У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Понятие музыкального произведения как объекта авторского права и вида произведения как результата интеллектуальной (творческой) деятельности

Среди объектов авторских прав ст. 1259 ГК РФ называет музыкальные произведения с текстом или без текста. Однако официального определения данного объекта законодатель не дает, полагая, видимо, что понятие музыкального определения давно сложилось и поэтому его применение не вызывает проблем и вопросов. Хотя на самом деле, как показывает практика для того, чтобы охранять права на какой-либо объект, необходимо четко (однозначно) определить признаки этого объекта и на их основе сформулировать его дефиницию.

Попытки выработать определение музыкального произведения предпринимались неоднократно, и некоторые авторы предлагали результаты своих научных изысканий в качестве юридически значимого термина. Однако, чтобы их оценить, с нашей точки зрения, необходимо вначале исследовать историю становления и развития правового регулирования произведений как объектов авторских прав, а также выявить основные теоретические позиции по данной правовой категории и сформулировать исходное определение произведения как объекта авторских прав, а затем на его основе найти специфические признаки музыкального произведения с точки зрения ныне действующего законодательства. Такой подход позволит выявить наиболее распространенные сложившиеся взгляды и выработать авторскую научную позицию о понятии музыкального произведения, а также представить его характеристику как объекта авторских прав.

Если обратиться к истории развития цивилистической мысли, направленной на исследование произведения как результата творческой деятельности и являющегося объектом авторского права, то нужно вспомнить, что триста лет назад 10 апреля 1710 года в Англии вступил в действие нормативно-правовой акт, который с полным правом может называться первым в истории законом об авторском праве, известный как Статут королевы Анны. Полное название документа «Ап Act for the Encouragement of Learning, by vesting the Copies of Printed Books in the Authors or purchasers of such Copies, during the Times therein mentioned», что в переводе означает: «Акт о поощрении учёности путём наделения авторов и покупателей правами на копирование печатных книг на нижеуказанный период времени»[1]. Этот документ был направлен на защиту прав авторов книг, чертежей, карт, рукописей и пр. При этом устанавливался 14-летний срок действия таких прав, которые в случае использования произведения можно было продлить еще один раз на такой же срок. Затем произведение считалось общедоступным. Еще одна новелла, введенная указанным Статутом, состояла в том, что право авторства регистрировалось в специальных списках. Интересно отметить, что этот документ предусматривал требование передачи одного экземпляра произведения в виде книги в библиотеки. Кроме того, авторы, произведения которых были опубликованы до принятия Статута, приобретали исключительные права на срок в двадцать один год без права продления[2].

Оценивая правовую и общественную значимость Статута, отметим - этот документ являлся одним из самых прогрессивных шагов государственного регулирования общественных отношений, поскольку до этого времени только монарх мог лично автору «дать Привилегии», что по сути означало признание его права на получение вознаграждения. Однако такие случаи были исключением. Историки объясняют эту ситуацию религиозным учением: произведения - дар Божий, поэтому иметь права на них - грех.

Для России времен правления императора авторское право было официально признано в 1828 году, с внесением в Цензурный устав отдельной главы, в которой содержались нормы, предоставляющие авторам права на использование своих литературных произведений. Внесенные дополнения предоставляли авторам право вознаграждение в течение всей своей жизни, а также их наследникам на 25 лет после смерти автора[3].

В 1830 г. был принят закон «О правах сочинителей, переводчиков и издателей», который установил одинаковый объем правомочий для авторских прав и права собственности. По нашему мнению, этот документ помог урегулировать отношения авторов и их наследников с издателями книг. Применительно к правам на музыкальные произведения следует вспомнить 1845 г., когда вступил в силу закон о правах композиторов. Спустя почти тридцать лет было создано «Общество русских писателей и драматургов». По сути, это прообраз РАО, так как данная организация защищала авторские права и выплачивала гонорары. Свою деятельность эта организация осуществляла через специальных агентов.

Завершает историю российского авторского права периода правления императора Положение об авторском праве (1911 г). Значимость этого документа состояла в том, что он объединил нормы не только о правах на различные виды произведений, но и об издательском договоре. С.А. Беляцкин, отмечая значимость этого Положения, написал: «Все области авторского права преобразованы, объединены и подчинены общим принципам. Права автора, моральные и материальные, признаются новым законом и вместе с тем согласуются с интересами и правами общества и общественными требованиями... В целях наилучшего ограждения интересов духовного творчества Положение использовало новейшие приемы регламентации гражданско-правовых отношений, уделило должное место справедливому судейскому усмотрению, предоставило надлежащий простор судейской совести»[4].

После революции 1917г. новой властью был принят Декрет «О государственном издательстве». Именно с этого времени начинается советский период авторского права, который можно назвать периодом «книжного голода». Именно поэтому указанный Декрет возложил на народную комиссию по просвещению (Наркомпрос) обязанность издания книг русских классиков. При этом многие известные авторы произведений различных сфер общественной жизни лишились права получать гонорары за использование своих произведений, так как они признавались народным достоянием. Такие результаты творческой деятельности теперь издавались без ведома авторов. Вместе с тем произведения, на которые срок авторского права не истек, устанавливалась государственная монополия сроком на пять лет, т.е. все доходы от их издания поступали государству[5]. В последующих нормативных правовых актах данная стратегия государства была продолжена, к примеру, декрет СНК РСФСР от 26 ноября 1918 года «О признании научных, литературных, музыкальных и художественных произведений» устанавливал, что любое произведение, независимо от срока его создания, может быть признанно достоянием РСФСР. При этом автор мог получить лишь гонорар по установленной законом ставке[6]; Декретом «Об отмене наследования» было отменено наследование авторских прав.

Обратим внимание, первые документы советской власти в области охраны произведений лишили выдающихся авторов многих прав на результаты их творческой деятельности. Однако, что понималось под произведением, которое могло быть объявлено государственным достоянием,

Декрет умалчивал. Во исполнение указанного Декрета 16 августа 1919 г. было принято Постановление Народного комиссариата просвещения РСФСР (Наркомпроса) "О национализации музыкальных произведений некоторых авторов", которым объявлены достоянием Республики произведения 17 русских композиторов[7].

Важным этапом в развитии советского авторского права стало принятие закона «Об основах авторского права» 1925 года, который в 1928 году был заменен Основами авторского права. В этих документах довольно подробно регламентировались права авторов на произведения (пожизненно, с переходом к наследникам на срок 15 лет после смерти автора), предусматривалось использование произведений только по договору с автором. Однако определение произведения в них отсутствовало. Поэтому ученые того времени пытались восполнить имеющийся пробел. Так, Б.С. Мартынов писал, что произведения представляют собой не материальные продукты, а творческая мысль, которая выражена в объективной реальности[8].

Законодательство СССР об авторском праве в 60-80 гг. прошлого века представлено Основами гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 года, типовыми авторскими договорами, разделами «Авторское право», содержащимися в Гражданских кодексах союзных республик (в РСФСР - статьи 475-516 ГК), многочисленными республиканскими постановлениями об авторском гонораре. Для этой нормативной правовой базы характерны излишняя императивность и наличие значительных изъятий из сферы авторских прав. Именно в этот период, а точнее в 1973 году, СССР присоединяется к Всемирной Конвенции об авторском праве в редакции 1952 года (Женевская редакция), что обусловило обязательство СССР по обеспечению минимального уровня предоставления прав авторам, произведения которых были впервые выпущены в свет за границей. В советском законодательстве впервые закрепляется право автора на перевод произведения, срок действия авторского права после смерти автора возрастает до 25 лет. В этом же году создается специальный орган ВААП (Всесоюзное Агентство по охране авторских прав) - общественная организация, наделенная правами юридического лица. ВААП заявляло и осуществляло правовую монополию на литературные, художественно-изобразительные, научные и публицистические произведения советских авторов (это касалось как внутренних, так и внешних отношений). ВААП представляло права советских и зарубежных авторов при использовании их произведений в СССР, равно как права советских авторов и их наследников за границей. Однако, несмотря на существенное повышение гарантий авторских прав на произведения, официальное определение данной правовой категории так и не было сформулировано.

С учетом изложенного, обратимся к разработанной отечественными цивилистами теоретической базе авторских прав на произведения. В частности, уместно вспомнить известного отечественного ученого-юриста В.И. Серебровского, который определял произведение как совокупность идей, мыслей, образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения[9]. Это определение, несмотря на то, что было разработано более 50 лет назад на нормах старого законодательства, может быть использовано и современными цивилистами, так как отражает основные признаки, характерные для результата творческой деятельности человека.

Практически одновременно с В.И. Серебровским в сфере авторского права проводил научные исследования не менее известный цивилист эпохи

XIX века М.В. Гордон, который полагал, что произведение как объект авторских прав представляет собой реально существующее явление объективного мира, воспринимаемое как комплекс идей, образов, сформулированных в готовом труде[10]. С нашей точки зрения, в этом определении отсутствует существенное условие произведения. В частности, нет указания, что это результат интеллектуальной (творческой) деятельности.

Спустя почти 20-ть лет В.Я. Ионас, опираясь на результаты научных изысканий указанных и других авторов, сделал вывод, что существуют два вида произведений - творческие и нетворческие. Это означает, что понятие произведения с точки зрения психологии мышления шире, чем понятие «произведение творчества». Произведение творчества следует рассматривать как частный случай понятия «произведение» (произведения мысли). Далее

В.Я. Ионас обращал внимание, что советское гражданское право уже оперирует этими двумя понятиями произведения. К произведениям творчества оно относит объективно выраженные произведения науки, литературы, искусства, а также произведения технического творчества. Ко второму виду - произведения, создание которых не требует «оригинального производства» идей. Таковы, например, телефонный справочник или иной информационный источник, составленный по известным правилам (принципы построения, систематизация материала). Далее, характеризуя произведения, В.Я. Ионас разработал трудное по восприятию и сложное по содержанию определение с философским уклоном: произведение - есть отражение действительности, являющееся синтезом идей (понятий или образов), выраженное в объективной форме, содержащее решение задачи познания и преобразования человека, общества и природы[11]. Как видим, цивилистические признаки произведения как правовой категории в этом определении отсутствуют.

 


[1] http://www.shaittabych.ru/index.php/other/74-copyrightturns300.htrnl

[2] Свечникова И.В. Авторское право / Учеб. пос. М. 2009.

[3] Моргунова Е.А. Авторское право / Учеб. пос. М. 2008.

[4] Беляцкин С.А. Новое авторское право в его основных принципах. СПб. 1912.

[5] http://www.modnaya.ru/library/006/003.htm

[6] Декрет Совета Народных Комиссаров "О научных, литературных, музыкальных и художественных произведениях". 26 ноября 1918 г. // Собрание Узаконений. 1918. N 86. Ст. 900.

[7] Собрание Узаконений РСФСР. 1919. N 42. Ст. 414.

[8] Мартынов Б.С. Права авторства в СССР //Уч. зап. ВЮЗИ. Вып. XI. 1947.С.135.

[9] Серебровский В.И. Вопросы советского авторского права. М. 1956. [электрон, ресурс] // www.garant.ru

[10] Гордон М.В. Советское авторское право. М. 1955. С. 59 и след.

[11] Ионас В.Я. Критерий творчества в авторском праве и судебной практике. М. 1963. С. 25; см. также: Ионас В.Я. Произведения творчества в гражданском праве. М. Юридическая литература. 1972. С.9 -11.

 

Вся работа доступна по ссылке

https://mydisser.com/ru/catalog/view/23111.html  

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.