У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Становление и развитие принципов и способов правового регулирования туристской деятельности в отечественной и зарубежной практике

В Российской Федерации должны создаваться максимально благоприятные условия для функционирования экономической системы в целом, что предполагает необходимость стимулирования свободной, основанной на принципах самоорганизации хозяйственной деятельности предпринимателей как основных субъектов рыночной экономики и принятия специальных мер, направленных на защиту их прав и законных интересов при осуществлении государственного регулирования экономики и тем самым - на достижение конституционной цели оптимизации вмешательства государства в регулирование экономических отношений[1].

Зарождение идей частного и публичного в праве уходит корнями в римское право. Виднейший древнеримский юрист Ульпиниан в Дигестах Юстиниана определяет, что право существует в двух аспектах: публичном и частном; публичное право относится к интересу Римского государства (то есть к публичной власти), а частное - к пользе отдельных лиц[2]. Теория «дуализма права» была предметом исследования как зарубежных, так и отечественных авторов. На вопросы: «...как искать компромисс между государствами? государством и личностью? обществом и личностью? Где грань, отделяющая интерес общественный, заслуживающий охраны и защиты, от неосновательного и недопустимого вмешательства общества в частные дела своих членов? И, наоборот, где тот предел, за которым устремления отдельного лица должны перестать находить понимание, уважение, сочувствие и содействие общества?[3]» на различных этапах истории искали ответ К.Ф. Савиньи, Р. Иеринг, О. Гирке, Г. Еллинек, Г.Ф. Шершеневич, Ю.С. Гамбаров, Н.М. Коркунов, К.П. Победоносцев, Б.Б. Черепахин, Д.И. Мейер, Ю.А. Тихомиров, А.Я. Курбатов, ЕА. Суханов, А.В. Кряжков и др. При этом систематизация права на публичное и частное проводилась по критериям охраняемого с его помощью интереса, по предмету и методам регулирования, по порядку защиты регулируемых отношений, по субъектному составу отношений и т.д.

В России после Октябрьской революции 1917 г. соотношение частного и публичного в праве имело ярко выраженный уклон в сторону публичного права, основанный на тезисе В.И. Ленина: «Мы ничего «частного» не признаем, для нас все в области хозяйства есть публично-правовое, а не частное»[4]. Публичное право испытало в начале XX века триумф, когда в соответствии с марксистским учением о власти большинства оно, по сути дела, «окрасило» всю систему права «государственными красками». Его элементы доминировали во всех отраслях права и законодательства[5].

В начале 90-х гг. XX века, в переломный период развития государственности, стали резко меняться взгляды на право. Теперь только частное право стало рассматриваться как главный фактор и носитель правового прогресса, поскольку его составная часть — гражданское право - воплощает основные ценности цивилизованного мира - свободу личности, частную собственность, договорные отношения.

Наиболее ярким выразителем этих взглядов выступил С.С. Алексеев. По его мнению, право из целостной огосударствленной системы, во всех элементах которой так или иначе доминируют публичные начала, государственная воля, возведенная в закон, должно превратиться в правовую систему, где юридический приоритет принадлежит воле и интересам человека. В тоталитарном обществе (и советская правовая доктрина это

 

убедительно продемонстрировала) главенствующее положение занимают отрасли публичного права - уголовное, административное и т.д. В правовой системе демократического общества на первое место выдвигается частное гражданское право, которое делает реальной, обеспеченной экономическую свободу, дает частным лицам такое юридически защищенное и притом обширное пространство для свободной экономической деятельности, куда за исключением случаев, специально предусмотренных законом, заказан вход государству. Это сфера полного господства частных лиц, решения которых становятся тем не менее юридически обязательными для государства, их поддерживающего и обеспечивающего[6].

Переход России к рыночному механизму регулирования экономики сопровождался провозглашением политики «саморегулирования» экономики, полным отказом от государственного воздействия на хозяйственные отношения. Это было связано с тем, что при отсутствии научно обоснованных экономических теорий перехода к рыночным отношениям Россия безоговорочно использовала опыт зарубежных стран без учета места и времени. «Либерализация экономической деятельности - необходимое, но не достаточное условие формирования эффективного рыночного механизма. Сравнительный анализ реформ в странах бывшего социализма демонстрирует ключевую роль государства в проведении институциональных преобразований, включая реальное обеспечение прав собственности, действенное антимонопольное законодательство и контроль за его осуществлением»[7]. Как указывал В.В.Лаптев, рынок надо понимать не как стихию, речь идет о переходе к рынку, регулируемому государством в интересах всего общества. Регулируемый рынок требует сочетания правовой регламентации хозяйственных отношений по горизонтали и вертикали[8].

Ошибочные представления о саморегуляции экономики, о недопущении государственного вмешательства в экономику получили свое отражение и при законодательном закреплении понятия предпринимательской деятельности. В связи с чем общественные интересы в предпринимательской деятельности оказались практически за рамками государственного регулирования/ Как отмечает Г.А. Гаджиев, «...теперь предпринимательство рассматривается в Конституции как сфера, в которой приоритетом обладает частный интерес»[9].

Резкое возвышение частного права за счет противопоставления и умаления роли публичного чревато недооценкой внутренних связей между ними. Частное право не может существовать без публичного, его институтов[10].

Таким образом, можно констатировать в целом отсутствие модели сочетания частного и публичного интересов в законодательстве России и ее замену конструкцией разделения регулирования предпринимательских отношений по сферам с различными нормативными порядками, где определяется господство того или иного интереса.

Как отмечает И.В. Ершова, необходимость государственного регулирования предпринимательской деятельности обусловлена тем, что в процессе деятельности сталкиваются частные интересы и публичные интересы общества. Эти интересы должны быть уравновешены и не входить в конфликт друг с другом[11].

Государство на законодательном уровне признает туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики Российской Федерации. В статье 4 Закона о туристской деятельности определены способы государственного регулирования туристской деятельности.

На сегодняшний день одним из приоритетных направлений государственного регулирования является поддержка и развитие въездного туризма, для чего Россия имеет огромные возможности: разнообразие природных ландшафтов, большое количество заповедников, национальных

парков, богатство культурных памятников.

По статистическим данным Федерального агентства по туризму (по состоянию на 1 января 2011 г.) количество туристов, выехавших в 2010 г. (2011 г.) за пределы Российской Федерации, составило 12 605 053 (14 495 894) человек, въехавших в Российскую Федерацию - 2 133 869 (2 335 977) человек[12] (см. Приложения таб. 2.1-2.4). Как видно из этих данных в России прослеживается преобладание выездного туризма над въездным. Это объясняется рядом причин, в числе которых можно назвать неразвитость туристской инфраструктуры, низкий уровень качества оказания услуг и несоответствие его тем ценам, по которым туристский продукт реализуется.

Въездной и внутренний туризм только тогда начнет развиваться на должном уровне, когда государство будет на практике внедрять в жизнь провозглашенные законом приоритеты государственной политики в области туризма: вкладывать деньги в строительство санаториев, профилакториев, других мест отдыха и развлечений, предоставлять налоговые льготы, создавать благоприятные условия для инвестиций в сферу туризма, содействовать кадровому обеспечению данной сферы.

Необходимо заметить, что в ущерб туристскому бизнесу вносятся перманентные изменения в законодательство. Так, в соответствии с п. 41 ст. 156 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ[13] признаны утратившими силу положения Закона о туристской деятельности, определявшие такие составляющие государственного регулирования туристской деятельности, как:

-   прямые бюджетные ассигнования на разработку и реализацию федеральных целевых программ развития туризма;

-   предоставление льготных кредитов, установление налоговых и таможенных льгот туроператорам и турагентам, занимающимся туристской деятельностью на территории РФ и привлекающим иностранных граждан для занятия туризмом на территории РФ;

- предоставление льгот социального характера отдельным категориям туристов.

Финансирование целевой программы на 1999-2005 гг. «Развитие туризма в Российской Федерации» в 2003 г. было прекращено.

С 1 января 2007 г., согласно п. 6 ст. 18 Федерального закона от 2 июля 2005 г. № 80-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности»[14], было отменено лицензирование туроператорской и турагентской деятельности. В соответствии с данным законом предусматривалось значительное сокращение количества лицензируемых видов деятельности с целью устранения избыточного государственного регулирования предпринимательской деятельности. Следует отметить, что принятие 2 июля 2005 г. вышеуказанного закона создало противоречие с действующим положением ст. 4 Закона о туристской деятельности, определявшим лицензирование как один из способов государственного регулирования туристской деятельности. И только в 2007 г. Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» данное противоречие было устранено:         из способов государственного регулирования туристской

деятельности были исключены все положения, касающиеся лицензирования туроператорской и турагентской деятельности. Кроме того, в период с 1 января 2007 г. до 1 июня 2007 г., то есть с момента отмены лицензирования и до вступления в силу законодательных изменений, касающихся установления нового способа государственного регулирования - формирования и ведения единого реестра туроператоров, существовал правовой вакуум относительно государственного регулирования приобретения статуса туроператора.

Реформирование системы государственного регулирования туристской деятельности в России должно осуществляться в контексте использования богатого опыта зарубежных стран. В этой связи необходимо обратиться к краткому анализу опыта ряда зарубежных стран в регулировании туристской деятельности.

Лицензирование туристской деятельности в Италии находится в компетен­ции местных органов исполнительной власти. Для образования товариществ, уставная деятельность которых ориентирована на туристский бизнес, наряду с общей информацией, изложенной в специальной анкете, должно быть приложено удостоверение, подтверждающее, что претендент на руководство организуемого товарищества ранее также занимался туристским бизнесом, занимал ответственные посты и имеет стаж работы в туризме не менее пяти лет.

 


[1] Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 18 июля 2008 г. № 10-П // С3 РФ. 2008. №31. Ст. 3763.

[2] См.: Гражданское право. Т. I. Общая часть: учебник/Отв. ред. Е.А.Суханов. М., 2005. С.З

[3] См.: Гражданское право: актуальные проблемы теории и практики / Под общ. ред. В.А.Белова. М., 2007. С. 37-38.

[4] См.: Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 44. Июнь 1921 - март 1922. М., 1982. С. 398.

[5] См.: Тихомиров Ю.А. Публичное право: учебник. М., 1995. С. 19-20.

[6] См.: Алексеев С.С. Наш шанс // Новый мир. 1993. №4. С. 142-143.

[7] См.: Гинберг Р. Мы с либерализацией очень поспешили // Экономика и жизнь. 2000. №8.

[8] См.: Лаптев В.В. Регулируемый рынок и хозяйственное законодательство // Правоведение. 1990. №5. С.

58.

[9] См.: Гаджиев Г.А. Конституционные основы предпринимательства//Хозяйство и право. 1994. №11. С. 62.

[10] См.: Тихомиров Ю.А. Публичное право: учебник. М., 1995. С. 25.

[11] См.: Ершова И.В. Предпринимательское право: учебник. М., 2009. С. 52.

[12] Официальный сайт Федерального агентства по туризму Министерства культуры Российской Федерации - http://www. russiatourism.ru

[13] СЗ РФ. 2004 г. № 35. Ст. 3607.

[14] C3 РФ. 2005. № 27. Ст. 2719.

 

 

Вся работа доступна по ссылке

https://mydisser.com/ru/catalog/view/24277.html  

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.