Быстрый переход к готовым работам
|
Теоретико-правовой анализ правил охраны и использования недр и проблемы их примененияВ юридической литературе прочно закрепилась теория разделения диспозиций законодательных актов на виды. В соответствии с этой классификацией нормы, предусматривающие ответственность за экологические преступления, относятся к бланкетным, имеют специфические особенности и построены таким образом, что рассредоточены по разным нормативным актам, делая неотъемлемой взаимосвязь уголовного права (в части охраны окружающей среды) с другими отраслями права. Во избежание расширительного толкования нормативных положений различных структур исполнительной власти, а также органов предварительного следствия многие авторы считают, что правила, на которые имеются ссылки в бланкетных диспозициях статей Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), должны определяться законом[1]. Возникает вопрос, насколько это предложение применимо к нормам, предусматривающим ответственность за экологические преступления? Прежде всего, не совсем понятно, каким законом должны определяться указанные правила - уголовным или иным - специальным. Существует мнение, что УК РФ необходимо включить в приложение, содержащее все законы или их отдельные нормы, необходимые для оценки содеянного[2]. На наш взгляд, данное предложение на практике неосуществимо, так как в соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В качестве примеров можно привести законы субъектов Российской Федерации, определяющие механизмы владения, пользования и распоряжения недрами и землей[3]. Анализ законодательных актов в свете рассматриваемой проблемы свидетельствует, что включение всей законодательной базы субъектов РФ в применение к данной норме УК РФ не представляется возможным. В одной только Калининградской области нормативных правовых актов, регулирующих данные отношения, более 20[4]. По некоторым оценкам, на начало 2001 года число нормативных актов федерального уровня, обращение к которым необходимо для уяснения сущности экологических преступлений, превышало 50, а подзаконных нормативных правовых актов и законов субъектов Российской Федерации, регулирующих, насчитывалось 800. Сегодня, как показывает практика, их значительно больше[5]. Присоединить это многообразие нормативных актов к УК РФ невозможно, да и необоснованно. Учитывая тот факт, что законодательство вообще, и экологическое в частности не характеризуется статичностью, постоянно изменяясь и дополняясь, а отдельные вопросы в разных субъектах Российской Федерации регулируются по-разному, можно утверждать, что попытка формирования такого приложения была бы обречена на неудачу. Некоторые ученые отмечают в качестве недостатка действующего природоохранного законодательства отсутствие единого-отраслевого кодифицированного закона; в котором[6] был бы закреплен полный перечень экологических прав субъектов экологических правоотношений?. Теоретически .наличие такого кодифицированного природоохранного закона значительно упростило бы толкование бланкетных норм, предусматривающих ответственность за экологические: преступления. Однако на практике реализовать данное предложение не представляется возможным: Дело :• в, том,. что все многообразие ;■ природоохранных отношении не может полно й качественно регулироваться только одним законом: Даже если подобный закон будет разработан, вряд ли это можно будет назвать шагом в .сторону совершенствования законодательства, скорее всего это будет «мертвый» закон; лишь декларирующий определенные положения. По нашему мнению, законодателю необходимо сконцентрироваться на совершенствовании действующих законов, не размываяприродоохранные нормы по большому количеству нормативных правовых актов; а также предложить правоприменителю своды. законов по направлениям охраны окружающей среды. Диспозиция актуальной для настоящего исследования ст. 255 УК РФ -«Нарушение правил охраны, и использования недр», как и других статей уголовного закона, направленных на охрану экологической безопасности, имеет ссылочнобланкетный характер, поскольку для надлежащей квалификации общественно опасного деяния как преступления отсылает правоприменителя к иным законам и подзаконным нормативным актам. Поэтому при рассмотрении вопросов предупреждения, выявления; раскрытия и расследования нарушений правил охраны и использования недр, возникает необходимость изучения правовых основ охраны указанных правоотношений. Правила охраны и использования; недр являются частью-общих правил охраны окружающей среды при производстве работ. Нарушение указанных правил влечет уголовную ответственность по ст. 246 У1< РФ, а содержатся они в законодательных и иных нормативных актах экологического и недроресурсного права. Норма, предусмотренная, ст. 255 УК РФ, выступает, таким образом, специальной по отношению к общей норме. В то же время ст. 255 УК РФ обладает и своим категориальным аппаратом, который требует специального разъяснения. Рассматриваемую группу правил охраны и использования недр по. их содержанию необходимо отличать от общих и специальных правил безопасности, направленных, прежде всего, на охрану жизни и здоровья людей, неприкосновенность личности, в биологическом смысле, ответственность за нарушение которых предусмотрена,иными статьями УК РФ (напр., ст. 216,217,218,238 УК РФ и др.)[7]. Понятие «охрана недр» аналогично понятию, «охрана природных ресурсов» и предполагает деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов власти субъектов Российской Федерации; местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленную на сохранение недр, их рациональное использование, предотвращение экологически вредного воздействия от хозяйственной или иной деятельности человека. В' законодательстве Российской Федерации отсутствует понятие «охрана недр», но определяются основные требования по рациональному использованию и охране недр[8]. Правила охраны и использования недр содержатся в федеральных законах, постановлениях Правительства Российской Федерации, подзаконных актах министерств и ведомств, исполнительных и представительских органов власти субъектов Российской Федерации, а также в актах органов местного самоуправления. Избыточное число источников, содержащих природоохранные правила, затрудняет применение положений ст. 255 УК РФ, а это в свою очередь порождает проблемы квалификации совершенных правонарушений. Так, более тысячи правил находим в Строительных нормах и правилах, которые необходимо соблюдать при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации горнодобывающих предприятий или подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых[9]. Разрешение проблемы применения правил охраны и использования недр возможно на основе анализа основных элементов, к которым относятся: экологические обязанности; требования к рациональному использованию и охране недр при осуществлении деятельности; экологические нормативы и технические регламенты.
[1] Уголовное право: Части Общая и Особенная: Учебник / Под общ. ред. Л.Д. Гаухмана, Л.М.Колодкина, С.В. Максимова. - М.: Юриспруденция, 1999. - С. 43. [2] См.: Курчепко В.Д. Проблемы применения норм о преступлениях против экологической безопасности населения: Дне.... канд. юрид. наук. - Волгоград, 2000. - С. 60. [3] См.: Закон Республики Алтай от 02.03.1993 г. «О недрах и недропользовании» // Ведомости Верховного Совета Республики Алтай. - 1993. - № 3; Закон Республики Тыва от 05.02.1996 г. № 487 «О недрах» // Тувинская правда. - 1996; Закон Новосибирской обл. от 12.02.1996 г. № 31 -03 «О недропользовании» // Ведомости Новосибирского областного Совета депутатов. - 2001. - № 25; Закон Иркутской обл. от 28.07.1999 г. № 38-оз «О недропользовании в Иркутской области» // Ведомости Законодательного Собрания. - 1999; Закон Омской обл. от 29.12.2001 г. № 334-03 «О государственном регулировании пользования недрами на территории Омской области» // Омский вестник. - 2001. - № 65; Закон Читинской обл. от 28.02.2002 г. № 353-340 «О разграничении полномочий органов государственной власти Читинской области в сфере регулирования отно- шенш! недропользования и о финансировании работ по воспроизводству минерально-сырьевой базы» // Забайкальский работай, - 2002. - № 55. - 26 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2007. - № 30, ст.3745. [4] См.: Закон Калининградской обл. от 23.12.2009 г. № 408 «О недропользовании в Калининградской области»: принят Калинишрадской областной Думой четвертого созыва 21 декабря 2009 г. // Комсомольская правда в Калининграде (специальное приложение «Официальный вестник»). - 2009. - № 194; Закон Калининградской обл. от 27.02.1996 г. № 38 «Об охране и рациональном использовании янтаря на территории Калининградской области»: принят областной Думой 15 февраля 1996 г.: по сост. на 30 июня 2009 г. // СПС «ГАРАНТ». - 2009. [5] Лопашенко Н.А. Экологические преступления: Комментарий к главе 26 УК РФ. - СПб.: Юрид. центр «Пресс», 2002. - С. 30. [6] Духно И.А. Экологический порядок: понятое и структура // Журнал российского права: -1999.-№7/8.-С. 53. • [7] Дубовик О.Л. Экологические преступления: Комментарий к главе 26 Уголовного кодекса Рос. Федерации. - М., 1998. - С. 107. [8] Об утверждении «Правил охраны недр» от 06.06.2003 г. № 71: Постановление Федерального горного и промышленного надзора Рос. Федерации: по сост. на 30.06.2009 г. // Рос. газета. - 2003.-№118. [9] См.: Строительные нормы и правила (СНяП) 3.01.04-87 «Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения» (утв. постановлением Госстроя СССР от 21.04.1987 года № 84); Строительные нормы и правша (СНиП) 2.09.03-85 «Сооружения промышленных предприятий» (утв. постановлением Госстроя СССР от 29.12.1985 г. №263); Строительные нормы и правила СНиП П-89-80; Строительные нормы и правила СНиП 3.03.01-87 «Несущие и ограждающие конструкции» (утв. постановлением Госстроя СССР от 04.12.1987 г. № 280); Ведомственные строительные нормы ВСН 05-82 «Правила приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов горнодобывающих предприятий и других объектов цветной металлургии со специфическими условиями производства продукции» (утв. протоколом зам. министра Минцветмета СССР от 16.08.1982 г. № 380 и др. // СПС «ГАРАНТ». - 2010.
Вся работа доступна по ссылке http://mydisser.com/ru/catalog/view/27018.html |
|