У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Конкретизация нравственности как конституционной ценности в федеральном законодательстве

Нравственность как конституционная ценность подтверждается и конкретизируется с целью реализации ее принципов и норм в федеральном законодательстве, в конституциях, уставах и законах субъектов РФ:

Главная цель законодательной конкретизации конституционных нравственных установок - уточнение пределов деятельности: субъектов конституционно-правовых отношений, правового статуса личности, содержания прав, свобод и обязанностей человека и граждан, отдельных категорий лиц, обусловленных необходимостью защиты нравственности.

Систематизируя регулятивную роль нравственности, обозначим наиболее важные направления этического воздействия на общественные отношения через законодательство Российской Федерации: 1) конкретизация пределов действия прав и свобод с учетом требований нравственности; 2) регулирование условий реализации тех или иных прав и свобод с учетом нравственного значения данного права или свободы; 3) формирование ограничений в государственной, общественной, предпринимательской, профессиональной и личной деятельности, исходя из необходимости соблюдения норм нравственности; 4) определение обязанностей по соблюдению и защите нравственности как конституционной ценности: 5) установление мер пресечения и ответственности за нарушение нравственности как конституционной ценности.

Конкретизация пределов действия прав и свобод с учетом требований нравственности обнаруживается во многих федеральных законах.

В одних федеральных законах положения конституции повторяются, то есть, как бы подтверждаются применительно к данному кругу общественных отношений, в других конституционные' основы нравственности конкретизируются.

В частности, в ст.З Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» в повторении конституционных норм закреплено, что право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства[1]

Аналогичным образом повторяют конституционные положения Гражданский Кодекс РФ, Жилищный кодекс РФ, Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125 «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и другие.

Гражданский Кодекс РФ в п. 2 ст. 1 фиксирует, что гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, а в ст. 169 отмечено, что сделка, совершенная с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности, ничтожна[2].

Жилищный кодекс РФ, учитывая положения ст.55 Конституции РФ, устанавливает, что жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства[3].

Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125 «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в п. 5 ст.2 закрепляет, что ограничения прав граждан на получение высшего и послевузовского профессионального образования могут быть установлены исключительно федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».[4].

Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в п.З ст. 3. фиксирует, что установленные Конституцией РФ и настоящим Федеральным законом права граждан на осуществление местного самоуправления могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства[5].

Некоторые федеральные законы конкретизируют конституционные основы нравственности, вкрапляя их в действующий механизм реализации тех или иных прав.

Так и в ст.9 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» отмечено, что данным Федеральным законом и другими федеральными законами предусматриваются случаи обязательного предоставления субъектом своих персональных данных в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны й безопасности государства, а в ст. 12 2. указывается, что трансграничная’ 'передача персональных данных на территории иностранных государств, обеспечивающих адекватную защиту прав субъектов персональных данных, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и может быть запрещена или ограничена в целях защиты основ конституционного строя Российской Федерации, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, обеспечения обороны страны и безопасности государства[6].

Другая функция норм нравственности заключается в регулировании условий реализации тех или иных прав и свобод с учетом нравственного значения данного права или свободы.

Так, с целью защиты права на жизнь в Российской Федерации в контексте урегулирования порядка проведения абортов в Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан закрепляется, что искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины при сроке беременности до 12 недель и независимо от срока беременности при наличии медицинских показаний, предусмотренных приказом Минздрава РФ от 28 декабря 1993 г. № З02[7]. Критерием ограничения в данном случае выступают не только медицинские показатели, обеспечивающие сохранение здоровья женщины, но и оценка данных действий нормами общественной морали. В Российской Федерации в отличие, к примеру, от Польши, запрет аборта не приобрел значение нормы общественной нравственности.

Еще одна спорная форма лишения жизни - эвтаназия, также регулируется в Российской Федерации с нравственных позиций общества. В данном случае общественная нравственность отрицает возможность эвтаназии. Исходя из этих позиций в соответствии со ст. 45 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, медицинскому’персоналу запрещается осуществление эвтаназии - удовлетворение просьбы больного об ускорении его смерти какими-либо действиями или средствами, в том числе прекращением мер по поддержанию жизни.[8]

Некоторые федеральные отраслевые законы конкретизируют условия применения требований общественной нравственности в отношении прав конкретного субъекта правоотношений: дети, члены семьи, иностранные граждане.

В частности, в п.1 ст. 5 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» зафиксировано, что «к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации относятся:         выбор приоритетных направлений

деятельности по обеспечению прав и законных интересов ребенка, охраны его здоровья и нравственности».[9]

В ст.1 Семейного кодекса РФ закреплено, что права граждан в семье могут быть ограничены только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других членов семьи и иных граждан.

Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в ст. 25.10 фиксирует, что в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию,^ также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.

 

[1] Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» // Собрание законодательства РФ. 1997. № 39. Ст. 4465.

[2] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

[3] Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 20,04 г. № 188-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2005. № 1 (часть 1). Ст. 14.

[4] Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» // Собрание законодательства РФ. 1996. №35. Ст.4135.

[5] Федеральный закон от 06 октября 2003 г. № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.

[6] Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» // Собрание законодательства РФ. 2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3451.                                                                                                                                 : >

[7] ПС Консультант плюс. Текст приказа официально не опубликован.

[8] Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан // Ведомости СНД и ВС РФ.- 1993,- № 33,- Ст. 1318.

[9] Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ (ред. от 17.12.2009) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1998. №31. Ст.3802.

 

 

Вся работа доступна по ссылке  http://mydisser.com/ru/catalog/view/34284.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.