностям» . Данные психологические аспекты дисциплины имеют немаловажное, но не главное значение. С одной стороны, данные исследования свидетельствуют о таких составляющих дисциплины как субъективное отношение управляемого лица, а также указывают на то, что дисциплина, прежде всего, средство организации социальных связей, для каких-то людей посредством возможного давления, для других посредством воспитания и обучения. Следовательно, это может быть использовано и при достижении дисциплины на государственной службе. Безусловно, обучение служащих установленному государством стереотипу поведения необходимо. Идея, высказанная В.И. Лениным, оказалась актуальной и сегодня: «От всякого нового общественного порядка требуются новые отношения между людьми, новая дисциплина, позволяющая соблюдать общественный' порядок»[9]. Существенен и психологический момент потенциального принуждения в достижении установленной дисциплины, который впрочем, не должен быть определяющим.
[1] Государственное управление: основы теории и организации. Учебник. / Под ред. В.А Козбанснко. М: «Статут», 2000. С 402. [2] Бонков В.Э. Государственная служба. Взгляд изнутри н извне // Социологические исследования. 2003. №9. С.85-91. [3] Хозяинов Л.Г. Механизмы укрепления дисциплины государственных гражданских служащих // Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. М.: Издательство Спарк, 2005. №4. С.35-44. [4] Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и Е.Л. Эфрона. Спб., 1997.С.672. [5] Там же. [6] Словарь русского языка С.М. Ожегова. М.: Русский язык, 1988. С.345. [7] См., например: Гвишиани Д.М. Организация и управление. М., 1972; Дункан У. Основополагающие идеи в менеджменте. М.: Дело, 1996: Валова Д.В. Социальный менеджмент - Академия труда и социальных отношений, 1999. [8] Вебер М. Хозяйстпо и общество. М.: Юр. лит., 2003. С.111. [9] В.И. Ленин. Собрание сочинении. Т. 1.М.: Правда, 1967. С. 234.
Вся работа доступна по ссылке http://mydisser.com/ru/catalog/view/32352.html |
|