Быстрый переход к готовым работам
|
Становление и развитие криминалистического учения о лице, совер¬шившем преступление, в России и за рубежомИстоки научных разработок в области криминалистического изучения лица, совершившего преступление, связаны с именем основоположника криминалистики австрийского следователя Ганса Гросса (1847-1915). В своем фундаментальном труде «Руководство для судебных следователей, чинов общей и жандармской полиции» он систематизировал все известные в то время средства и приемы работы с доказательствами, разработал ряд оригинальных рекомендаций по обнаружению, изъятию и исследованию следов и иных вещественных доказательств, описал быт и жаргон профессиональных преступников, наиболее распространенные в практике способы совершения и сокрытия преступлений, и сформулировал основы методики раскрытия и расследования ряда опасных преступлений. В данном труде Гросс впервые разработал методику расследования преступлений, сделав акцент на лицо, совершившее преступление, утверждая, что «важным условием точной деятельности судебного следователя является основательное знание человека, как главного материала предварительного следствия»[1]. Г. Гросс изучал группу преступников, объединенных национальным признаком, - цыган. Подобный выбор исследования объяснялся тем, что цыганская культура есть явление крайне изолированное, и в силу этого в значительной степени не подвержена влиянию извне. То есть всякое лицо цыганской национальности является носителем свойств, характерных для всей нации, обладая признаком стабильности. Менталитет этой социопсихологической группы, сформировавшийся в течение долгого времени в условиях специфического образа жизни, по мнению Г. Гросса, должен проявляться в таких явных свойствах психики, что в подобном им объеме и соотношении между этими свойствами их невозможно проследить ни в одной социальной группе. Цыгане обладают таким признаком, как специфическая индивидуальность, что существенно облегчает возможность создания психологического портрета преступника. Интерес к изучению Гроссом лиц цыганской национальности также объяснялся потребностями общества в защите от преступлений, совершаемых цыганами. Гроссом постулируется идея о том, что между проявлениями свойств психики преступника и следами преступления (как материальными, так и идеальными), оставленными им при совершении криминального деяния, существует неразрывная связь. Опираясь на исторические, культурные, социальные аспекты жизнедеятельности цыган, предложенная им методика обеспечила возможность создания «психологического портрета» лица, совершившего преступление, основываясь на анализе способа, времени, места совершения преступления, действий по подготовке и сокрытию преступления, а также на изучении постпреступного поведения лица, совершившего преступление. Безусловно, идеи, предложенные Гроссом, были уникальны, но в силу недостаточной разработанности, отсутствия единой концепции, она не получила достаточного признания в науке и на практике. Значительный вклад в развитие криминалистического учения о лице, совершившем преступление, также внес французский ученый Альфонс Бертильон (1853-1914), который первым в мире ввел в криминалистику научные методы работы, заимствованные из антропологии и статистики. Данные этих наук были использованы для разработки методов регистрации преступников по размерам частей тела и чертам внешности (словесному портрету). Необходимо отметить, что метод «словесного портрета», разработанный А. Бертильоном, с небольшими усовершенствованиями сохранился и до нашего времени. Впоследствии судебным медиком в Сиене, профессором Отголенги, ставшим впоследствии ведущим криминалистом Италии, проводились исследования по методике Бертильона, заключающиеся в попытке создания системы уголовной регистрации, а через нее поиска преступника по психологическому признаку. При этом регистрировались произвольные и непроизвольные виды движений заключенных, а также «психические приметы», такие, к примеру, как способность к запоминанию и иные признаки[2]. Однако, данные исследования не дали результатов, имеющих практическую ценность. Позже подобные исследования проводились и другими криминалистами (Этчерли в Великобритании, Фольшером в США и др.). В ноябре 1907 года в Брюсселе была открыта лаборатория пенитенциарной антропологии. Вначале работа лаборатории была направлена на всестороннее изучение совокупности анатомических, психических, социальных и криминологических характерных черт личности осужденного. Затем появилось и заняло почетное место психологическое обследование при помощи тестов. Продуктивная работа лаборатории породила возникновение подобных лабораторий и в других городах (Бостон, Чикаго, Филадельфия и др.). Так, научное изучение осужденных проводилось в Нью- Йоркском реформатории Эльмайре, где особое внимание уделялось психологическому исследованию осужденных. В результате изучения большого количества осужденных ученые разработали следующую классификацию преступников по психо- логическому типу: случайные, ответственные, психопаты, дефективные, эпилептики, душевно-больные, половые психопаты, мороны. Профессор П.И. Люблинский, описывая криминальные лаборатории того времени в Америке, так характеризовал эту новую американскую школу: «Новое психологическое учение о преступнике основывается не столько на изучении индивида, как изолированной от всего окружающего особи, сколько на изучении его, как активного элемента в определенной социальной среде... Америке принадлежит и первый почин широкой постановки лабораторного исследования преступника»[3]. С 1916-1920 гг. в Америке было создано 4 типа лабораторий: 1) психопатологические лаборатории при судах, ставящие психологические диагнозы личности преступника для суда и имеющиеся уже в целом в ряде городов (Бостон, Чикаго, Нью- Йорк, Филадельфия, Балтимор и т.д.); 2) психопатологические лаборатории при тюрьмах, имеющие еще более широкое распространение, чем лаборатории при судах; 3) передвижные лаборатории, наезжающие в тюрьмы, не имеющие своих лабораторий; 4) тюрьма-распределитель Синг-Синг в Нью-Йорке с психиатром Бернардом Глюком во главе, располагающая целым рядом лабораторий по разным специальностям; пропуская через них преступников, она распределяет их по разного типа тюрьмам, соответствующим по своему пенитенциарному аппарату психофизическому типу направляемого в них преступника.[4] Затем интерес к научным исследованиям лица, совершившего преступление, временно угасает. Это было связано, в первую очередь, с неразвитостью методологии исследований, во-вторых, с уровнем развития психологии как науки в то время, что, безусловно, влияло и на изучение человека в криминалистике. Впервые психологический профиль неизвестного преступника в 1956 году был составлен Нью-Йоркским психиатром Джеймсом А. Брусселем. В своих исследованиях Бруссель опирался на информацию о психодинамических особенностях преступного события и на некоторые психиатрические показатели криминального поведения преступников. У психиатра «был собственный метод приложения психиатрических принципов к расследованию дел, к которому также приплюсовывался богатый клинический опыт и интуиция»[5]. Впоследствии положения зарубежной методики построения психологического портрета преступника стали использоваться и в отечественной практике расследования преступлений. В России становление и развитие криминалистического учения о лице, совершившем преступление, можно разделить на три этапа: 1) 18 век - первая половина 19 века, 2) конец 19 века - начало 20 века, 3) середина 20 века - 21 век. 18 век - первая половина 19 века. Одним из первых И.Т. Посошков (1652-1726) указывал на необходимость учитывать психологию преступников, в связи с чем, предлагал различные способы допроса обвиняемых и свидетелей. Он говорил о том, что необходимо детализировать показания лжесвидетелей, чтобы получить обширный материал для их изобличения, и рекомендовал классифицировать преступников во избежание вредного влияния худших на менее испорченных.[6] Распространение идеи о перевоспитании преступника обусловило необходимость обращения к психологии для научного их обоснования. Над этой задачей в начале 19 века в России работали психологи В.К. Елпатьевский, П.Д. Лодий, Л.С. Гордиенко и другие. Но в силу того, что психология носила в то время метафизический, умозрительный характер, она не могла разработать достаточно обоснованные критерии и методы изучения человеческой личности. Конец 19 века - начало 20 века. Начало данного периода (до 1917 года) в плане существования интереса к проблеме изучения лица, совершившего преступление, в криминалистике является «стихийным», однородным. В это время для криминалистической науки характерными были научные исследования, основывающиеся на заимствовании идей европейских авторов. Л.Е. Владимиров говорил, что «свет для криминалистики блеснет не из кабинета юриста, а из клиники психиатра»[7]. Однако в данный период необходимо отметить работу процессуалиста А.А. Квачевского «Об уголовном преследовании, дознании и предварительном исследовании преступлений по судебным уставам 1864 г.», в которой были рассмотрены некоторые способы совершения преступлений, показаны свойственные им следы, которые могут способствовать розыску преступника, даны рекомендации о поиске и приемах собирания различных улик. Затем в конце 19 века - начале 20 века, в связи с интенсивным развитием психологии и психиатрии, ученые снова возвратились к изучению лица, совершившего преступление. В России был создан Кабинет по изучению преступника и преступности, возникновение которого связано с обследованием весной 1923 года населения арестных домов г. Москвы по инициативе тов. В.Л. Орлеанского. Программа обследования содержала 3 части: 1) социологическую, 2) психиатрическую, 3) антропологическую. Это был первый в истории русской научной мысли случай, когда тюремные двери открылись перед не состоявшими в штатах мест заключения криминали- стами-социологами. В состав членов Кабинета входили представители нескольких научных специальностей: криминальной социологии, психологии, антропологии, психиатрии, биохимии, статистики. В работе Кабинета можно выделить 4 направления: 1) социологическое изучение преступности (выясняет место среди других социальных феноменов и ее соотношение с ними; изучает законы, управляющие движением различных преступлений и всей преступности в целом; отыскивает типичные черты у представителей различных видов преступности, которые дают возможность говорить о социальном типе, или вернее, о социальных типах представителей преступного мира во всех его разновидностях); 2) психиатрическое изучение исследует психопатические личности современной преступности, взаимоотношение между психопатией и преступностью, рассматривает индивидуальные механизмы преступления у здоровых и больных, психофизическую конституцию здорового преступника, разрабатывает классификацию преступников по их индивидуальным свойствам и психиатрические принципы в пенитенциарной политике и др.); 3) психологическое изучение преступника рассматривает механизмы характера и поведения преступника, выясняя, как те из них, которые эндогенны личности, так и те, которые занимают пограничное место между нормою и ненормальностью; 4) антропологическое изучение рассматривает функциональные и морфологические типичные особенности преступника, исследуя его конституцию, гигиеническое состояние, расовые особенности, половые, возрастные признаки, мимику, головные измерения и т.д.); 5) биохимическое исследование ставит своей задачей изучение желез внутренней секреции, вегетативной нервной системы и высшей нервной деятельности у преступников (метод условных рефлексов)[8]. Со временем труды Кабинета начали применяться и на практике. Суды обнаружили интерес к психологической экспертизе Кабинета и начали направлять запросы о характеристике заключенных. В последующем и следователи направляли заключенных на такую экспертизу.
[1] Гросс Г. Руководство для судебных следователей, чинов общей и жандармской полиции. Смоленск, 1895. Выпуск 1. С. 42-43. [2] Торнвашд Ю. Век криминалистики. Книга об истории разоблачений. Ростов-на-Дону, 1996. С. 87. [3] Изучение личности преступника в СССР и за границей. М., 1925. С. 22. [4] См.: Там же. С. 23. [5] Цит. по: Миронов Д. Психология на вооружении ФБР США // Мир безопасности. Июль. М., 1998. С. 42. [6] См.: Посошков И.Т. Книга о скудности и богатстве и другие сочинения. М., 1951. [7] Владимиров Л.Е. Психологические исследования в уголовном суде. М., Левенсон, 1901. С. I. [8] См.: Изучение личности преступника в СССР и за границей. М., 1925. С. 33-34.
Вся работа доступна по ссылке |
|