Быстрый переход к готовым работам
|
Виды и механизм применения ответственности государственных служащих субъектов Российской ФедерацииРоссийские чиновники могут привлекаться к различным видам юридической ответственности — уголовной, административной, гражданско- правовой и дисциплинарной. Дисгщплинарная ответственность является специфическим видом юридической ответственности, к которой привлекаются государственные служащие, а значит, представляет значительный интерес при характеристике их административно-правового статуса[1]. ' Дисциплинарная ответственность — это применение мер дисциплинарного воздействия в порядке служебного подчинения за виновные нарушения правил государственной службы, не преследуемые в уголовном порядке[2]. Нормативными актами, регулирующими этот вид юридической ответственности государственного служащего субъекта Российской Федерации, являются ФЗ от 27 июля 2004 г. № 79 - ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»[3], Трудовой кодекс Российской Федерации[4] и Служебный распорядок государственного органа. Они устанавливают основания ответственности, виды дисциплинарных взысканий, права руководителя по наложению взысканий, порядок их применения и обжалования. Основанием для привлечения государственного служащего к дисциплинарной ответственности является совершение им должностного проступка, под которым, согласно п.1 ст.57 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»[5], понимается «неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей». В действующем законодательстве действия или бездействия, образующие должностной проступок, в отличие от уголовных преступлений и административных правонарушений не представлены составом юридических фактов в силу их чрезвычайного многообразия. Поэтому любые нарушения обязанностей, возложенных на государственного служащего, считаются должностным проступком. Имело ли место нарушение служебных обязанностей или нет, решает компетентный орган или руководитель по обстоятельствам каждого конкретного случая. При этом решающее значение имеет перечень обязанностей, закреплённый ст. 15 ФЗ от 27 июля 2004 г., неисполнение или ненадлежащее исполнение которых расценивается как должностной проступок, влекущий дисциплинарную ответственность. К сожалению, в законодательстве о государственной службе обязанности государственных служащих, как правило, закрепляются в довольно общей форме: например, обязанность поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей. В подобного рода случаях установить факт нарушения обязанностей непросто. Заслуживает одобрения предложение в качестве основания для применения к государственному служащему дисциплинарного взыскания нормативно закрепить возможность его применения за нарушения достоинства государственной службы, т.е. за деяния, подрывающие авторитет государственной службы, но не связанные с исполнением должностных обязанностей и совершённые во внеслужебное время[6]. В данном случае речь может идти о появлении государственного служащего в общественном месте в нетрезвом состоянии, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, совершение хулиганских действий и других подобного рода неблаговидных поступков. Необходимо существенно расширить перечень дисциплинарных взысканий, применяемых к государственным служащим. ФЗ от 27 июля 2004 г. (ст. 57) предусматривает следующие виды дисциплинарных взысканий, которые могут налагаться на государственных служащих: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, освобождение от замещаемой должности гражданской службы, увольнение. По своей сути, они являются мерами морального характера. Трудовое право также устанавливает перечень дисциплинарных взысканий (ст. 192 Трудового кодекса от 21 декабря 2001 г.): замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям, которые могут применяться ко всем служащим. При сравнении норм ФЗ от 27 июля 2004 г. и норм Трудового кодекса РФ становится очевидным, что предусмотренные ими перечни дисциплинарных взысканий практически совпадают. Правда, для государственных служащих предусмотрено одно специфическое взыскание — предупреждение о неполном должностном соответствии. Однако само по себе оно является мерой ответственности морального характера. В отношении государственных служащих должны шире применяться меры, связанные с временным ограничением гаи лишением преимуществ, обусловленных пребыванием на государственной службе или приобретённых за годы государственной службы. Такими взысканиями могут быть: сокращение должностного оклада, частичное сокращение размера или лишение доплаты к пенсии с учётом стажа государственной службы. Возможны и другие виды дисциплинарных взысканий[7]. Однако, полагаем, что подобные взыскания должны носить материальный, а не служебный характер. Право налагать дисциплинарное взыскание предоставлено представителю нанимателя, имеющему право назначать служащего на государственную должность государственной службы. Несмотря на то, что порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий устанавливается ст. 58 ФЗ от 27 июля 2004 г., привлечение государственных служащих к дисциплинарной ответственности продолжает регулироваться и нормами трудового законодательства, что «явно не согласуется с реально складывающимся административно-правовым статусом государственных служащих, который постепенно утверждается в России». В отличие от других видов юридической ответственности, где санкция за совершённое правонарушение неотвратима, по поводу дисциплинарной ответственности вопрос о неотвратимости наказания — в ведении представителя нанимателя. Об этом свидетельствует формулировка п.2 ст.57 ФЗ от 27 июля 2004 г., что дисциплинарное взыскание «может быть применено». На усмотрение руководителя закон относит и решение вопроса - какую избрать меру ответственности из пяти, которые закреплены в п. 1 ст. 57 ФЗ о государственной гражданской службе, поскольку в дисциплинарном законодательстве нет перечня дисциплинарных проступков и мер ответственности за их совершение.
[1] Подробнее об этом см.: Гришковец A.A. Правовое регулирование дисциплинарной ответственности государственных служащих / A.A. Гришковец // Право и политика. - 2001. - Л° 9. [2] Озсянко Д. М. Административное право: Учебное пособие/Д. М. Овсянко М.: Юрист, 2001. - С. 104. [3] Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 31. - Ст. 3215. [4] См.: ФЗ от 30.12.2001 г. № 197 - ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1 (ч.1).. - Ст. 3. [5] Российская газета. - 2004. - 31 июля. [6] Гришковец A.A. Проблемы реформы государственной службы в Российской Федерации / A.A. Гришковец // Государство и право. - 2001. - № 12. - С. 52. [7] A.A. Гришковец предлагает вести в качестве взыскания «вычет из времени службы», введение взыскания в виде «лишения на определённый срок права пользования ведомственным медицинским учреждением» (См.: Гришковец A.A. Проблемы реформы государственной службы в Российской Федерации / A.A. Гришковец // Государство и право. - 2001. - № 12. - С. 52). Однако, полагаем, что, с одной стороны, это не совсем этично, с другой стороны - не будет соответствовать юридическому факту, связанному с нахождением лица на государственной службе.
Вся работа доступна по ссылке |
|