У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Оператор, организующий и (или) осуществляющий обработку персональных данных: понятие и виды

Вторым участником правоотношений в сфере оборота персональных данных является оператор, под которым ФЗ «О персональных данных» понимает государственный или муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, организующее и (или) осуществляющее обработку персональных данных, а также определяющее цели и содержание обработки персональных данных.

При этом «обработкой» персональных данных считаются действия (операции) с персональными данными, включая их сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе передачу), обезличивание, блокирование и уничтожение.

Статья 5 ФЗ «О персональных данных» устанавливает шесть основных взаимообусловленных принципов обработки персональных данных:

1)      законность целей и способов обработки персональных данных и добросовестность;

2)      соответствие целей обработки персональных данных целям, заранее определенным и заявленным при их сборе, а также полномочиям оператора;

3)      соответствие объема и характера обрабатываемых персональных данных, способов обработки целям обработки;

4)      достоверность персональных данных, их достаточность для целей обработки, недопустимость обработки данных, избыточных по отношению к целям, заявленным при их сборе;

5)      недопустимость объединения созданных для несовместимых между собой целей баз данных информационных систем персональных данных;

6)      хранение персональных данных должно осуществляться в форме, позволяющей определить их субъекта, не дольше, чем этого требуют цели ИХ обработки, и они подлежат уничтожению по достижении целей обработки или и случае утраты необходимости в их достижении.

Указанные принципы должны применяться при обработке всех видов персональных данных, независимо от правоотношения, в рамках которого производится их обработка — трудового, гражданского, процессуального и пр., и, соответственно, независимо от вида оператора.

Исходя из определения, установленного ФЗ «О персональных данных», оператором считается любое лицо, как юридическое, так и физическое, получившее доступ к чужим персональным данным, которое может даже не осуществлять их обработку, а лишь организовывать этот процесс. Однако именно оператор несет ответственность за законность и качество обработки персональных данных третьих лиц.

Между тем, каждая организация в своей деятельности сталкивается с обработкой информации персонального характера: юридические лица - о сотрудниках, клиентах, контрагентах, потенциальных партнерах и пр.; органы власти, - кроме прочего, о заявителях, лицах, выступающих участниками регулируемых отношений и Т.П. Соответственно, все юридические лица, II также органы власти являются субъектами, несущими ответственность за соблюдение режима персональных данных.

Не менее, а скорее, более разнообразными являются виды персональной информации, обрабатываемой любым физическим лицом. Каждый гражданин в течение жизни неизбежно накапливает значительный объем персональных данных других лиц. Безусловно, это не всегда входит в сферу действия ФЗ «О персональных данных», например, если лицо осуществляет обработку персональных данных исключительно для личных или семейных нужд (п. 1 ч. 2 ст.1). Однако категории «личные и семейные нужды» законом не раскрыт!»]. Очевидно, законодатель, вводя их в текст закона, имел в виду использование чужих персональных данных без цели извлечения прибыли, что, впрочем, не исключает возможность получения иных выгод от такого использования (например, укрепление авторитета, улучшение деловой репутации, намерение получить вознаграждение в виде повышения по должности и т.д.).

Обращаясь к зарубежному опыту определения оператора, можно 15 качестве примера привести Закон Японии «О защите персональной информации» (2003 г.), который рассматривает в качестве такового только организацию, в распоряжении которой находятся персональные данные 5 тыс. п более сотрудников, используемые для ведения предпринимательской деятельности. Если же число сотрудников не достигает указанного предела, такая организация не вправе создавать базы персональных данных. Таким образом, японское законодательство о персональных данных не распространяется на правительственные учреждения, местные органы управления, независимые местные и административные корпорации.

Интересно отметить, что Директива 95/46/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского Союза-от 24 октября 1995 г. «О защите прав частных лиц применительно к обработке персональных данных и о свободном движении таких данных» именует субъекта, определяющего цели и средства обработки персональных данных, «контролер», вводя наряду с ним еще одного субъекта рассматриваемых отношений — «обработчика», т.е. физическое или юридическое лицо, официальный орган, агентство или иной орган, которым обрабатывает персональные данные по поручению контролера. Введение такого дополнительного субъекта правоотношений представляется вполне оправданным и обоснованным ввиду того, что сам оператор не всегда обладае т административными, техническими и/или материальными ресурсами, достаточными для самостоятельного осуществления или организации обработки персональных данных. Российский же ФЗ «О персональных данных» лишь предполагает возможность осуществления обработки персональных данных не самим оператором, а третьим лицом на основании договора (ч. 4 ст.

6)            , которое, по сути, выполняет функции обработчика. При этом цели и содержание обработки персональных данных определяются исключительно оператором, в то время как Евродирективой предусмотрена возможность определения целей и средств обработки данных как самим контролером, так и совместно с другими лицами (в частности, с обработчиком).

Цели осуществления и (или) организации оператором обработки персональных данных ФЗ «О персональных данных» четко не определяются, устанавливаются оператором самостоятельно либо могут иметь конкретизацию на уровне профильных подзаконных нормативных актов. При этом заблаговременное определение цели сбора персональных данных и соответствующий ему запрет на использование такой информации в целях, не совпадающих с первоначально заявленными, является обязательным условием легального развития рассматриваемых правоотношений.

Так, например, обработка персональных данных гражданских служащих осуществляется, как правило, в целях обеспечения соблюдения Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов, содействия гражданскому служащему в прохождении государственной гражданской службы, в обучении и должностном росте, обеспечения личной безопасности гражданского служащего и членов его семьи, а также в целях обеспечения сохранности принадлежащего ему имущества и имущества соответствующего ведомства, учета результатов исполнения им должностных обязанностей|б3.

К числу иных целей обработки персональных данных следует отнести: исполнение договора, одной из сторон которого является субъект персональных данных; статистические или иные научные цели (при условии обязательного обезличивания персональных данных); защиту жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных; доставку почтовых отправлений организациями почтовой связи, осуществление операторами электросвязи расчетов с пользователями услуг связи за оказанные

 

П                                                                             124

определения целей и средств обработки данных как самим контролером, так и совместно с другими лицами (в частности, с обработчиком).

Цели осуществления и (или) организации оператором обработки персональных данных ФЗ «О персональных данных» четко не определяются, устанавливаются оператором самостоятельно либо могут иметь конкретизацию на уровне профильных подзаконных нормативных актов. При этом заблаговременное определение цели сбора персональных данных и соответствующий ему запрет на использование такой информации в целях, не совпадающих с первоначально заявленными, является обязательным условием легального развития рассматриваемых правоотношений.

Так, например, обработка персональных данных гражданских служащих осуществляется, как правило, в целях обеспечения соблюдения Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов, содействия гражданскому служащему в прохождении государственной гражданской службы, в обучении и должностном росте, обеспечения личной безопасности гражданского служащего и членов его семьи, а также в целях обеспечения сохранности принадлежащего ему имущества и имущества соответствующего ведомства, учета результатов исполнения им должностных обязанностей|б3.

К числу иных целей обработки персональных данных следует отнести: исполнение договора, одной из сторон которого является субъект персональных данных; статистические или иные научные цели (при условии обязательного обезличивания персональных данных); защиту жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных; доставку почтовых отправлений организациями почтовой связи, осуществление операторами электросвязи расчетов с пользователями услуг связи за оказанные

 

услуги, рассмотрение претензий пользователей услугами связи; профессиональную деятельность журналиста; научную, литературную или иную творческую деятельность и др.

Говоря о статусе операторов персональных данных, следует подчеркну ть, что единственным критерием, позволяющим отнести то или иное лицо к их числу, является факт организации и (или) осуществления им обработки персональных данных. Однако, помимо объективных критериев (таких, например, как объем правоспособности и дееспособности), необходимо принимать во внимание наличие легальных критериев, позволяющих говорить об увеличении возможностей того или иного оператора участвовать в оборою персональной информации.

Например, статус адвоката дает право на получение (а, следовательно, обработку), в том числе, персональных данных, отдельные из которых могут относиться к числу «чувствительных». Понятие адвокатской тайны дано в ч. 1 ст. 8 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» и включает в себя любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю.

Формулировка «любые сведения» дает широкое поле для толкования. Частично круг сведений, составляющих адвокатскую тайну, вытекает из ч. 5 ст. 6 Кодекса профессиональной этики адвоката от 31 января 2003 г. : факт обращения к адвокату, включая имена и названия доверителей; все доказательства и документы, собранные адвокатом в ходе подготовки к делу; сведения, полученные адвокатом от доверителей; информация о доверителе, ставшая известной адвокату в процессе оказания юридической помощи; условия соглашения об оказании юридической помощи, включая денежные расчеты между адвокатом и доверителем; любые другие сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи. То есть в число данных, к которым адвокат как оператор имеет доступ, входит, в том числе, и та информация, получить свободно которую иной оператор не может.

Более того, доступ к указанным сведениям имеет не только адвокат, но его помощник и стажер (ч. 3 ст. 27 и ч. 3 ст. 28 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»), а также иные сотрудники адвокатских образований (ч.                                                                                                       10 ст. 6 Кодекса

профессиональной этики адвоката).

Рассмотрим подробнее вопрос о дифференцированном подходе закона к статусу оператора персональных данных на примере журналиста. Под журналистом понимается лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию (ст. 2 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» - далее Закон РФ «О СМИ»).

Закон РФ «О СМИ» прямо устанавливает, что при осуществлении профессиональной деятельности журналист обязан: уважать права, законные интересы, честь и достоинство граждан и организаций; проверять достоверность сообщаемой им информации; удовлетворять просьбы лиц, предоставивших информацию, об указании на ее источник; сохранять конфиденциальность информации и (или) ее источника; при получении информации от граждан и должностных лиц ставить их в известность о проведении аудио- и видеозаписи, кино - и фотосъемки (ст. 49). При этом к числу основных прав журналиста относится право на получение доступа к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну (п. 4 ст. 47 Закона РФ «О СМИ»), а значит, и персональные данные. Указанному праву корреспондируется обязанность журналиста получать согласие на распространение в средстве массовой информации сведений о личной жизни гражданина от самого гражданина или его законных представителей (п. 5 ст. 49 Закона РФ «О СМИ»), Примечательно, что последнее правило не распространяется в силу прямого

 

указания закона на случаи, когда распространение такой информации необходимо для защиты общественных интересов.

 

 

Вся работа доступна по ссылке  http://mydisser.com/ru/catalog/view/30803.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.