У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Теоретико-правовой анализ правил охраны и использования недр и проблемы их применения

В юридической литературе прочно закрепилась теория разделения диспози­ций законодательных актов на виды. В соответствии с этой классификацией нор­мы, предусматривающие ответственность за экологические преступления, отно­сятся к бланкетным, имеют специфические особенности и построены таким образом, что рассредоточены по разным нормативным актам, делая неотъемлемой взаимосвязь уголовного права (в части охраны окружающей среды) с другими от­раслями права.

Во избежание расширительного толкования нормативных положений раз­личных структур исполнительной власти, а также органов предварительного след­ствия многие авторы считают, что правила, на которые имеются ссылки в блан­кетных диспозициях статей Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), должны определяться законом[1]. Возникает вопрос, насколько это предложение применимо к нормам, предусматривающим ответ­ственность за экологические преступления? Прежде всего, не совсем понятно, ка­ким законом должны определяться указанные правила - уголовным или иным - специальным.

Существует мнение, что УК РФ необходимо включить в приложение, со­держащее все законы или их отдельные нормы, необходимые для оценки соде­янного[2]. На наш взгляд, данное предложение на практике неосуществимо, так как в соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы владе­ния, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природ­ными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъ­ектов Российской Федерации. В качестве примеров можно привести законы субъ­ектов Российской Федерации, определяющие механизмы владения, пользования и распоряжения недрами и землей[3].

Анализ законодательных актов в свете рассматриваемой проблемы свиде­тельствует, что включение всей законодательной базы субъектов РФ в примене­ние к данной норме УК РФ не представляется возможным. В одной только Ка­лининградской области нормативных правовых актов, регулирующих данные отношения, более 20[4].

По некоторым оценкам, на начало 2001 года число нормативных актов фе­дерального уровня, обращение к которым необходимо для уяснения сущности экологических преступлений, превышало 50, а подзаконных нормативных право­вых актов и законов субъектов Российской Федерации, регулирующих, насчиты­валось 800. Сегодня, как показывает практика, их значительно больше[5]. Присое­динить это многообразие нормативных актов к УК РФ невозможно, да и необоснованно. Учитывая тот факт, что законодательство вообще, и экологиче­ское в частности не характеризуется статичностью, постоянно изменяясь и допол­няясь, а отдельные вопросы в разных субъектах Российской Федерации регулиру­ются по-разному, можно утверждать, что попытка формирования такого приложе­ния была бы обречена на неудачу.

Некоторые ученые отмечают в качестве недостатка действующего природо­охранного законодательства отсутствие единого-отраслевого кодифицированного закона; в котором[6] был бы закреплен полный перечень экологических прав субъек­тов экологических правоотношений?. Теоретически .наличие такого кодифициро­ванного природоохранного закона значительно упростило бы толкование блан­кетных норм, предусматривающих ответственность за экологические: преступле­ния. Однако на практике реализовать данное предложение не представляется воз­можным: Дело :• в, том,. что все многообразие ;■ природоохранных отношении не мо­жет полно й качественно регулироваться только одним законом: Даже если по­добный закон будет разработан, вряд ли это можно будет назвать шагом в .сторону совершенствования законодательства, скорее всего это будет «мертвый» закон; лишь декларирующий определенные положения. По нашему мнению, законодате­лю необходимо сконцентрироваться на совершенствовании действующих зако­нов, не размываяприродоохранные нормы по большому количеству нормативных правовых актов; а также предложить правоприменителю своды. законов по на­правлениям охраны окружающей среды.

Диспозиция актуальной для настоящего исследования ст. 255 УК РФ -«На­рушение правил охраны, и использования недр», как и других статей уголовного закона, направленных на охрану экологической безопасности, имеет ссылочно­бланкетный характер, поскольку для надлежащей квалификации общественно опасного деяния как преступления отсылает правоприменителя к иным законам и подзаконным нормативным актам. Поэтому при рассмотрении вопросов преду­преждения, выявления; раскрытия и расследования нарушений правил охраны и использования недр, возникает необходимость изучения правовых основ охраны указанных правоотношений.

Правила охраны и использования; недр являются частью-общих правил ох­раны окружающей среды при производстве работ. Нарушение указанных правил влечет уголовную ответственность по ст. 246 У1< РФ, а содержатся они в законо­дательных и иных нормативных актах экологического и недроресурсного права. Норма, предусмотренная, ст. 255 УК РФ, выступает, таким образом, специальной по отношению к общей норме. В то же время ст. 255 УК РФ обладает и своим ка­тегориальным аппаратом, который требует специального разъяснения.

Рассматриваемую группу правил охраны и использования недр по. их со­держанию необходимо отличать от общих и специальных правил безопасности, направленных, прежде всего, на охрану жизни и здоровья людей, неприкосновен­ность личности, в биологическом смысле, ответственность за нарушение которых предусмотрена,иными статьями УК РФ (напр., ст. 216,217,218,238 УК РФ и др.)[7].

Понятие «охрана недр» аналогично понятию, «охрана природных ресурсов» и предполагает деятельность органов государственной власти Российской Феде­рации, органов власти субъектов Российской Федерации; местного самоуправле­ния, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физи­ческих лиц, направленную на сохранение недр, их рациональное использование, предотвращение экологически вредного воздействия от хозяйственной или иной деятельности человека.

В' законодательстве Российской Федерации отсутствует понятие «охрана недр», но определяются основные требования по рациональному использованию и охране недр[8].

Правила охраны и использования недр содержатся в федеральных зако­нах, постановлениях Правительства Российской Федерации, подзаконных актах министерств и ведомств, исполнительных и представительских органов власти субъектов Российской Федерации, а также в актах органов местного само­управления.

Избыточное число источников, содержащих природоохранные правила, затрудняет применение положений ст. 255 УК РФ, а это в свою очередь порож­дает проблемы квалификации совершенных правонарушений.

Так, более тысячи правил находим в Строительных нормах и правилах, которые необходимо соблюдать при проектировании, размещении, строитель­стве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации горнодобывающих предприятий или подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых[9].

Разрешение проблемы применения правил охраны и использования недр возможно на основе анализа основных элементов, к которым относятся: эколо­гические обязанности; требования к рациональному использованию и охране недр при осуществлении деятельности; экологические нормативы и техниче­ские регламенты.

 


[1] Уголовное право: Части Общая и Особенная: Учебник / Под общ. ред. Л.Д. Гаухмана, Л.М.Колодкина, С.В. Максимова. - М.: Юриспруденция, 1999. - С. 43.

[2] См.: Курчепко В.Д. Проблемы применения норм о преступлениях против экологической безопасности населения: Дне.... канд. юрид. наук. - Волгоград, 2000. - С. 60.

[3] См.: Закон Республики Алтай от 02.03.1993 г. «О недрах и недропользовании» // Ведомо­сти Верховного Совета Республики Алтай. - 1993. - № 3; Закон Республики Тыва от 05.02.1996 г. № 487 «О недрах» // Тувинская правда. - 1996; Закон Новосибирской обл. от 12.02.1996 г. № 31 -03 «О недропользовании» // Ведомости Новосибирского областного Совета депутатов. - 2001. - № 25; Закон Иркутской обл. от 28.07.1999 г. № 38-оз «О недропользовании в Иркутской области» // Ве­домости Законодательного Собрания. - 1999; Закон Омской обл. от 29.12.2001 г. № 334-03 «О государственном регулировании пользования недрами на территории Омской области» // Ом­ский вестник. - 2001. - № 65; Закон Читинской обл. от 28.02.2002 г. № 353-340 «О разграничении полномочий органов государственной власти Читинской области в сфере регулирования отно- шенш! недропользования и о финансировании работ по воспроизводству минерально-сырьевой базы» // Забайкальский работай, - 2002. - № 55. - 26 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2007. - № 30, ст.3745.

[4] См.: Закон Калининградской обл. от 23.12.2009 г. № 408 «О недропользовании в Кали­нинградской области»: принят Калинишрадской областной Думой четвертого созыва 21 декабря 2009 г. // Комсомольская правда в Калининграде (специальное приложение «Официальный вест­ник»). - 2009. - № 194; Закон Калининградской обл. от 27.02.1996 г. № 38 «Об охране и рацио­нальном использовании янтаря на территории Калининградской области»: принят областной Ду­мой 15 февраля 1996 г.: по сост. на 30 июня 2009 г. // СПС «ГАРАНТ». - 2009.

[5] Лопашенко Н.А. Экологические преступления: Комментарий к главе 26 УК РФ. - СПб.: Юрид. центр «Пресс», 2002. - С. 30.

[6] Духно И.А. Экологический порядок: понятое и структура // Журнал российского права: -1999.-№7/8.-С. 53.      •                                                                                                             

[7] Дубовик О.Л. Экологические преступления: Комментарий к главе 26 Уголовного ко­декса Рос. Федерации. - М., 1998. - С. 107.

[8] Об утверждении «Правил охраны недр» от 06.06.2003 г. № 71: Постановление Федераль­ного горного и промышленного надзора Рос. Федерации: по сост. на 30.06.2009 г. // Рос. газета. - 2003.-№118.

[9] См.: Строительные нормы и правила (СНяП) 3.01.04-87 «Приемка в эксплуатацию закон­ченных строительством объектов. Основные положения» (утв. постановлением Госстроя СССР от 21.04.1987 года № 84); Строительные нормы и правша (СНиП) 2.09.03-85 «Сооружения промыш­ленных предприятий» (утв. постановлением Госстроя СССР от 29.12.1985 г. №263); Строитель­ные нормы и правила СНиП П-89-80; Строительные нормы и правила СНиП 3.03.01-87 «Несущие и ограждающие конструкции» (утв. постановлением Госстроя СССР от 04.12.1987 г. № 280); Ве­домственные строительные нормы ВСН 05-82 «Правила приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов горнодобывающих предприятий и других объектов цветной металлур­гии со специфическими условиями производства продукции» (утв. протоколом зам. министра Минцветмета СССР от 16.08.1982 г. № 380 и др. // СПС «ГАРАНТ». - 2010.

 

Вся работа доступна по ссылке  http://mydisser.com/ru/catalog/view/27018.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.