У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Становление и развитие криминалистического учения о лице, совер¬шившем преступление, в России и за рубежом

Истоки научных разработок в области криминалистического изучения лица, со­вершившего преступление, связаны с именем основоположника криминалистики ав­стрийского следователя Ганса Гросса (1847-1915). В своем фундаментальном труде «Руководство для судебных следователей, чинов общей и жандармской полиции» он систематизировал все известные в то время средства и приемы работы с доказатель­ствами, разработал ряд оригинальных рекомендаций по обнаружению, изъятию и ис­следованию следов и иных вещественных доказательств, описал быт и жаргон про­фессиональных преступников, наиболее распространенные в практике способы со­вершения и сокрытия преступлений, и сформулировал основы методики раскрытия и расследования ряда опасных преступлений. В данном труде Гросс впервые разрабо­тал методику расследования преступлений, сделав акцент на лицо, совершившее пре­ступление, утверждая, что «важным условием точной деятельности судебного следо­вателя является основательное знание человека, как главного материала предвари­тельного следствия»[1].

Г. Гросс изучал группу преступников, объединенных национальным признаком, - цыган. Подобный выбор исследования объяснялся тем, что цыганская культура есть явление крайне изолированное, и в силу этого в значительной степени не под­вержена влиянию извне. То есть всякое лицо цыганской национальности является носителем свойств, характерных для всей нации, обладая признаком стабильности. Менталитет этой социопсихологической группы, сформировавшийся в течение дол­гого времени в условиях специфического образа жизни, по мнению Г. Гросса, дол­жен проявляться в таких явных свойствах психики, что в подобном им объеме и со­отношении между этими свойствами их невозможно проследить ни в одной соци­альной группе. Цыгане обладают таким признаком, как специфическая индивиду­альность, что существенно облегчает возможность создания психологического порт­рета преступника. Интерес к изучению Гроссом лиц цыганской национальности так­же объяснялся потребностями общества в защите от преступлений, совершаемых цыганами.

Гроссом постулируется идея о том, что между проявлениями свойств психики преступника и следами преступления (как материальными, так и идеальными), остав­ленными им при совершении криминального деяния, существует неразрывная связь. Опираясь на исторические, культурные, социальные аспекты жизнедеятельности цы­ган, предложенная им методика обеспечила возможность создания «психологиче­ского портрета» лица, совершившего преступление, основываясь на анализе способа, времени, места совершения преступления, действий по подготовке и сокрытию пре­ступления, а также на изучении постпреступного поведения лица, совершившего преступление. Безусловно, идеи, предложенные Гроссом, были уникальны, но в силу недостаточной разработанности, отсутствия единой концепции, она не получила дос­таточного признания в науке и на практике.

Значительный вклад в развитие криминалистического учения о лице, совершив­шем преступление, также внес французский ученый Альфонс Бертильон (1853-1914), который первым в мире ввел в криминалистику научные методы работы, заимство­ванные из антропологии и статистики. Данные этих наук были использованы для разработки методов регистрации преступников по размерам частей тела и чертам внешности (словесному портрету). Необходимо отметить, что метод «словесного портрета», разработанный А. Бертильоном, с небольшими усовершенствованиями сохранился и до нашего времени.

Впоследствии судебным медиком в Сиене, профессором Отголенги, ставшим впоследствии ведущим криминалистом Италии, проводились исследования по мето­дике Бертильона, заключающиеся в попытке создания системы уголовной регистра­ции, а через нее поиска преступника по психологическому признаку. При этом реги­стрировались произвольные и непроизвольные виды движений заключенных, а так­же «психические приметы», такие, к примеру, как способность к запоминанию и иные признаки[2]. Однако, данные исследования не дали результатов, имеющих прак­тическую ценность. Позже подобные исследования проводились и другими крими­налистами (Этчерли в Великобритании, Фольшером в США и др.).

В ноябре 1907 года в Брюсселе была открыта лаборатория пенитенциарной ан­тропологии. Вначале работа лаборатории была направлена на всестороннее изуче­ние совокупности анатомических, психических, социальных и криминологических характерных черт личности осужденного. Затем появилось и заняло почетное место психологическое обследование при помощи тестов. Продуктивная работа лаборато­рии породила возникновение подобных лабораторий и в других городах (Бостон, Чикаго, Филадельфия и др.). Так, научное изучение осужденных проводилось в Нью- Йоркском реформатории Эльмайре, где особое внимание уделялось психологиче­скому исследованию осужденных. В результате изучения большого количества осу­жденных ученые разработали следующую классификацию преступников по психо- логическому типу: случайные, ответственные, психопаты, дефективные, эпилептики, душевно-больные, половые психопаты, мороны.

Профессор П.И. Люблинский, описывая криминальные лаборатории того вре­мени в Америке, так характеризовал эту новую американскую школу: «Новое психо­логическое учение о преступнике основывается не столько на изучении индивида, как изолированной от всего окружающего особи, сколько на изучении его, как актив­ного элемента в определенной социальной среде... Америке принадлежит и первый почин широкой постановки лабораторного исследования преступника»[3].

С 1916-1920 гг. в Америке было создано 4 типа лабораторий: 1) психопатологи­ческие лаборатории при судах, ставящие психологические диагнозы личности пре­ступника для суда и имеющиеся уже в целом в ряде городов (Бостон, Чикаго, Нью- Йорк, Филадельфия, Балтимор и т.д.); 2) психопатологические лаборатории при тюрьмах, имеющие еще более широкое распространение, чем лаборатории при су­дах; 3) передвижные лаборатории, наезжающие в тюрьмы, не имеющие своих лабо­раторий; 4) тюрьма-распределитель Синг-Синг в Нью-Йорке с психиатром Бернар­дом Глюком во главе, располагающая целым рядом лабораторий по разным специ­альностям; пропуская через них преступников, она распределяет их по разного типа тюрьмам, соответствующим по своему пенитенциарному аппарату психофизиче­скому типу направляемого в них преступника.[4]

Затем интерес к научным исследованиям лица, совершившего преступление, временно угасает. Это было связано, в первую очередь, с неразвитостью методоло­гии исследований, во-вторых, с уровнем развития психологии как науки в то время, что, безусловно, влияло и на изучение человека в криминалистике.

Впервые психологический профиль неизвестного преступника в 1956 году был составлен Нью-Йоркским психиатром Джеймсом А. Брусселем. В своих исследова­ниях Бруссель опирался на информацию о психодинамических особенностях пре­ступного события и на некоторые психиатрические показатели криминального пове­дения преступников. У психиатра «был собственный метод приложения психиатри­ческих принципов к расследованию дел, к которому также приплюсовывался бога­тый клинический опыт и интуиция»[5]. Впоследствии положения зарубежной мето­дики построения психологического портрета преступника стали использоваться и в отечественной практике расследования преступлений.

В России становление и развитие криминалистического учения о лице, совер­шившем преступление, можно разделить на три этапа: 1) 18 век - первая половина 19 века, 2) конец 19 века - начало 20 века, 3) середина 20 века - 21 век.

18 век - первая половина 19 века. Одним из первых И.Т. Посошков (1652-1726) указывал на необходимость учитывать психологию преступников, в связи с чем, предлагал различные способы допроса обвиняемых и свидетелей. Он говорил о том, что необходимо детализировать показания лжесвидетелей, чтобы получить обшир­ный материал для их изобличения, и рекомендовал классифицировать преступников во избежание вредного влияния худших на менее испорченных.[6] Распространение идеи о перевоспитании преступника обусловило необходимость обращения к психо­логии для научного их обоснования. Над этой задачей в начале 19 века в России ра­ботали психологи В.К. Елпатьевский, П.Д. Лодий, Л.С. Гордиенко и другие. Но в си­лу того, что психология носила в то время метафизический, умозрительный харак­тер, она не могла разработать достаточно обоснованные критерии и методы изучения человеческой личности.

Конец 19 века - начало 20 века. Начало данного периода (до 1917 года) в плане существования интереса к проблеме изучения лица, совершившего преступление, в криминалистике является «стихийным», однородным. В это время для криминали­стической науки характерными были научные исследования, основывающиеся на за­имствовании идей европейских авторов. Л.Е. Владимиров говорил, что «свет для криминалистики блеснет не из кабинета юриста, а из клиники психиатра»[7].

Однако в данный период необходимо отметить работу процессуалиста А.А. Квачевского «Об уголовном преследовании, дознании и предварительном исследова­нии преступлений по судебным уставам 1864 г.», в которой были рассмотрены неко­торые способы совершения преступлений, показаны свойственные им следы, кото­рые могут способствовать розыску преступника, даны рекомендации о поиске и приемах собирания различных улик.

Затем в конце 19 века - начале 20 века, в связи с интенсивным развитием психо­логии и психиатрии, ученые снова возвратились к изучению лица, совершившего преступление. В России был создан Кабинет по изучению преступника и преступно­сти, возникновение которого связано с обследованием весной 1923 года населения арестных домов г. Москвы по инициативе тов. В.Л. Орлеанского. Программа обсле­дования содержала 3 части: 1) социологическую, 2) психиатрическую, 3) антрополо­гическую. Это был первый в истории русской научной мысли случай, когда тюрем­ные двери открылись перед не состоявшими в штатах мест заключения криминали- стами-социологами. В состав членов Кабинета входили представители нескольких научных специальностей: криминальной социологии, психологии, антропологии, психиатрии, биохимии, статистики. В работе Кабинета можно выделить 4 направле­ния:

1)    социологическое изучение преступности (выясняет место среди других соци­альных феноменов и ее соотношение с ними; изучает законы, управляющие движе­нием различных преступлений и всей преступности в целом; отыскивает типичные черты у представителей различных видов преступности, которые дают возможность говорить о социальном типе, или вернее, о социальных типах представителей пре­ступного мира во всех его разновидностях);

2)    психиатрическое изучение исследует психопатические личности современ­ной преступности, взаимоотношение между психопатией и преступностью, рассмат­ривает индивидуальные механизмы преступления у здоровых и больных, психофи­зическую конституцию здорового преступника, разрабатывает классификацию пре­ступников по их индивидуальным свойствам и психиатрические принципы в пени­тенциарной политике и др.);

3)    психологическое изучение преступника рассматривает механизмы характера и поведения преступника, выясняя, как те из них, которые эндогенны личности, так и те, которые занимают пограничное место между нормою и ненормальностью;

4)    антропологическое изучение рассматривает функциональные и морфологи­ческие типичные особенности преступника, исследуя его конституцию, гигиениче­ское состояние, расовые особенности, половые, возрастные признаки, мимику, го­ловные измерения и т.д.);

5)    биохимическое исследование ставит своей задачей изучение желез внутрен­ней секреции, вегетативной нервной системы и высшей нервной деятельности у пре­ступников (метод условных рефлексов)[8].

Со временем труды Кабинета начали применяться и на практике. Суды обнару­жили интерес к психологической экспертизе Кабинета и начали направлять запросы о характеристике заключенных. В последующем и следователи направляли заклю­ченных на такую экспертизу.

 


[1] Гросс Г. Руководство для судебных следователей, чинов общей и жандармской полиции. Смоленск, 1895. Вы­пуск 1. С. 42-43.

[2] Торнвашд Ю. Век криминалистики. Книга об истории разоблачений. Ростов-на-Дону, 1996. С. 87.

[3] Изучение личности преступника в СССР и за границей. М., 1925. С. 22.

[4] См.: Там же. С. 23.

[5] Цит. по: Миронов Д. Психология на вооружении ФБР США // Мир безопасности. Июль. М., 1998. С. 42.

[6] См.: Посошков И.Т. Книга о скудности и богатстве и другие сочинения. М., 1951.

[7] Владимиров Л.Е. Психологические исследования в уголовном суде. М., Левенсон, 1901. С. I.

[8] См.: Изучение личности преступника в СССР и за границей. М., 1925. С. 33-34.

 

 

Вся работа доступна по ссылке

http://mydisser.com/ru/catalog/view/27765.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.