У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Развлекательное телевидение - определение. история, типология

Развлечение - возможно, одна из самых сложных и загадочных сфер человеческой деятельности, суть которой заключается в отношении непосредственно самого человека к опосредованному универсальному, то есть включающему в себя весь мир, человеческому существованию. Независимо от того, в какой эпохе и в какой стране живут люди, они доказывают, что развлечение - одно из важнейших качеств человеческого бытия и культуры. И если уж говорить о развлечении применительно к культуре, то вполне уместным будет замечание о том, что первое старше второго: ведь культура подразумевает под собой существование общества, а развлекаться человек начал задолго до его создания. Поэтому неважно, просты или сложны те или иные развлечения, важно, что они заложены в человеческой природе изначально.

Однако, несмотря на это, отношение к развлечению всегда было неоднозначным. Одни учёные, такие как П.Лафарг, Н.Я.Данилевский, С.Г.Струмилин, Б.Г.Ананьев склонны относиться к нему как к неотъемлемой части культуры, необходимой для удовлетворения важнейших человеческих потребностей. Другие, такие, как, например, В.Беньямин в работе «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости» считают развлечение отрицательным явлением, некой негативной разновидностью социального поведения, причём развлечение ассоциируется у них именно с современным искусством, куда, помимо всего прочего, входит и кино, ставшее прообразом

 

телевидения. Некоторые социологи, подобно Ж.Дюмазедье, рассматривают развлечение только лишь через призму досуга, некоторые - как нечто более глобальное, как своеобразный пласт культуры, обладающий уникальными, присущими только лишь ему свойствами и функциями. Одни акцентируют внимание на экономической основе развлечения, полагая, что развлечение - это, прежде всего то, что помогает людям восстанавливать их силы после тяжелого рабочего дня. Другие склонны выделять в нём основу духовную, утверждая развлечение не только в качестве средства рекреации, но и в качестве способа получения радости, положительных эмоций, хорошего настроения. Однако несложно заметить, что в подавляющем большинстве случаев слово «развлечение» носит ярко выраженный негативный оттенок. Н.А.Хренов в книге «Телевизионная эстрада» объясняет это тем, что, «вероятно, основной причиной недооценки развлечения оказывается социально-психологическая установка, сформировавшаяся в тот период истории, когда развлечение действительно являлось сферой, не развивающей личность, а отчуждающей её от культуры»[1]. Иными словами, человечеству приходилось постоянно преодолевать определённые психологические барьеры, не позволявшие ему реагировать на развлечение адекватно (несмотря на то, что последнее проникало в художественную культуру постепенно, в течение долгого времени). Отсюда и переходящее из эпохи в эпоху отношение к развлечению как к чему-то лёгкому, пустому, усиленное тесными связями развлечения с массовой культурой.

Исходя из сказанного выше, понятно, почему приходится сталкиваться с расплывчатостью и многогранностью термина «развлекательное телевидение»: ведь, если возникает столько споров по поводу развлечения вообще, то абсолютно естественно, что и на вопрос, что же именно можно считать развлечением на телевидение, до сих пор тоже нет конкретного ответа. Поскольку развлекательное телевидение часто противопоставляют информационно-аналитическому, можно было бы начать с того, что развлечение - это та часть программной сетки, в которой исключается всё идеологизированное, всё так или иначе относящееся к актуальной политике и экономике. Однако подобная точка зрения была бы слишком радикальной, потому что телевидение в любом случае не способно существовать вне социума. Поэтому правильнее будет сказать, что развлечение всё-таки включает в себя политику, но как бы выносит её за скобки (вспомним, к примеру, программу «Куклы», НТВ). Развлечение - это, прежде всего, эмоции, это отношения между людьми, это эмоциональная оценка действительности. Причём, в отличие от аналитики, эта оценка не направлена на реализацию каких-то политических аспектов, это журналистика, принципиально отказывающаяся от решения социально-политических, экономических, идеологических и прочих задач. Оно не призывает человека решать какие-то глобальные проблемы, анализируя причины их возникновения и пути развития. Развлекательному телевидению вообще чужда глобальность, потому что для глобальности нужна работа ума, кропотливая и сложная, нужно напряжение, усилие, труд и т.д. Развлечение же - это всегда отдых, это снятие напряжения, поэтому, как правило, под развлечением понимают «легкое» и интересное времяпрепровождение, с целью увеселения, не всегда содержательное, иногда бесцельное, но почти всегда приносящее удовольствие и наслаждение, а посему развлекательное телевидение принято считать приятным, но пустым довеском к остальному телевещанию. При этом мало кто принимает во внимание, что каждый из развлекательных проектов несёт в себе важнейшую смысловую составляющую. Лёгкие ток-шоу^ и юмористические передачи при всей их легкомысленности учат

моделям приемлемого и неприемлемого социального поведения, тому, что одобряется обществом и тому, что обществом осуждается. Викторины и телеигры воспитывают лидерские качества, прагматизм, учат соревновательности. Реалити-шоу учат строить отношения в социуме и максимально трезво оценивать окружающую действительность. Естественно, речь в данном случае идёт о том, какими должны быть передачи, а не об их зачастую жалком подобии, которое мы имеем на российском телевидении. О.Я.Ермолаева, директор «Медиакомитета»:      «У нас это как-то не связано ни с каким

содержательным моментом, хотя развлечение, это в том числе и получение эстетического удовольствия и наслаждения от произведения искусства»[2]. Слова Ермолаевой имеют право на существование потому, что сегодня под развлекательным телевидением большинство зрителей понимает, как правило, а) то, что «смешно», б) то, что в подавляющем большинстве случаев рассчитано на аудиторию с невысоким культурным уровнем, в) то, что скандально, эксплуатирует тёмные стороны человеческого сознания, апеллирует к инстинктам, г) то, что преходяще, то есть либо не несёт в себе особой смысловой нагрузки, либо несёт её, но в очень малых количествах, и смысл этот, эта ценность, остаются в памяти аудитории всего лишь некоторое время, не имея особого значения для социально-культурной ориентации человека.

Прежде, чем переходить к определению развлечения, скажем немного слов о классификации программ подобного рода. Ситуация непростая:      наибольшая трудность в систематизации современных

телепередач заключается в том, что исследователи часто смешивают такие типообразующие признаки, как, например, жанровая составляющая и аудитория, для которой предназначены программы данного типа. Например, программа может быть одновременно и публицистической, и молодёжной. Если же попытаться определиться со всеми типообразующими признаками, то сюда можно отнести и функцию, и форму, и тему, адрес, источник, степень телевизионной переработки материала и т. д., причем перечень легко может быть увеличен. Следовательно, необходимо помнить, что, в принципе, любая классификация будет неполной до тех пор, пока мы будем рассматривать анализируемые объекты только лишь с одной позиции. Необходимо помнить, что каждая классификация должна быть многогранной, с множеством аспектов. Лишь это и позволит нам сохранить некий единый фундамент при разделении передач на отдельные группы и анализе каждой из них, исходя из определённых требований.

Как известно, главными аспектами в типологизации являются формальный, функциональный, содержательный и адресный аспекты, которые, в свою очередь, могут в дальнейшем подразделяться на некоторые другие. Естественно, что классифицировать передачи по всем признаками достаточно трудоёмко и громоздко, кроме того, не все признаки могут быть значимыми в данный момент. Поэтому наша классификация будет проведена, прежде всего, по первому, формальному признаку. Это наиболее ярко позволит нам представить всю полноту картины как сложное целое, и уже после этого переходить к функциям, адресу и проч. Видовое разнообразие современного российского развлекательного телевидения - это сложный организм, в котором происходит постоянное обобщение выразительных средств, функций и задач. Как правило, для обозначения группы журналистских произведений, обладающих общими признаками, используется слово «жанр», однако мы бы хотели заменить его более нейтральным и вместе с тем более ёмким термином. В современной медийной терминологии «телевизионные практики предпочитают ни к чему не обязывающее слово «формат», в узком смысле означающее шаблон, а в более широком

-                      направление вещания»[3]. Однако и термин «формат» сам по себе является недостаточно полным, ведь эта характеристика программы, например, часто «используется для ее классификации в плане формальной структуры, другими словами, показывает, как построена программа, вне зависимости от ее содержания»[4]. Часто слово «формат» и вовсе является заменой слову «идеология»[5]. Поэтому мы бы предпочли вместо терминов «жанр» или «формат» говорить о «направлениях вещания», внутри которых есть определённые жанры.

Есть три основные причины, обусловившие классификацию программ именно по формальному признаку. Первое - это постоянно дифференцирующиеся запросы телевизионной аудитории. Каждая группа зрителей ищет в телевизионной сетке что-то, что могло бы соответствовать её вкусам, и, в зависимости от желания аудитории и родовых особенностей развлечения, постепенно начинает формироваться вполне определённая категория передач. Например, викторины «поставляют» желающим азарт, юмористические передачи, соответственно, юмор, «лёгкие» ток-шоу - снятие напряжения и эмоциональную разрядку (пусть даже и через катарсис), телевизионные шоу - позитивные эмоции, реалити-шоу - эскапизм. Постепенно у каждой группы телепрограмм формируется определенный набор признаков, что и приводит в итоге к образованию того или иного направления вещания, развивающегося параллельно с развитием журналистики, усложняющегося и дифференцирующегося в толкованиях, вбирая в себя новые и новые реалии. Но неизменным в нём остаётся одно

—                  единство формы и содержания, причём главную роль играет содержание. Ведь если, скажем, в аналитической передаче будут использованы моменты из фильма или художественные зарисовки, как, например, в передаче В.А.Шендеровича «Итого» (НТВ) или программе М.В. Леонтьева «Однако» (Первый канал), передача от этого не перестанет быть именно аналитической. Поэтому главным принципом деления на направления вещания (и, в дальнейшем, на жанры) выступает именно характер подачи реальности, глубина его изображения, уровень сложности восприятия окружающей действительности, степень проникновения во внутренний мир человека.

 


[1] Хренов Н. Развлекательные функции телеэстрады/ Телевизионная эстрада. М.: Искусство, 1981.С. 26

[2] http://www.muzcentrum.ru/topics/topicl/7icN264

[3] Новикова А. Современные телевизионные зрелища: истоки, формы и методы воздействия. СПб, 2008. С. 7

[4] Единые требования (классификатор) к системам фиксации и расшифровки факта выхода в эфир телепродукции. М., 2003. С. 32

[5] Быков Д. For mat// Телерадиоэфир: история и современность/ Под ред. А. Г. Качкаевой. М.: Элнткомстар. 2008. С. 340

 

 

Вся работа доступна по ссылке

https://mydisser.com/ru/catalog/view/36516.html  

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.