У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Использование специальных знаний в розыске и идентификации несовершеннолетних, пропавших без вести

Необходимость использования специальных знаний в расследовании обу­славливается их направленностью на обнаружение, фиксацию, изъятие и исследо­вание материально-фиксированных источников криминалистической информа­ции, необходимой для решения задач расследования[1], в т.ч. розыска несовершен­нолетних, пропавших без вести.

По нашему мнению, применительно к розыскной деятельности сущность специальных знаний наиболее верно определил Е.И. Зуев. По его мнению, это профессиональные, соответствующие современному уровню развития знания в науке, технике, искусстве или ремесле, использование которых в целях решения задач судопроизводства содействует выявлению доказательственной и ориенти­рующей информации, приобретающей значение при установлении истины по уголовным и гражданским делам[2].

В качестве обязательных условий использования специальных знаний вы­ступают вызов следователем специалиста и вынесение постановления о назначе­нии экспертизы[3].

Особенностям тактики назначения и производства различного рода иссле­дований и экспертиз посвящено немало работ[4]. Поэтому считаем возможным ос­тановиться лишь на некоторых современных средствах и методах использования специальных знаний в розыске несовершеннолетнего, пропавшего без вести.

Как показывает практика, при осуществлении розыска пропавших детей специальные знания применяются как в процессуальных формах, а именно: на­значение и производство экспертиз (ст. 195-207 УПК РФ), привлечение специали­стов к производству следственных действий (ст. 168 УПК РФ) и получение заклю­чений специалистов (ст.58, 80 УПК РФ), так и в непроцессуальных: проведение предварительных исследований, применение методов активации памяти и т.п.

Полученная с их помощью информация во многом предопределяет содер­жание следственно-розыскных ситуаций и действий по их разрешению в целом, а также лежит в основе последующей идентификации личности пропавшего ребен­ка с обнаруженным лицом (или личностью погибшего). В этой связи следует от­метить роль специальных знаний в формировании интегральной информационной модели - «комплексного портрета личности»[5].

Для выявления события преступления, личности преступника, места удер­жания похищенного несовершеннолетнего, пропавшего без вести, или сокрытия трупа проводится полиграфный опрос заподозренных лиц из числа родственников пропавшего, лиц, привлекавшихся к уголовной ответственности, ранее судимых и т.п., а также свидетелей и очевидцев, которые по различным мотивам дают пока­зания, вызывающие сомнения в их правдивости. Применение полиграфа возмож­но как в форме использования помощи специалиста-полиграфолога при произ­водстве следственных действий[6] (например, при подготовке к допросу), имеющих розыскную направленность, так и в форме назначения и производства психофи­зиологической экспертизы на основании ст.80 УПК РФ.

Полиграфный опрос заподозренного либо подозреваемого, обвиняемого проводился только по 7 изученным уголовным делам (5%). Учитывая, что в 50,5% случаев перечисленные лица были знакомы с потерпевшими, в 27,4% случаев на­ходились с ними в родственных отношениях и ранее при допросе дали ложные показания, применение полиграфа осуществлялось явно недостаточно.

Изучение примеров положительного опыта розыска несовершеннолетних, пропавших без вести[7], показало, что специалист-полиграфолог в составе следст­венно-оперативной группы участвует в осмотре места происшествия, изучает об­стоятельства исчезновения несовершеннолетнего, другую информацию, имею­щую отношение к делу. При необходимости следователь проводит и иные следст­венные действия (осмотр места происшествия, обыск, допрос свидетелей и др.) с участием полиграфолога.

Обязательным условием психофизиологического исследования является предварительное получение заявления о добровольном согласии обследуемого лица на его проведение. Как показало наше диссертационное исследование, отказ заподозренного лица от полиграфного опроса в ряде случаев является одним из признаков противодействия расследованию[8].

В зависимости от исходной следственно-розыскной ситуации, полиграф может служить выявлению следующей криминалистически значимой информа­ции:

1.                    Если преступник не знаком с пропавшим несовершеннолетним либо зна­комство носило случайный характер, а место преступления напрямую не связано с ним, применение полиграфа должно быть ориентировано на установление: спо­соба сближения с жертвой; способа приведения жертвы в беспомощное состоя­ние; способа и места сокрытия трупа.

2.                    Если между преступником и пропавшим несовершеннолетним существо­вала связь личного характера, известная окружающим, применение полиграфа в этой ситуации должно быть ориентировано на установление:

-   способа и места уничтожения (сокрытия) трупа;

-   способа сокрытия следов на месте преступления (ремонт квартиры, чистка мягкой мебели, ковров и т. д.);

-   способа отвлечения от себя подозрений (имитация активности в поиске потерпевшего, распространение слухов о его отъезде и т.п.).

Как показало изучение уголовных дел, следователь в поручении о назначе­нии полиграфного опроса (постановлении о проведении психофизиологической экспертизы с помощью полиграфа) на разрешение соответственно специалиста или эксперта ставит следующие вопросы:

а) выявляются ли в ходе психофизиологического исследования с использо­ванием полиграфа реакции, свидетельствующие о том, что обследуемое лицо рас­полагает информацией о деталях события безвестного исчезновения?

б) вследствие отражения каких обстоятельств могла быть получена обсле­дуемым лицом эта информация? Могла ли она быть получена в момент соверше­ния преступления?

в) какова реакция исследуемого на упоминание о тех или иных лицах, воз­можно причастных к совершению преступления (пол, возраст, индивидуальные черты, характер поведения и т.п.)?

г) какова реакция исследуемого на упоминание о возможных местах нахож­дения ребенка или его трупа?

Зарегистрированный специалистом уровень психофизиологических реакций позволяет с различной степенью вероятности установить сущность происшедшего события, сузить круг заподозренных лиц, опровергнуть одни розыскные версии и сконцентрировать усилия на проверке других.

В ряде случаев в заключении специалист может помочь следователю сфор­мулировать однозначный вывод о причастности либо непричастности обследуе­мого лица к .совершению преступления. Так, 25.08.2010 г. в пгт. Ушумун Амур­ской области пропал без вести Роман С., 16 лет. В ходе расследования было уста­новлено, что около 23 часов пропавший несовершеннолетний был избит в доме, а затем на улице Таскаевым и Мирошниковым. На допросе в качестве подозревае­мых Таскаев и Мирошников подтвердили факт нанесения побоев Роману С., но заявили о своей непричастности к его убийству. Опрос Таскаева и Мирошникова специалистом-полиграфологом также не подтвердил их причастность к убийству несовершеннолетнего.

При проверке розыскной версии об уходе Романа С. из дома, разыскивае­мый был обнаружен в другом районе области. Он сообщил, что скрытно выехал из Ушумуна, боясь расправы преступников. Преступление переквалифицировано с ч.1 ст.105 на ст.116 УК РФ[9].

Следует согласиться и с тем, что заключение полиграфолога должно под­вергаться тщательной, всесторонней критической оценке[10]. Как показывает прак­тика, в ряде случаев при полиграфном обследовании в силу отсутствия достаточ­ного времени следователем и полиграфологом не в полной (необходимой) мере изучается личность опрашиваемого и противодействие преступника может при­вести специалиста к ложному выводу.

Исходя из вышеизложенного, мы считаем, что применению полиграфа дол­жен предшествовать сбор следователем характеризующей информации об обсле­дуемом лице (изучение личных дел по месту работы, отбывания в прошлом нака­зания; оперативных данных и т.п.) и изучение его личности специалистом- психологом. В связи с вопросами диагностики ложных показаний и приемов пра­вомерного психического воздействия на лиц, противодействующих расследова­нию, учеными рекомендовано создание психологического портрета лица на осно­ве психодиагностической габитарной (о внешнем облике человека) и этологиче- ской (поведенческой) информации.

Поскольку при создании психологического портрета лица используются специальные знания в области психологии, криминалистики, теории оперативно­розыскной деятельности, судебной психиатрии и других отраслей знания, такой портрет точнее называть комплексным[11]. Прав С.В. Милюков, утверждая, что од­ной из целей создания и использования комплексного психологического портрета является идентификация погибшего или разыскиваемого лица.

Учитывая, что для решения задачи создания комплексного портрета пре­ступника следователю (дознавателю) необходимо обеспечить согласованную ра­боту целого ряда специалистов разных отраслей знаний, требуется разработка ме­тодики данного обеспечения, которой наука и практика расследования пока не располагают.

Другим перспективным направлением получения вербальной розыскной информации является использование методов активации памяти свидетелей и потерпевших (в т.ч. несовершеннолетних) с применением трансовых технологий (гипнорепродукции)[12]. Процессуальным основанием использования специальных знаний специалиста-психолога, владеющего данной методикой, является поруче­ние следователя. Метод применяется только с согласия испытуемого. В результа­те испытуемый сообщает сведения (описывает приметы, место сокрытия разы­скиваемых объектов и т.п.), которые в обычном состоянии не мог воспроизвести. Осуществляется аудио- и видеофиксация полученной информации.

 


[1] Комментарий к Федеральному закону «О государственной судебно­экспертной деятельности» / Отв. ред. Ю.Г. Корухов, Ю.К. Орлов, В.Ф. Орлова. М., 2002; Российская Е.Р. Теория судебной экспертизы. М., 2009. С. 10.

[2] Зуев Е.И. Формы участия специалиста-криминалиста в оперативно­розыскных мероприятиях. М., 1980. С.З; Сорокотягин И.Н., Сорокотягина Д.А. Судебная экспертиза (экспертология). Екатеринбург, 2000. С.5.

[3] 4.1 и 2 ст.57, 4.1 и 2 ст.58, ч.1 ст. 168, ч.1 ст.195 УПК РФ; Ст.13 Федерального закона от 31.05.2001 №73-Ф3 «О государственной судебно­экспертной деятельности в Российской Федерации».

[4] См., например: Жбанков В.А. Образцы для сравнительного исследования в уголовном судопроизводстве. М., 1969; Шляхов А.Р. Судебная экспертиза: организация и проведение. М., 1979; Вандер М.Б. Тактика использования специальных знаний на предварительном следствии. Раздел III. Настольная книга следователя / Рук. авт. кол. Н.П. Дудин. СПб, 2008; Практическое руководство по

[5] См., например: Милюков С.В. Современные возможности использования свойств человека при установлении личности в раскрытии и расследовании преступлений: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011; Пичугин С.А. Криминалистическое установление личности с использованием субъективных отображений признаков внешности человека: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011; Устинов В.В. Модельные методы судебно-почерковедческого исследования: проблемы и тенденции развития: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011.

[6] См.: Полиграф в России: 1993-2008. Ретросп. сб. статей / Авт. - сост. Ю.И. Холодный. М., 2008; Сошников А.П., Комиссарова Я.В., Пеленицын А.Б., Федоренко В.Н. Полиграф в практике расследования преступлений. Методические рекомендации. М., 2008.

[7] Информационное письмо прокуратуры Еврейской автономной области в Генеральную прокуратуру РФ «О положительном опыте использовании полигра­фа в раскрытии и расследовании убийства, совершенного в условиях неочевидно­сти». Исх. №15-63/2004 от 02 февраля 2004 г.

[8] См. подробно в четвертом параграфе 4 главы 2 настоящего исследования.

[9] Архив Магдагачинского районного суда Амурской области за 2011 г., уголовное дело №26287.

[10] Могутин Р.И., Субботина М.В. Использование полиграфа в раскрытии и расследовании преступлений. Волгоград, 2005. С.37.

[11] Соколова O.A. Психолого-криминалистическое диагностирование человека в условиях противодействия расследованию // Противодействие расследованию преступлений и меры по его преодолению: Сб. матер. 51 криминалистических чтений. В 2-х ч. М., 2010. 4.2. С.255; Милюков С.В. Современные возможности использования свойств человека при установлении личности в раскрытии и расследовании преступлений: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011. С.12.

[12] Каменев И.И. Способы активизации памяти участников уголовного судо­производства, использование результатов в расследовании преступлений про­шлых лет // Предварительное следствие. Вып.4(6). М.,2009. С.93.

 

Вся работа доступна по ссылке  http://mydisser.com/ru/catalog/view/26762.html    

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.