Быстрый переход к готовым работам
|
Государственное управление и организация высших учебных заведе¬ний в системе высшего образованияВысшее образование представляет собой систему[1] составляющих его элементов, к которым, в том числе, относятся сеть имеющих лицензию образовательных организаций высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; а также органов, осуществляющих управление в сфере образования и подведомственные им учреждения и организации[2]. В свою очередь, высшее образование - составная и в тоже время организационно обособленная часть системы образования, наиболее высокая форма и ступень системы государственного образования в целом[3]. Структура системы высшего профессионального образования, по сути, дополняет обозначенную уже обозначенную систему, следующими элементами: - имеющих лицензии высших учебных заведений независимо от их организационно-правовых форм; - научных, проектных, производственных, клинических, медикопрофилактических, фармакологических, культурно-просветительских предприятий, учреждений и организаций, ведущих научные исследования и обеспечи- вагощих функционирование развитие высшего и послевузовского профессионального образования. Вместе с тем, на наш взгляд, недостатком понятия «системы» образования, как в целом, так и высшего, является исключение человеческого фактора как основополагающего элемента в цепи отношений по получению человеком образования соответствующего уровня. Как считает Т. Филлиповская, «образование как социальный институт можно рассматривать как способ организации функционирования социальных систем, как индикатор соотнесенности и регулируемости деятельности тех, кто строит институциональное взаимодействие, со способом его строительства». При этом, автор подчеркивает, что «высшее образование как социокультурная система имеет межуровневую и многоплановую организацию»[4]. Соответственно, функционирование и развитие высшего профессионального образования осуществляется также в определенной иерархической системной связи составляющих его элементов. Учитывая сказанное, полагаем, что круг элементов системы образования в части осуществления образовательной деятельности, следует дополнить субъектами, непосредственно включенными в образовательный процесс. Это будет отражать эффективную структуру взаимосвязей, обеспечивая достижение государственных задач в образовании и его поступательного развития. Следует отметить, в этой связи, положительный опыт нормотворчества, который закреплен в ст. 10 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российский Федерации», включающей в число элементов структуры системы образования, в том числе, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. В свою очередь, функциональное развитие высшего образования предполагает свою реализацию через наличие управленческих механизмов, четкой работы системы органов управления и вузов. Весьма значительную роль в этом играет управление как составная часть, элемент[5] системы высшего образования. Рассмотрим характеристику системы более подробно. При анализе обозначенных вопросов следует начать с понятия «управления», как основополагающей категории в раскрытии природы управленческого механизма в образовании. Приведем ряд определений и сущностных характеристик, которые содержатся в справочных изданиях и юридической литературе. С точки зрения социального (общественного) аспекта, «управление - это осознанное, систематическое, специально организованное воздействие на общество (группу людей) по упорядочению и совершенствованию его социальнодеятельной структуры в процессе выработки и достижения цели»[6]. Собственно подобное представление является традиционным пониманием понятия управления. Неслучайно учеными и ранее особо подчеркивалось, что управление и организационная деятельность - это не метод правового регулирования, а особый вид общественных отношений[7]. Система образования определяет функциональную связь с системой общества, выступает ее органической частью[8], что на наш взгляд подтверждает значимость образования в развитии социально-экономических отношений. Как представляется, отдельного внимания заслуживает категория управления в свете публичного влияния на функционирование и развитие системы высшего образования. Это является важным для целей реализации государственной политики в социально-экономической сфере, которая не может быть реализована без государственного управления. Причем, по справедливому мнению ученых, эта политика определяет потребность высокого уровня государственного управления в обществе[9].
Как известно, сферой государственного управления является деятельность единой системы органов управления в общегосударственном масштабе, охватывающем все или некоторые отрасли управления’. В широком смысле управление — деятельность органов власти. Между тем, органы власти — это органы государства, наделенные определенной компетенций по реализации стоящих пред ними государственных задач в установленной сфере, что определяется понятием государственного управления. Как полагает В.Е. Чиркин государственное управление - это исполнительно-распорядительная, административная деятельность государства, его органов, должностных лиц[10]. В свою, очередь, государственное управление в советский период признавало, что «управление народным образованием — составная часть системы государственного управления...»[11]. Управление в сфере образования как правовая категория во многом созвучна с понятием государственного управления, но и не лишена своих особенностей с учетом специфичности данного социального института. Как полагает В.И. Шкатулла «Управление образованием представляет собой деятельность органов власти и негосударственных организаций, направленную на повышение эффективности образования; процессы, регулирующие достижение целей образовательной политики, включающей анализ и оценку сложившейся образовательной практики, постановку задач управления, планирование деятельности по реализации задач, организация согласованной деятельности субъектов и контроль»[12]. Такой общественно-значимый характер образования связан с публичным интересом государства в сохранении и полноценном поступательном развитии образования и во многом определяет особенности управления в этой сфере. В рамках реализации образовательной функции этот интерес, по мнению И.А. Пушкина, определяется тем, что «образование обеспечивает самовоспроизвод- ство интеллектуального потенциала, нравственных ценностей и культурного богатства, национальную безопасность»[13]. Социальное управление, проводимое через деятельность публичных институтов власти, требует необходимого правового обеспечения управленческого механизма. Вполне справедливо в литературе социальная эффективность управления, его качество определяется правовым фактором, созданием эффективной системы норм и правил[14]. Правовое регулирование компетенции системы органов призвано способствовать закреплению функционально необходимых связей, определяющих деятельность органов управления, что обеспечивает скоординированность, единую целеустремленность и одновременно оправданную дифференцирован- ность деятельности всех или многих органов управления[15]. Отсюда следует, как замечает С.С. Алексеев, что в существовании и развитии права важное значение имеют субъективные факторы, момент «целеполагания»[16]. Интегрированное содержание управленческой функции права определяет целеполагающее и регулирующее действие права как неразрывно движущиеся структуры одного процесса - «правового управления»[17], современное представление которого нашло отражение в труде Ю.А. Тихомирова «Управление на основе права»[18]. Некоторыми авторами управленческая система - система органов управления рассматривалась, как целостная совокупность элементов, в которой все элементы настолько тесно связаны друг с другом, что, выступая по отношению к другим системам, определяют их как единое целое. Составными частями выступали организации данного отраслевого профиля, являющиеся также систе
мами (подсистемами)[19]. С этих позиций, управление в системе высшего образования определяет наличие, с одной стороны, органов управления высшими учебными заведениями, а с другой — управляемых субъектов — самих высших учебных заведений. На системе государственного управления высшим образованием не могла не отразиться исторически традиционная политика «качелей» в отношениях российского государства и высшей школы, т.е. периодическая смена государственно-образовательной парадигмы и приоритетов, которые выдвигаются на первый план, от чего в дальнейшем зависят объемы и формы государственной поддержки высшего образования и его содержания[20]. Полагаем, что система высшего профессионального образования должна иметь необходимые правовые инструменты и организационную структуру[21]. Только в этом случае, управленческий процесс будет целенаправленно отвечать своему назначению как способу обеспечения государственной политики в сфере образования. На наш взгляд, следует рассмотреть федеральный уровень системы управления высшим образованием, определяющий деятельность основной массы высших учебных заведений. Модернизация современной системы управления образованием прошла путь от двухуровневой организации (Министерства образования и органов управления субъектов)[22] и построения структуры с федеральным, региональным и муниципальным уровнем до отраслевой функциональной вертикали в центре и региональных структур. Кроме того, проводимая административная реформа значительно изменила «модель» формирования центральных органов управления. В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»[23] создана система федеральных органов управления образованием (Министерство образования и науки, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Федеральное агентство по образованию[24]). Функционирование данных органов связывается с их назначением, которое предполагает проведение государственной политики в сфере образования. Ее результативность зависит от грамотно выстроенных приоритетов, заключаемых в целевых ориентирах системы управления. Как известно, целевая нагрузка и задачи тех или иных государственных органов являются определяющими в их деятельности, что неоднократно обсуждалось в литературе[25]. На современном этапе среди первоочередных основ реализации административной реформы намечены модернизация системы исполнительной власти (оптимизация структуры); эффективная и четкая технология разработки, принятия и исполнения решений; анализ и уточнение государственных функций[26]. В свою очередь, в качестве основных задач управления высшим образованием выступает своевременное определение изменения потребностей, внесение коррективов в процесс обучения[27]. Вместе с тем, полномочия Министерства образования и науки РФ обозначены в основном без целевых установок и не позволяют достаточно четко соотнести их содержание со сферой их применения. Считаем, что необходимо определить целевую направленность деятельности Министерства. Цель в данном случае определяет обоснованность и эффективность реализации конкретных полномочий данного органа. В конечном счете, достижение поставленных целей с помощью отдельных инструментов являются показателем эффективности как использования предоставленной компетенции и так организации деятельности управляющей структуры. Компетенция указанных федеральных органов получает развитие в функциях и конкретных правах по реализации их целей и задач, закрепленных в нормативных актах. Принципиальное значение в этом вопросе следует отдать функциям, поскольку от их правильного выбора зависит сфера действий управленской структуры. Функция (в переводе с лат. Рипсбо) - исполнение, определяется как обязанность, круг деятельности; назначение, роль[28]. В основе классификации управленческих функций, предложенных Ю.А. Тихомировым[29], как показывает их анализ[30], применительно к органам управления в сфере высшего профессионального образования Министерство образования и науки РФ выполняет в основном регулятивные, организационные, расчетно - информационно - аналитические функции, а после упразднения Федерального агентства - управленческие, Федеральная служба - контрольные. В свое время, функции центральных органов управления, в первую очередь, Министерств, определялись как общие (управленческая деятельность, выражающая общие закономерности управления, как социальной категории), так и специальные (учитывают особенности того или иного управленческого процесса или управляемого объекта)[31]. В анализе новых положений о федеральных органов исполнительной власти, как справедливо замечается Ю.А. Тихомировым, по-прежнему плохо разграничены понятия «функция», «компетенция», «полномочия», «право» (например, предоставление прав для реализации полномочий). Очень скупо регулируются взаимоотношения федерального органа исполнительной власти как по вертикали, так по горизонтали. Отсутствуют процедуры исполнения функций (полномочий)[32]. Законодателю необходимо более последовательно подходить к вопросу разработки нормативных документов управленческих структур в части определения их компетенции и возможности реализации ее на практике. При этом, эффективность управленческой системы нельзя сводить к ее только внутренней деятельности без учета результативности ее воздействия на объект[33]. В этом смысле совершенно справедливо мнение И.Л. Бачило о том, что конечной целью субъекта управления является не его собственная деятельность, а организация и обеспечение определенного состояния объекта управления[34].
[1] Система - определенный порядок в расположении и связи действий, форма организации чего-нибудь, нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимодействии частей. См.: Ожегов, С.И., Шведова, НЛО. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, НЛО. Шведова. - М., 1999. С. 719. [2] ст. 8 Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 30. Ст. 1797; ст. 4 Федерального закона от 22.08.1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» // СЗ РФ. 1996. №35. Ст. 4135. [3] См.: Габричидзе, Б.Н., Чернявский, Л.Г. Курс административного права Российской Федерации. В трех частях: Учебник для вузов / Б.Н. Габрнчидзе, А.Г. Чернявский. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков н К»; 2003. С. 497. [4] Филлиповская, Т. Высшее образование как социальный институт: заказ выживаемости // Высшее образование в России. 2005. №11. С. 100-101. [5] Элемент - это составная часть чего-нибудь, компонент. См.: Ожегов, С.И., Шведова, НЛО. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М., 1999. Социальное управление: Словарь / под ред. В.И. Добренькопа, И.М. Слепснкова. М.: Изд-во МГУ, 1994. С. 169. [7] См.: Братусь, С.Н. О разграничении гражданского и административного права (К вопросу о предмете советского гражданского права) // Проблемы гражданского и административного права. Л., 1962. С. 55. [8] Братаповский, С.Н. Государственное управление образованием в России. Саратов, 2003. С. 309. 3 См.: Атаманчук, Г.В. Власть и управление в предмете административного права. Административное и информационное право (состояние и перспективы развития). М.: 2003. С.13. См., также: Герчикова, И.Н. Регулирование предпринимательской деятельности: государственное и межфирменное. Учебное пособие. М.: Издательство «Консалтбанкир», 2002. С.78. [10] См.: Чиркин, В.Е. Современное государство / В.Е.Чиркнн,- М.: Междунар. отношения, 2001. С.206. [11] См.: Государственное управление народным образованием в СССР. Алма-Ата, «Наука»: КазССР, 1980. С. 27. 1 Шкатулла, В.И. Образовательное право: Учебник / В.И. Шкатулла. - М.; 2001. С. 154. [13] Пушкин, Л.И. Образовательная функция современного российского государства. Автореф. дне. канд. юрид. наук. 12.00.01. Нігжний Новгород. 2002. С. 14. [14] См., например, Государственное управление и политика: Учеб. Пособие / Под ред. Л.В. Моргунова. - Спб. Изд-во С.-Петер. ун-та, 2002. С. 119., Лунев, А.Е. Право и эффективность управлення. М., 1973. [15] См.: Социальные и государственно-правовые аспекты управлення в СССР. М. С.64-65. [16] См.: Алексеев, С.С. Структура советского права. М., 1975. С. 7. [17] См.: Социальные и государственно-правовые аспекты управления в СССР. М. С. 143. [18] Тихомиров, Ю.А. Управление на основе права. М. «Формула права», 2007. [19] См., например, Фролов, Е.С. Предпосылки возникновения и характер межотраслевых отношений в сфере отраслевого управления //Управление и право. Вып.5., М.,1979. С. 56. [20] Барабанова, С.В.. Административно-правовое обеспечение конституционного права граждан на высшее профессиональное образование в Российской Федерации. Автореф. дисс....докт. юрнд. наук. 12.00.14. М., 2009. С. 21. [21] В теории государственного управления понятие структуры означает совокупность устойчивых связей в системе управления, обеспечивающих ее целостность и тождественность самой себе. См.: Василенко, И.А. Государственное и муниципальное управление. Учебник. - М.: Гардарнки, 2005. С. 101. [22]См.: постановление Правительства Российской Федерации от 9 января 1992 г. № 21 «О системе государственного управления образованием в Российской Федерации». 'СЗ РФ. 2004. № 11. Ст. 945. [24] В настоящее время указанный федеральный орган исполнительной власти упразднен, его функции переданы Мннобранауки России. [25] См., например, Бачто, И.Л. Функции органов управления. М. Юридическая литература. 1976, Тихомиров, Ю.А. Теория компетенции. М. 2005. [26] См.: Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. 2002. №71. 19 апреля. [27] См.: Герчикова, B.D. Современное высшее образование: функции, реализация, перспективы. Томск. Изд-во Том. ун-та. 1998. С. 15. [28] См.: Словарь иностранных слов. М.: ЮНВЕС. 1997. С. 335. [29] См.: Тихомиров, Ю.А. Курс административного права и процесса. М.: 1998. См.: Положение о Министерстве образования и науки РФ, утверждено Постановлением Правительства РФ от 15 июля 2004 г. № 280 // СЗ РФ. 2004. № 25. Ст. 2562., Положение о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утверждено Постановлением Правительства от 17 нюня .2004 г. № 300 // СЗ РФ. 2004. № 26. Ст. 70.; Положение о федеральном агентстве по образованию, утверждено Постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. № 288 // СЗ РФ. 2004. № 25. Ст. 2570. [31] См.: Фролов, Е.С. Указ. раб. С. 60. [32] См.: Административное право и процесс: полный курс. Второе издание, дополненное н переработанное / Ю.А. Тихомпров. - М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2007. С. 243. [33] См.: Эффективность и качество управленческой деятельности (государственно-правовой аспект). Киев. «Нау- кова Думка», 1980. С. 28. [34] См.: Бачило, И.Л. Функции органов управления. М. 1976. С. 14.
Вся работа доступна по ссылке |
|