У нас уже 21989 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Психофизиологические и психолингвистические основания звучащей речи

Психофизиологические основы звучащей речи складываются, в первую очередь, из психологической концепции известных представителей в области психологии и физиологии (Выготский, 1934; Леонтьев, 1983; Рубинштейн, 1946; Петровский, 1996), рассматривающей структуру человеческой личности и затрагивающей особенности психических процессов и отражение окружающего мира в сознании человека. Учеными отмечается, что речь носит многогранный характер. Многогранность речи связывается с тем, что она с одной стороны, имеет семиотический характер, а, с другой, речь-это явление психики человека. Как психический процесс речь, в частности ее звуковая форма, связана со всеми другими психическими процессами, в ряду которых она находится и при помощи которых человек познает мир. Иными словами речь способна нести в себе рациональную (семантико-синтаксическую) и эмоциональную информацию, что характеризуется сложной взаимосвязью между рациональными и эмоциональными процессами в познании человеком окружающего мира, а также особенностями функционирования механизмов психической и речевой деятельности (Гритчина, 2002).

В речевой коммуникации одним из способов передачи рациональной и эмоциональной информации является звучащая речь, представленная сегментными и суперсегментными единицами фонологии. К единицам сегментного ряда относится звукопроизношение, суперсегментный уровень представлен ритмико-интонационными параметрами, включающими в себя ритм, интонацию, речевое дыхание, темп, ударение и голос.

С точки зрения психофизиологии сегментные и суперсегментные единицы входят в состав основных уровней речевого производства. Так, И.А. Зимняя в системе внешнего (фонационного) оформления речевого высказывания выделяет три уровня:                                                                                  голосовой, сегментный и

суперсегментный, сложное взаимодействие которых образует речевой сигнал (акустический сигнал). Акустический сигнал создается при непосредственной работе речедвигательного анализатора, который является основой в процессе восприятия и порождения речи. В общей системе механизмов речевой деятельности речедвигательному анализатору отводится особое место (Зимняя, 1978: 122-126). Система внешнего фонационного оформления речевого высказывания отображена в приложении, рис.4.

Н.И. Жинкин, разрабатывая проблему механизмов речи, подчеркнул, что «конечный акустический эффект в работе речедвигательного анализатора достигается путем одновременного включения трех систем: генераторной, резонаторной, энергетической» (1958). И.А. Зимняя, основываясь на положении о данных механизмах речи, считает, что из этих систем (механизмов) базовой является энергетическая, которая обеспечивает организацию дыхания и необходимое для производства звуков подсвязочное давление в гортани. Генераторный и резонаторный механизмы определяют звукообразование и интонирование. При этом важно отметить, что в звукообразовании участвуют оба механизма, а в интонировании только механизм генерации звука (1978: 124). Система работы механизмов речедвигательного анализатора изображена в приложении, рис.5.

Резонаторный механизм образует сегментный уровень акустического сигнала. Супрасегментный уровень речевого сигнала по системе И.А. Зимней рассматривается как своеобразная модуляция сегментной последовательности на фразовом уровне. Под сегментным уровнем понимается только звуковой поток, сегментный ряд, в котором содержится индивидуальная характеристика об источнике звучания и лингвистическая информация о звуках определенного языка. При этом важен учет голосового уровня. Как только голосовой аппарат начинает произносить слова, формирующие фразы, сразу возникает уровень модификации звуковой волны, то есть его структурная организация по правилам языка. Супрасегментная организация отражает тип связи между словами и передает коммуникативное намерение говорящего в процессе общения. Это коммуникативное намерение выражается словесным, фразовым ударением и интонацией. Способ реализации коммуникативного намерения говорящего в высказывании показан в приложении, рис. 6.

Таким образом, И.А. Зимняя полагает, что речевой сигнал является результатом взаимодействия трех уровней речевого производства - голосового, сегментного и супрасегментного, который подчиняется в своей организации коммуникативному намерению. Акустический сигнал (эффект по Н.И. Жинкину) является результатом действия всего речевого механизма. И.А. Зимняя подчеркивает, что фонационные механизмы, представленные тремя уровнями: голосовым, сегментным и супрасегментным реализуются:

-         на общих принципах ритмической организации последовательности чередующихся движений, в частности слоговых;

-         организации дыхания говорящего. Понятие «дыхательной группы» определяется учеными по-разному. Так Р. Стетсон рассматривает дыхательную группу на уровне слога, Ю.И. Кузьмина, A.B. Венцова - на уровне слова, Ф. Либерман - на уровне предложения при интонационном оформлении высказывания (цит. по Зимней, 1978);

-         разрешающей способности оперативной памяти говорящего.

Изучение литературы по проблеме механизмов внешнего оформления

речевого высказывания позволяет сделать вывод о том, что механизмами речевого сигнала являются энергетический (дыхание, индивидуальные характеристики звучания), генераторный и резонаторный механизмы (звукообразование и интонирование), которые образуют голосовой, сегментный и суперсегментный уровни речевого производства. Для сегментного и

 

суперсегментного уровней организации речи существенным является функционирование механизмов дыхания, ритмической организации и оперативной памяти говорящего.

Учеными доказано, что при внешнем оформлении речевого высказывания посредством единиц сегментного и суперсегментного уровня, как в эмоциональном, так и в смысловом плане оказываются включенными такие психические процессы как память, мышление, эмоции. Так, например, по гипотезе, выдвинутой Н.М. Амосовым, в мозгу человека существует две программы, по которым осуществляется переработка информации интеллектуальной и эмоциональной, в процессе мышления эти программы взаимодействуют (Амосов, Головань, Заславский, 1964).

Н.Я. Батова, Н.И. Данилова, B.C. Ротенберг, В.Н. Телия, Е.Д. Хомская считают, что, являясь двумя автономными сферами психической деятельности, разум и чувства тесно взаимосвязаны. Данная взаимосвязь обусловлена способностью рациональной и эмоциональной сторон психической деятельности «подхлестывать», контролировать и дополнять друг друга, что, в

%

свою очередь детерминировано межполушарной асимметрией мозга (цит. по Гритчиной, 2002).

Однако роль единиц сегментного и суперсегментного уровня в процессе передачи и приема рационального и эмоционального в речи рассматривается неоднозначно. Известный психолог и физиолог А.Р. Лурия, указывая на связь мышления и чувственного восприятия, отмечает, что речевое или вербально­логическое мышление, посредством которого человек, опираясь на коды языка, оказывается в состоянии выходить за пределы непосредственного чувственного восприятия внешнего мира, отражать сложные связи и отношения, формировать понятия, делать выводы. Мышление дает возможность отражать действительность несравненно более глубоко, чем непосредственное *       чувственное восприятие. Ученый выделяет, прежде всего, особую роль единиц

сегментного уровня. Функция коры левой височной доли, центрального

аппарата анализа и синтеза звуков речи, заключается в вычленении из звукового потока четких фонем и обеспечении постоянства звуковых комплексов, обозначающих известные слова. А.Р. Лурия также отмечает немаловажную роль суперсегментных единиц (интонации) в выделении смысла слова. Интонация согласно его мнению относится к внеречевым средствам, которые выступают в виде дополнительных компонентов и с помощью которых говорящий выражает свое отношение к предмету разговора. Тем не менее, интонация становится наряду с контекстом одним из важных факторов, позволяющих изменить смысл слова, выбрав его из многих возможных значений. Таким образом, по мнению исследователя, мышление человека в процессе декодирования рациональной и эмоциональной информации имеет дело с тремя основными кодами языка:

-         грамматическим кодом, позволяющим выразить любые логические отношения;

-         кодом внешних логических отношений (интонация);

-         кодом внутренних смыслов (выразительность речи) (Лурия, 1975).

В работах В.А. Деминой, В.Г. Никифоровой, В.А. Рыковой встречается другое           отношение к сегментным                     единицам. Авторы разделяют

звукопроизношение на нейтральное, передающее рациональную информацию, и эмоционально окрашенное, в котором находит выражение эмоциональная сторона личности. Под нейтральным звукопроизношением понимается фонетическая сторона нейтрально информирующей речи. Произношение, свойственное речи, передающей различные чувства и содержащие эмоциональную оценку фактов, ситуаций, поступков, рассматривается как эмоционально окрашенное. Из вышеизложенного ясно, что эмоциональная сфера человеческой психики связана не только с единицами суперсегментного уровня (при их доминирующей роли), но и с единицами сегментного ряда (цит. по Деминой, 2002).

Многочисленные психологические, психофизиологические и

нейропсихологические исследования (Н.Я. Батова, И.А. Васильев,

H.         H. Данилова, В.И. Шаховский, O.K. Тихомиров, П. Экман) свидетельствуют о том, что особенность эмоциональных психических процессов определяется их «первичностью» (так как, они являются более древней формой отражения) и генетической детерминацией. В трудах Ч. Дарвина, К. Изарда, П. Экмана содержатся выводы, согласно которым фундаментальные эмоции обеспечиваются врожденными нейронными программами; их выражение и переживание у человека общекультурно и универсально (цит. по Гритчиной, 2002).

В связи с этим представляется принципиально важной мысль

В.А. Артемова о том, что в процессе восприятия речи роль ощущений, относящихся, несомненно, к эмоциональной сфере, (звуков голоса, мускульного напряжения в речевом аппарате, интонации, лица говорящего) значительна. Так как с помощью выразительных средств (суперсегментных средств) языка важно создать чувственно-наглядный образ явления, в целях донести идею этого явления и раскрыть законы, которым подчиняется данное явление (1947:16-17). Подтверждением этой мысли является положение, выдвинутое А.Р. Лурия о том, что нервная система человека обладает способностью длительно сохранять следы раз предъявленного раздражителя (в нашем случае это звук, ритм, мелодика), оценивать частоту, с которой он предъявлен, и удерживать в памяти с большей точностью эталоны предъявленного раздражителя (1975: 20-25). Подтверждением этого факта служат данные Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии АН Российской Федерации. Известно, что звуковой сигнал (раздражитель) способен изменить ритмическую функцию мозга. Возбуждение проходит по нейронной цепи, когда звенья сети находятся в фазе повышенной возбудимости. Учеными отмечено, что нейронные механизмы памяти в интеллектуальной деятельности претерпевают специфические изменения, ярко проявляющиеся при выполнении разного вида задач. Учеными К. Прибрамом и

 

М.Н. Ливановым установлен факт, подтверждающий наличие распределенной активности в коре головного мозга при поведенческих актах. Так в реализации вербальной деятельности участвуют лобно-височные и теменно-затылочные области мозга. Механизмы внимания и памяти мобилизируются в результате приспособления функционирования головного мозга к окружающим условиям (цит. поБурденюк, 1986: 12-15).

Доминирующей роли единиц суперсегментного ряда в речевой коммуникации с точки зрения нейрофизиологии посвящены исследования Л.В. Величковой. По мнению исследователя роль интонации, ритма, ударения, просодии является определяющей в процессе речевой деятельности. Так, например, доказано существование связи между речемыслительными операциями и ритмическими параметрами. При решении заданий, представляющих сложность, замечается усиление ритмических параметров речи. Следовательно, мы можем сделать вывод о том, что звучащая речь, представленная сегментными и суперсегментными единицами, является ведущим звеном речевой коммуникации, состоящей из взаимосвязи

«

рецепторной (воспринимающей) и мозговой (анализирующей) систем. Роль суперсегментных единиц значительна при формировании чувственно­наглядного образа слова, сохранении его в памяти на длительное время и при его порождении (Величкова, 1995: 11-16).

Единицы суперсегментного ряда характеризуются своей взаимосвязью. Некоторые ученые, такие как Н.В. Черемисина-Ениколопова выделяют в особую категорию голос, ритм и связанное с ними речевое дыхание, при ведущей роли последнего. Ритм речи определяется ритмом дыхания. Дыхательные движения носят ритмический, равномерный характер, с правильным чередованием фаз дыхательного цикла по продолжительности и глубине. При этом вдох короче выдоха, что важно для речеобразования,

*                  говорения.  Ритм   дыхания изменяется под влиянием импульсов, приходящих от

коры больших полушарий головного мозга. И если ритм дыхания в

значительной мере определяет ритм речи, а регуляция дыхания осуществляется при участии коры больших полушарий головного мозга, то и ритм речи определяется особенностями высшей нервной деятельности: ведь и «голосовой аппарат подчинен коре головного мозга», как и вся жизнедеятельность человека. Особенно ритм связан с эмоционально-психическим состоянием человека. Изменение ритма дыхания в связи с определенным эмоциональным переживанием влечет за собой дезорганизацию ритма, артикуляции, интонации (Черемисина-Ениколопова, 1999: 40-43).

 

 

Вся работа доступна по ссылке

http://mydisser.com/ru/catalog/view/30388.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2024. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.