У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Понятийный аппарат, информационные и методологические основы криминалистического установления лица, совершившего преступление

Установление лица, совершившего преступление - постоянная и наиболее труд­ная криминалистическая задача, возникающая в процессе раскрытия и расследования преступлений. Деятельность по его установлению представляет собой: 1) процесс по­лучения криминалистически значимой информации в целях реконструкции свойств и состояний лица, совершившего преступление; 2) осуществление поиска лица, со­вершившего преступление, на основе собранной информации; 3) проверку причаст­ности выявленного (ых) лица (лиц) к совершению преступления и изобличение пре­ступника. При этом, ключевым моментом, от которого необходимо отталкиваться при исследовании сущности криминалистического установления лица, совершивше­го преступление, являются информативные свойства и состояния человека. Эти свойства и состояния целесообразно рассматривать, исходя из понятия и структуры свойств лица, совершившего преступление, в теории криминалистики.

Термин «лицо, совершившее преступление» широко распространен в юридиче­ском лексиконе, однако его смысловое значение до сих пор является неоднозначным. Связано это, прежде всего, с тем, что та или иная наука затрагивает разные стороны этого явления, обусловленное ее предметом и целями исследования. Например, в криминологии изучается личность преступника, это изучение подчинено выявлению закономерностей криминального поведения, преступности как массового явления, их детерминации, причинности и разработке научно обоснованных рекомендаций по борьбе с преступностью.[1] Криминальная психология призвана объяснить психологи­ческие феномены, раскрыть закономерности и механизмы преступления как дея­тельности. Для данной науки важно прогнозировать развитие криминальной ситуа­ции в стране на основе раскрытия механизмов самовоспроизводства преступности, необходимо отметить превентивный аспект криминально-психологических исследо­ваний. Для криминальной психологии первостепенное значение имеет изучение пси­хологии преступных сообществ. Изучение психологических явлений, механизмов и закономерностей в области преступности необходимо для того, чтобы, используя психологические и другие, рекомендованные криминальной психологией средства, можно было бы активно воздействовать на преступность, сужая сферы и формы ее проявления.[2] Криминалистическое изучение лица, совершившего преступление, но­сит комплексный характер. Изучаются его признаки и свойства, которые указывают на его закономерные связи с совершенным преступлением, проявляющиеся в много­образных следах (материальных, идеальных). Из всего множества свойств и состоя­ний лица, совершившего преступление, интерес криминалистики вызывают лишь те из них, которые участвуют в процессе детерминации механизма преступления, обу­славливают особенности его отражательных возможностей и процесса следообразо- вания и, вместе с тем, испытывают на себе и запечатлевают воздействия других лиц, предметов и процессов, взаимодействующих с ними.

Необходимо отметить, что в специальной литературе ряд авторов при обозначе­нии предмета исследования, используют термин «личность преступника»[3], вютады- вая в его содержание понятие, зачастую равнозначное по смыслу содержанию тер­мина «лицо, совершившее преступление». Но, учитывая дискуссионность и принци­пиальные расхождения взглядов на понятие «личность преступника», считаем, что в контексте данной работы во избежание двусмысленности, более точным будет ис­пользование термина «лицо, совершившее преступление».

В этой связи, возможно привести мнение A.A. Протасевича, Д.А. Степаненко,

В.И. Шиканова, которые считают, что понятие «личность» отражает лишь социаль­ные свойства, несоциальные признаки указанное понятие собой не охватывает. По­этому, в криминалистике, по их суждению, предпочтительнее говорить о «лице, со­вершившем преступление», а не о «личности преступника».[4]

Аналогичной точки зрения придерживается и С.В. Лаврухин, который считает, что «исследование личности преступника, строго говоря, может быть направлено только на изучение социального «среза» человека». Поэтому в своей работе автор в основном использует термин «субъект поведения», охватывающий собой человека, который выполнил некриминальные действия по подготовке к совершению преступ­ления; лицо, совершившее преступление (преступника); субъекта расследуемого со- бытия, не подпадающего под признаки преступника (невменяемые и др.).

В то же время существуют и противоположные точки зрения. Большинство уче- ных-криминалистов, занимающихся исследованием личности преступника, рассмат­ривают понятие личности, не ограничиваясь социальными признаками, в качестве системы (совокупности) разнообразных ее свойств: - физических, биологических и социальных свойств (А.М. Кустов); - относительно постоянных социальных, психи­ческих, психологических, соматических, сопутствующих свойств и признаков чело­века (Г.И. Поврезнюк); - врожденных и приобретенных свойств и признаков внеш­него и внутреннего строения человеческого организма, физиологических и пси­хических свойств человека, социальных характеристик личности (В.А. Снетков); - находящихся в интегральном единстве, относительно постоянных социальных, био­логических, психологических свойств человека (А.М. Зинин); - личность социальна по своей сущности, но индивидуальна по способу своего существования, поэтому представлена в системе социальных, биологических, психологических свойств (В.А. Жбанков)[5] и др.

По нашему мнению, во избежание излишней путаницы, и уже затянувшейся дискуссии, более правильным будет использование термина «лицо, совершившее преступление» [6]. При указании на лицо, совершившее преступление, речь в нашем случае идет о целостном образовании, человеке, как носителе криминалистически значимых социальных, психологических, биологических свойств и состояний, с при­сущими ему как индивиду чертами, признаками и склонностями и т.д., отличающи­ми его от других людей.

Уяснение содержания этого понятия имеет методологическое значение для раз­работки теоретических основ и алгоритма криминалистического установления лица, совершившего преступление. Во многих работах, посвященных изучению аспектов поставленной проблемы, авторы не совсем обоснованно отождествляют «лицо, со­вершившее преступление» с такими понятиями, как «подозреваемый», «обвиняе­мый», «подсудимый», «осужденный», «субъект преступления», «личность виновно­го» и т.д.

Бесспорно то, что данные понятия взаимосвязаны, но они не тождественны, уже в силу того, что выражают различные социально-правовые стороны явления. В этом смысле более близкими понятиями являются «лицо, совершившее преступление», «лицо, подозреваемое в совершении преступления», «лицо, обвиняемое в соверше­нии преступления», что уже наглядно демонстрирует неравнозначность этих поня­тий.

Уяснение содержания исследуемой категории должно рассматриваться с точки зрения прагматического подхода. То есть, его использование в криминалистике должно позволять решать поставленные специфические задачи, а его введение в «оборот» должно быть полезным для этой науки. В этом ракурсе термин «лицо, со­вершившее преступление» используется для обозначения объективно существовав­шего на момент совершения преступления человека с присущим ему комплексом со­циальных, биологических и психологических свойств и состояний, которые в сово­купности в той или иной мере отразились в окружающей действительности.

Данное понятие позволяет: 1) определить лицо, совершившее преступление, как человека, существующего объективно, независимо от знаний следователя, суда о нем, что дистанцирует его от обвиняемого или осужденного за совершение преступ­ления при наличии следственной или судебной ошибки соответственно, в обратном же случае наоборот приводит к их отождествлению. По этому поводу Н.Т. Ведерни­ков совершенно справедливо отмечает то, что «в момент совершения преступления преступник существует, он есть, но это преступник фактический, а не юридиче­ский»[7]. Здесь необходимо отметить, что понятия «подозреваемый», «обвиняемый», «подсудимый», «осужденный» четко регламентированы Уголовно-процессуальным кодексом РФ (ст.ст. 46, 47), имеют свое специфическое юридическое содержание, связанное с процессуальной ролью, порядком осуществления правосудия в рамках строгого соблюдения законных прав и интересов граждан. Во всех случаях речь идет о конкретном лице, выступающем в качестве определенной процессуальной фи1уры. Называя данную категорию лиц преступниками необходимо учитывать тот вполне понятный факт, что не во всех случаях подозреваемый, обвиняемый и т.д. может ока­заться человеком, совершившим преступление, - преступником; 2) провести его от­личия с другими смежными категориями (так, например, «подозреваемый» в рас­сматриваемом ракурсе есть лишь человек, подозреваемый в том, что он является действительным носителем свойств и состояний лица, совершившего преступление, и т.д.); 3) определить юридическую природу категории «лицо, совершившее престу­пление», как указывающей на лицо, совершившее именно преступление (что говорит о наличии вины, признаков субъекта преступления и т.д.). Разграничивая понятия «лицо, совершившее преступление» и «субъект преступления» следует сказать, что «субъект преступления» является уголовно-правовым понятием и отражает юриди­чески значимые признаки лица, совершившего преступление, о чем неоднократно указывалось в литературе, - вменяемое, физическое лицо, достигшее возраста, уста­новленного Уголовным кодексом РФ (ст. 19). Понятие «субъект преступления» очерчивает и указывает на юридически значимые признаки лиц, которые не только совершили преступление, но и тех, которые могут его совершить, т.е. обладают та­кими признаками. Содержание и целевое назначение данного понятия ограничено тем, что указанные признаки выступают как необходимое условие уголовной ответ­ственности. Лицо, совершившее преступление, как более широкое и емкое понятие, включает помимо признаков субъекта преступления, еще и самые различные харак­теристики и особенности, которые лежат за пределами состава, но обязательно учи­тываются судом при вынесении приговора за совершенное общественно опасное деяние[8].

 


[1] См.: Криминология. Учебиик для вузов / Под общ. ред. А.И. Долговой. М., 2000. С. 274.

[2] См.: Пирожков В.Ф. Криминальная психология. М., 2001. С. 15-16.

[3] Необходимо заметить, что использование указанного термина стало отчасти традиционным в науке кримина­листики в большей степени от того, что им уже достаточно давно обозначается один из центральных элементов криминалистической характеристики преступления. Личность преступника - научная категория, оторванная от конкретного индивида, обладающая свойствами модели, построенной на основе совокупного ретроспективного анализа лиц, осужденных по той или иной категории дел.

[4] См.: Протасевич A.A., Степаненко Д. A., Штанов В.И. Моделирование в реконструкции расследуемого собы­тия: Очерки теории и практики следственной работы. Иркутск, 1997. С. 171 - 172.

[5] См.: Кустов А.М. Криминалистика и механизм преступления: Цикл лекций. М., Изд-во МПСИ, 2002. С. 112; Поврезнюк Г.И. Криминалистические методы и средства установления личности в процессе расследования пре­ступлений. По материалам стран СНГ, М., 2005. С. 23; Снетков В.А. Использование признаков внешности в работе органов внутренних дел. М., ВНИИ МВД, 1993. С. 148; Зинин А.М. Проблемы криминалистического ус­тановления личности // Вестник криминалистики. Вып 4 (8). 2003. С. 29; Он же. Комплексное изучение лично­сти как основа процесса ее установления // Человек как источник криминалистически значимой информации: Материалы всеросс. межведомств. научно-практической конференции / Под ред. Л.М. Зинина, М.Н. Шухнина. В 2 ч. Часть 1. Саратов, СЮИ МВД России, 2002. С. 25-26. Си.: Жбанков В.А. Свойства личности и их исполь­зование для установления лиц, совершивших таможенные правонарушения. М., 1999. С. 8-21.

[6] См.: Лаврухин С.В. Поведение преступника как объект криминалистического моделирования. Саратов, 2006. С. 98, 99.

[7] Ведерников Н. Т. Место и роль личности обвиняемого в предмете доказывания по уголовному делу // Государ­ство и право. 2003. № 6. С. 49.

[8] Подробнее см.: Павлов В.Г. Субъект преступления. СПб., 2001. С. 275.

 

 

Вся работа доступна по ссылке

http://mydisser.com/ru/catalog/view/27765.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.