У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Нормативное правовое регулирование туристской деятельности

В силу конституционного принципа справедливости, проявляющегося, в частности, в необходимости обеспечения баланса прав и обязанностей всех участников рыночного взаимодействия, свобода, признаваемая за лицами, осуществляющими предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую деятельность, и гарантируемая им защита должны быть уравновешены обращенным к этим лицам требованием ответственного отношения к правам и свободам тех, кого затрагивает их хозяйственная деятельность[1].

Как отмечает И.В.Ершова, право на осуществление предпринимательской деятельности не предоставляет субъекту безграничной свободы. Оно должно осуществляться в рамках границ, очерченных нормативными правовыми актами, содержащими как позитивные правила поведения, так и запреты, применяемые в данной сфере[2]. Законодатель осуществляет правовое регулирование предпринимательской деятельности в целом и туристской в частности в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального.

Расширение границ туризма и возможностей осуществления предпринимательства в целом, а также необходимость формирования современной туристской индустрии потребовали правового регулирования туристской деятельности с учетом мирового опыта. Формирование нормативной правовой базы, соответствующей современным реалиям, является важнейшей основой для развития туризма в России.

Конституция Российской Федерации, являясь правовым актом, обладающим высшей юридической силой, закрепляет отправные принципы

правового регулирования и является базой всего законодательства в области туристской деятельности. Реализуя конституционные положения о свободе передвижения, закрепленные в статье 27, каждый гражданин, наряду с правом на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства, может свободно выезжать за пределы Российской Федерации и беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию. Совершая путешествия, граждане реализуют свое право на отдых (ст. 37), охрану здоровья (ст. 41), участие в культурной жизни, пользование учреждениями культуры, а также право на доступ к культурным ценностям (ст. 44). В соответствии со ст. 61 Конституции Российской Федерации гражданам гарантированы защита и покровительство за ее пределами. Свободная экономическая деятельность туристских организаций обеспечивается ст. 34 Конституции о праве на предпринимательскую и иную экономическую 'деятельность[3]. Как было отмечено Г.А. Гаджиевым, «конституционные основы правового регулирования деятельности корпораций представляют собой совокупность конституционных норм, основывающихся на целостной концепции, исходящей из признания равновесия между экономической свободой предпринимательской деятельности и обязанностью государства в публичных целях регулировать эту деятельность в определенных пределах»[4]. Закрепление в Конституции РФ соответствующих положений имеет огромное значение для формирования законодательства, регулирующего туристскую деятельность как одну из форм осуществления предпринимательства.

Правовую основу международного сотрудничества в сфере туризма составляют международные договоры Российской Федерации. Российская Федерация является членом Всемирной туристской организации. При активном участии Всемирной туристской организации были приняты акты, оказывающие существенное влияние на развитие туризма во всех странах

44

мира .

С принятием части первой Гражданского кодекса Российской Федерации[5] (далее - ГК РФ) были законодательно закреплены коренные преобразования в социально-экономическом развитии Российского государства, выразившиеся в признании частной собственности, создании свободного рынка товаров, работ и услуг, свободы конкуренции. Отношения в сфере оказания туристических услуг впервые на законодательном уровне были урегулированы главой 39 «Возмездное оказание услуг» части второй ГК РФ[6], где в п. 2 ст. 779 ГК РФ, наряду с медицинскими, аудиторскими и т.д., прямо указаны и услуги по туристическому обслуживанию. ГК РФ является основополагающим нормативным актом в сфере туристской деятельности.

Специальный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», регламентирующий отношения в сфере осуществления туристской деятельности, был принят 24 ноября 1996 года[7].

Необходимо рассмотреть вопрос о соотношении норм ГК РФ и Закона о туристской деятельности, тем более что данный закон не содержит ссылок на нормы ГК РФ, что повлекло за собой наличие в нем ряда нечетких и даже противоречивых положений, осложняющих правоприменение. ГК РФ является базовым законом, а Закон о туристской деятельности - специальным, принятым в соответствии с положениями ГК РФ, содержащим правовые нормы, регулирующие туристскую деятельность. Исходя из правил юридической техники специальные нормы, опосредующие в данном случае туристскую деятельность, должны иметь приоритет перед общими нормами, поскольку должны были быть приняты с учетом правила, установленного абз. 2 п. 2 ст. 3 ГК РФ, согласно которому нормы гражданского права, содержащиеся в других федеральных законах, должны соответствовать кодексу, в то же время конкретизируя, развивая общие нормы кодекса. Однако, как показал анализ норм Закона о туристской деятельности, некоторые нормы прямо противоречили положениям ГК РФ, например, о виде договора, заключаемого между туристом и туристской организацией, следовательно, в этих случаях подлежали применению общие нормы, установленные ГК РФ.

Закон о туристской деятельности сформулировал принципы и способы государственного регулирования туристской деятельности, правила поведения субъектов туристского рынка, закрепил структуру договорных связей в сфере туризма. Исходя из того, что частное право — это совокупность норм, регулирующих общественные отношения (деятельность), в которых реализуется частный интерес либо возникает необходимость его охраны, а публичное право - это совокупность норм, регулирующих общественные отношения, в которых реализуется публичный интерес либо возникает необходимость его охраны[8], данный нормативный акт можно отнести к межотраслевым, поскольку в нем содержатся элементы как частноправового, так и публично-правового регулирования.

Так, к нормам публичного права можно отнести нормы, закрепленные главой II Закона о туристской деятельности, относящиеся к вопросам государственного регулирования туристской деятельности, такие как определение принципов, целей, приоритетных направлений и способов государственного регулирования туристской деятельности. К нормам частного права можно отнести нормы, регулирующие отношения между туристом и туристской организацией по поводу заключения и исполнения договора о реализации туристского продукта, отношения между туроператором и турагентом, основания изменения и расторжения договора, ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора и др.

Сочетание частного и публичного интересов в нормах Закона о туристской деятельности проявляется, в частности, при установлении императивных требований законодателя о необходимости предоставления туроператором финансового обеспечения посредством заключения гражданско-правовых сделок, а также устанавливаются права и обязанности для сторон гражданско-правового договора о реализации туристского продукта, связанные с обеспечением безопасности. Таким образом, Закон о туристской деятельности нельзя отнести в чистом виде к источникам частного или публичного права, поскольку в его нормах проявляется сочетание частного и публичного интересов и их взаимопроникновение, что характерно не только для регулирования туристской деятельности, но и в целом для всех видов предпринимательской деятельности.

Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г[9], установил состав земель особо охраняемых территорий (глава 17), в том числе земель рекреационного назначения, то есть предназначенных и используемых для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.

Порядок привлечения субъектов туристской деятельности к административной ответственности за совершение административного правонарушения регулируется нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ)[10]. Так, глава 14 КоАП РФ регламентирует правонарушения в сфере предпринимательской деятельности:          при осуществлении туристской

деятельности субъекты могут быть привлечены к административной ответственности по ст.ст. 14.1 — осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии); 14.3 - нарушение законодательства о рекламе; 14.7 -

 

обман потребителей; 14.8 - нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы; 14.51 - нарушение законодательства о туристской деятельности.

Привлечение субъектов туристской деятельности к уголовной ответственности за совершение преступлений регулируется нормами Уголовного кодекса Российской Федерации[11]. Составы преступлений, совершаемых субъектами туристской деятельности или с их участием, предусмотрены в главе 22 «Преступления в сфере экономической деятельности».

Путешествия, связанные с пересечением туристами государственной границы, предусматривают осуществление туристских формальностей, то есть проверку соблюдения туристами и туристскими организациями условий и правил, установленных государственными органами стран выезда и въезда. Под туристскими формальностями обычно понимают паспортные, визовые, таможенные, медицинские, валютные правила, страхование туристов. Законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими осуществление туристских формальностей, являются: Таможенный кодекс Таможенного союза от 27.11.2009 № 17[12], Закон «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» от 15 августа 1996 г. №114[13], Закон «О государственной границе РФ» от 1 апреля 1993 г. №4730-1[14], Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г. № 173-Ф3[15].

 


[1] Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 18 июля 2008 № 10-П // СЗ РФ. 2008. № 31. Ст. 3763.

[2] См.: Ершова И.В. Предпринимательское право: учебник. - М.: ИД «Юриспруденция», 2009. С.7.

[3] Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с изм. от 30 декабря 2008 г.) // Российская газета. 1993. 25 дек.; С3 РФ. 2009. № 1. Ст. 1.

[4] См.: Гаджиев Г.А. Конституционные основы и пределы правового регулирования корпоративных отношений. Предпринимательское право в рыночной экономике. М., 2004. С. 175.

4*СЗ РФ. 1994. №32. Ст. 3301; 2011. №50. Ст. 7335.

[6] С3 РФ. 1996. № 5. Ст. 410; 2011. № 49. (ч.1). Ст. 7041.

[7] С3 РФ. 1996. №49. Ст.5491; 2012. № 19. Ст. 2281.

[8] См.: Курбатов А.Я. Сочетание частных и публичных интересов при правовом регулировании предпринимательской деятельности. М., 2001. С. 92.

[9] C3 РФ. 2001. N° 44. Ст. 4147; 2012. № 31. Ст. 4322.

[10]СЗРФ. 2002. № 1. (ч.1). Ст. 1; 2012. №19. Ст. 2281.

[11] C3 РФ. 1996. № 25. Ст. 2954; 2012. № 31. Ст. 4330.

[12] С3 РФ. 2010. № 50. Ст. 6615.

[13] С3 РФ. 1996. № 34. Ст. 4029; 2012. № 31. Ст. 4322.

[14] Российская газета. 1993. 04 мая; 2012.27 июня.

5> СЗ РФ. 2003. № 50. Ст.4859; Российская газета. 2011. 09 декабря.

 

 

Вся работа доступна по ссылке

https://mydisser.com/ru/catalog/view/24277.html  

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.