У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Понятие и специфика нравственности как ценности

Термин «нравственность», являясь понятием оценочным, уже многие столетия привлекает к себе внимание мыслителей различных сфер гуманитарных знаний, а в современных условиях, являясь элементом системы конституционных ценностей[1], вызывает еще больший интерес.

Философы, богословы, писатели, общественные, политические и религиозные деятели заявляют в той или иной форме раскрывают понятие «нравственность», утверждая, о значимости нравственных аспектов в жизни человека, общества и государства, акцентируя при этом внимание на схожесть по смыслу слов «этика», «мораль», «нравственность».

Рассмотрим, в чем схожесть данных понятий и их различия.

В научной литературе отмечается, что эти понятия возникли на трех разных языках.

Слово «этика» происходит от греч. «ethos» - нрав, характер, обычай. Его ввел в обиход 2300 лет назад Аристотель, который назвал «этическими» добродетели или достоинства человека, проявляющиеся в его поведении, - такие качества как мужество, благоразумие, честность, а «этикой» - науку об этих качествах[2].

Слово «мораль» - латинского происхождения. Оно образовано от «mos» (множ. число «mores»), что означало примерно то же что и «ethos» в греческом языке - нрав, обычай. Цицерон, следуя примеру Аристотеля,

образовал от него слова «тогаНэ» - моральный и «тогаШаэ» - мораль, которые стали латинским эквивалентом греческих слов этический и этика.

Нравственность - русское слово, происходящее от русского корня нрав. Оно впервые попало в словарь русского языка в XVIII столетии и стало употребляться наряду со словами «этика» и «мораль», как их синоним. Так в русском языке появились три слова примерно с одним и тем же значением.

Со временем исследуемые термины приобрели некоторые смысловые оттенки, отличающие их друг от друга. Но в практике словоупотребления эти слова практически взаимозаменяемы (а их смысловые оттенки всегда можно уловить по контексту)[3].

Изучив раздел философии который называется «Этика» приходим к выводу о том, что мораль представляет собой высший уровень нравственного сознания, а нравственность это деятельность субъектов основывающаяся на моральных ценностях.

Однако при этом также понимаем, что определить четкое содержание понятие «нравственность» в абсолютном смысле слова не осуществимо и никогда еще в истории это не было реализовано. В чистом виде не существует даже формального единства критериев нравственности, поскольку, каждый индивид, группа индивидов, общество имеют свои представления о границе нравственного и безнравственного поведения.

В научной литературе получило распространение понимание нравственности как формы общественного сознания, наряду с иными его формами[4].

Так, С.И. Ожегов дает следующее определение нравственности: «внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек;

 

этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами»[5]. В данном определении мораль сводится к определенным духовным качествам человека, а также к определенным нормам и принципам поведения, т.е. к определенной форме сознания.

Авторы Философского энциклопедического словаря пишут о том, что нравственность - один из основных способов нормативной регуляции действия человека в обществе; особая форма общественного сознания и вид общественных отношений.[6]

Существует и еще более широкая точка зрения. Так, А.Ф.Шишкин считает, что нравственность включает в себя в качестве структурных элементов не только нравственное сознание и определенный вид общественных отношений, но и поведение людей.[7]

Расширяя бытийную сферу нравственности, В.Ф. Зыбковец упоминает наряду с поведением и отношением, как элементами структуры

4

нравственности, еще один ее компонент - деятельность .

Оценивая существующие определения нравственности, следует отметить разнообразие выделяемых в них признаков, с одной стороны, и общность подходов к раскрытию природы и критериев нравственности, с другой. На наш взгляд, присутствующее разнообразие можно объяснить тем, что понятие «нравственность» как явление исследовалось в разных аспектах - философском, политическом, социальном, психологическом, религиозном (теологическом), правовом и т.д. Соответственно каждый исследователь рассматривал эту категорию со своей точки зрения, стремясь придать данному термину определение, исходящее из характера исследуемых отношений. Таким образом, нравственность как системное образование представляется возможным рассматривать как совокупность таких ее элементов, как форма общественного сознания, определенный вид общественных отношений, поведение и деятельность. Первый из этих элементов - форма общественного сознания действует не только на ментальном уровне, но и фиксируется с помощью различных социальных норм.

Основной формой нравственных отношений является общение. Именно в общении проявляется подлинная сущность человека, его личностное «Я», его моральный облик. Наиболее важным в нравственном смысле являются такие виды отношений, как отношение человека к обществу в целом, к другим людям, к самому себе, к природе.

Специфика нравственных отношений заключается в том, что: во-первых, в процессе этих отношений воплощаются нравственные принципы, жизнь индивида соотносится с высшими ценностями;

во-вторых, нравственные отношения возникают не стихийно, а целенаправленно, сознательно, свободно;

в-третьих, нравственные отношения не существуют, как правило, в чистом виде, сами по себе, а являются компонентом, стороной отношений хозяйственных, политических, религиозных и т.д. На нравственные отношения влияют особенности культуры, религии, характер отношений личности и общества.

Нравственное поведение является результатом развития личности и ее свободного выбора. Оно обусловлено нравственным сознанием и нравственными отношениями личности и является реализацией нравственных ценностей (добра, справедливости, свободы и т.д.). Поведение человека ярко характеризует его нравственную культуру. Исходным элементом нравственного поведения является поступок, который представляет собой действие, имеющее позитивную нравственную значимость. Он определяется предшествующей и последующей деятельностью морального сознания человека и моральными отношениями в обществе. Именно эти моменты оказывают большое влияние на содержание нравственного поступка, который характеризует степень нравственной зрелости человека в постановке целей, выбору соответствующих им средств и морально ответственном действии. Вместе с тем следует отметить, что главным фактором нравственного поведения являются моральные убеждения личности, уровень ее нравственной культуры, ее волевой настрой. В зависимости от того, как понимает человек добро и зло, справедливость, счастье, смысл жизни, строится линия его поведения в конкретных жизненных ситуациях.

Нравственное поведение включает мотивацию поступка и его оценку (самооценку). Мотивация поведения личности так же важна, как и поступок. Она возникает до его реализации и действует в период совершения действия. Мотив побуждает к действию. Однако мотивы и поступки могут и не совпадать или не соответствовать друг другу: так не всегда благие намерения (мотивы) порождает столь же благие поступки. Связь между мотивом и поступком неоднозначна: один и тот же мотив может заставить совершить человека разные поступки. И наоборот: одна и та же линия поведения может определяться разными мотивами. При оценке уровня нравственности личности должны учитываться не только результаты, но и мотивы, движущие ее поступками. При анализе же нравственного поведения учитываются мотивы, последствия поступка, а также используемые средства и условия, в которых он совершается.

В нравственной регуляции поведения важна роль моральной оценки, которая делает с учетом моральных принципов, норм и идеалов, предписывающих человеку должное поведение. В процессе моральной оценки учитываются соответствие сущего (того, что совершено), должному. Как правило, в этике моральные оценки делаются с позиций Добра и Зла, хотя в жизни они могут иметь разнообразные формы проявления (похвала, отрицание, согласие, критика и т.д.).

Нравственное поведение предполагает выбор, творчество человека, необходимым условием которых является свобода. Нравственную свободу можно представить как диалектическое единство моральной необходимости и субъективной добровольности поведения, как способность приобретения субъектом власти над своими поступками. Моральная необходимость может быть понята как совокупность требований, предъявляемых к деятельности людей исторически определенной моральной системой.

Личность утверждает свою независимость от внешних условий, безусловным принятием автономного, т.е. приоритетного ко всем остальным, принципа. Для нравственно развитой, нравственно полноценной личности нравственная свобода в сути своей состоит не в выборе между добром и злом. Ее однозначно детерминирует добро. Выбор же предполагает выявление наиболее оптимальных для данной конкретной ситуации способов, средств для утверждения добра, ибо оно утверждается посредством позитивно направленных человеческих поступков. В свободно принимаемом и осуществляемом добре и заключена свобода духа[8].

Нравственная деятельность представляет одну из сторон общественной деятельность человека, поскольку она подчинена осуществлению нравственных целей. Понятие нравственной деятельности в этике представляет собой определенную абстракцию, с помощью которой из всего многообразия обществ, практики выделяется ее нравственная сторона - поступки, поскольку они продиктованы моральными мотивами (чувством долга, стремлением к добру, направленностью на осуществление обществ, и нравственных идеалов) и могут быть подвергнуты нравственной оценке.

Исходя из анализа существующих дефиниций понятий «мораль» и «нравственность», полагаем правильным считать, что мораль выступает в качестве внутреннего саморегулятора поведения индивида, а нравственность - внешнего регулятора поведения.

Нравственность регулирует сознание и поведение человека во всех сферах общественной жизни — в труде, быту, политике, науке, в личных и семейных отношениях. В отличие от особых требований, предъявляемых человеку в каждой из этих областей, принципы нравственности имеют социально-всеобщее значение и распространяются на всех людей, фиксируя в себе то общее и основное, что составляет культуру межчеловеческих взаимоотношений и откладывается в многовековом опыте развития общества.

В итоге человечество тяготеет к стандартизации критериев нравственности, через закрепление в праве нравственных принципов. На наш взгляд, в правовом измерении содержание нравственности фиксируется в двух основных аспектах: во-первых, как особый вид человеческого сознания, основывающийся на реальной действительности исходя из позитивных общечеловеческих ценностей, в которой высшей ценностью выступают естественные права и свободы человека; во-вторых, как совокупность идеологических и психологических структурных элементов, посредством которых осуществляется деятельность субъектов как участников общественных отношений, находящих свое регулирование в большинстве своем в праве, в том числе и конституционном.

Каким бы разноплановым не были критерии нравственности, имеются непреходящие, устойчивые ориентиры, формулируемые как нравственные регулятивы в условиях взаимосвязи с иными социальными нормами. В тесном взаимодействии различных видов социальных норм формируется представление о добре и зле, и вытекающих из этих общих категорий понятия справедливости и счастья, достоинства и добродетели.

 

Обратимся к некоторым исходным положениям, имеющим методологическое значение для понимания нравственности как ценности, руководствуясь при этом принципами диалектико-материалистического подхода[9]. Материалистическое понимание ценностей возможно лишь в контексте отношения между субъектом и объектом. Конечным субъектом отношения «субъект-объект» является человек, который может быть представлен конкретно-историческим индивидуумом, определенной социальной общностью (народом, классом, социальной группой, нацией, семьей, трудовым коллективом и т.д.), человечеством в целом. Субъектами ценностного отношения могут выступать государственные органы и органы местного самоуправления, политические партии и иные объединения граждан, выражающие потребности и интересы вышеназванных социальных общностей.

Объектами ценностных отношений являются материальные предметы, товары и услуги (предметные ценности) и общественные явления, их свойства («идеальные ценности»), необходимые и полезные для существования и развития человека, социальных общностей и организаций.

Категория ценности как явление познания раскрывает необходимость и положительную значимость объекта для субъекта. Ценность является результатом акта взаимодействия субъекта с его разнообразными потребностями и интересами (субъективная предпосылка ценности) и объекта, наделенного имманентными свойствами (объективная предпосылка ценности). В процессе такого практического взаимодействия объекты и явления окружающего мира могут быть признаны в качестве ценностей для субъекта к ценностному отношению. Отношение «субъект-объект» является общественным отношением, ибо признание объекта в качестве ценности говорит о возможности и необходимости освоить человеком донную ценность. Ценность - это объектно-предметная форма проявления общественного отношения. Ценности не являются трансцендентными, идеальными, вневременными сущностями, не зависящими от окружающего мира, реальной жизни. Ценности социально детерминированы, связаны с реальной действительностью, с потребностями и интересами участников общественных отношений, являются отражением изменяющегося общественного бытия.

Природа ценностей определяется критерием необходимой позитивности для человека, значимостью объектов и явлений окружающей действительности в удовлетворении личных, групповых и общественных потребностей и интересов. Последние объективно детерминированы, как социально обусловленные оценки, исходящие из указанных потребностей и интересов.

Ценности носят на себе отпечаток времени, той или иной исторической эпохи в развитии человечества. Набор и характер ценностей меняется по мере смены одной общественно-экономической формации другой.'

Исходя из сказанного считаем, что в общем смысле нравственность является важнейшая ценность цивилизованного общества, ценностью - идеалом, ибо она выражает идеалы должного поведения личности, определяемые внутренним состоянием субъекта, поддерживаемые обществом и защищаемые государством. Для защиты этой ценности огромная роль принадлежит не только общенациональным, но и международно-правовым нормам, воплощающим нормв1 общественной нравственности в общепризнаннв1е правовые принципы: уважение прав человека, терпимость(толерантность), солидарность, справедливость и др.

Выявление сущности нравственности как ценности - одна из наиболее сложных научных проблем современности. Потому что нравственность пронизывает все сферы человеческого мировоззрения и общественных отношений, разные области знаний и деятельности.

Одна из существенных черт нравственности - ее двойственная природа Нравственность сочетает в себе духовную и социальную сущность, она имеет как индивидуальный, так и общественный характер. Большинство исследователей стремится подчеркнуть духовную и социальную составляющую нравственности, однако по-разному расставляют акценты.

Так, Черепахина Ю. обращает внимание на то, что нравственность - духовная зрелось индивида. Нравственность - синоним Духовности, синоним Человечности.[10] В свою очередь Лукашева Е.А. отмечает, что нравственность призвана устанавливать оценочные критерии для предотвращения деформирования отражения социальных интересов и потребностей под влиянием политических пристрастий. Это универсальная оценочная категория, раскрывающая не только правовые основы, на которых опирается политика и власть, но и их нравственную характеристику[11].

 


[1] Витрук Н.В. Конституция Российской Федерации как ценность и конституционные ценности: вопросы теории и практики // Конституционные ценности: содержание и проблемы реализации. Материалы международной научно-теоретической конференции (4-6 декабря 2008 г.). Т.1. М. РАП. 2009.

[2] Этика Аристотеля. СПб., 1908, с. 83.

[3] Кармин A.C. Культурология: культура социальных отношений. - СПб.: Лань,

2000.

[4] См., напр.: Строгович М.С. Судебная этика, ее предмет и сущность // Советское государство и право. 1971. №12. С.89.

[5] Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1993. С. 433.

[6] См.: Философский энциклопедический словарь,- М.: «Советская Энциклопедия», 1983. С.387.

о

См.: Шишкин А.Ф. XX век и моральные ценности человечества. / А.Ф. Шишкин, К.А. Шварцман. - М.: Мысль, 1967. -С.20,21.

[8] См.: Гусейнов A.A. Социальная природа нравственности. М., МГУ, 1974.

[9] См. Сырых В.М. Материалистическая диалектика как метод познания права и современности // Современные методы исследования в правоведении. Под ред. Н.И. Матузова и A.B. Малько. Саратов 2007. С 123-164.

'Черепахин Ю. Нравственность - как научная категория // http ://ethics .narod.ru/articles9/3707.htm

[11] Лукашева Е.А. Право, мораль, личность. М., 1986.

 

Вся работа доступна по ссылке  http://mydisser.com/ru/catalog/view/34284.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.