Быстрый переход к готовым работам
|
Система учета, сословный состав чиновников и условия по¬ступления на гражданскую службуОдно из направлений в сфере государственной службы в период правления Екатерины II, которое получило сильный толчок в своем развитии, заключалось в создании системы учета чиновников в виде формулярных списков. В этой связи следует заметить, что формулярным спискам чиновников предшествовали аттестаты и описания службы, необходимость которых при представлении чиновника к награждению чином или при отставке фиксировалась в указах от 3 марта 1763 г. «О имении гражданским чиновникам, представляемым к отставке или к награждению чинами, аттестатов о беспорочной их службе»[1] и от 10 марта 1763 г. «О подробном описании службы чиновников, представляемых к награждению на Высочайшее усмотрение»[2]. Но эти документы представлялись не регулярно, а только в связи с отставкой или награждением чином отдельных чиновников. Формулярные (послужные) же списки представляли собой форму систематического учета чиновников в период с середины XVIII в. и практически до 1917 г. Формуляр послужных списков складывался, главным образом, на протяжении 60-90-х годов XVIII в. и претерпевал некоторые изменения в середине XIX в. Эти изменения отражали усиление внимания правительства к тем или иным аспектам
социальной и служебной деятельности чиновника[3]. Вопрос о присылке формулярных списков рассматривался Сенатом 7 января 1764 г. И затем, ссылаясь на ранее принятые решения не представлять чиновников в отставку и к награждению им чинов, если нет аттестата «от надлежащих мест», свидетельствующего « о верной и беспорочной службе», Сенат предписал всем присутственным (чиновничьим) местам без промедления прислать сведения о состоящих в их ведомстве чинах и впредь присылать в Правительствующий Сенат через каждые полгода списки служащих. На основе этого решения Сената был издан указ от 31 января 1764 г.[4] Форма учета имела несколько граф, в числе которых были следующие: 1) чины и имена; 2) сколько от роду лет; 3) откуда («из каких чинов») происходит и сколько имеет душ и в каких местах; 4) дата поступления на службу; 5) какими чинами ранее наделялся и даты назначений; 6) участвовал ли в военных конфликтах и др. Формуляр 1764 г. явился основой почти всех форм учета чиновничества, возникавших после вступления в силу этого правового акта. Между тем для претворения в практику норм указа потребовалось принять ряд дополнительных актов и организационных мер. В частности, этот вопрос рассматривался на заседании Сената весной 1764 г. В протоколе заседания Сената от этого числа указывалось о недопустимости представления в отставку или к награждению чинов без аттестата о службе. Для проведения в жизнь этого и предыдущих решений Сенат постановил: во всех учреждениях иметь журналы, в которых отмечать не только вступление на службу чиновника, равно как его социальное происхождение (это было и раньше), но и характеристику того, как чиновник «службу свою производил», за что был награжден, наказан и т.д.[5] Судя по содержанию дополнений, вносимых этим решением, целью их было приведение формы журналов учета чиновников в соответствие с формой послужных списков, вводимых указом от 31 января 1764 г. Второй пункт данного решения Сената устанавливал порядок, по которому не только чинопроизводство и назначение на более высокую должность, но и переход из одного учреждения в другое или с одной должности на другую не допускался без «уведомления из тех журналов о бытности и службе» чиновника на прежнем месте. Третий пункт этого решения подтверждал необходимость таких свидетельств при производстве в чин и при отставке и устанавливал порядок, по которому свидетельством о прохождении службы могли быть «особливые персональные аттестаты от главных командиров, под чьими повелениями где, кто и когда находился». На основании этого решения Сената был принят указ[6], в котором подробно разъяснялись причины, побудившие представлять данные о самом чиновнике и о том, как он проходит службу. В частности, отмечалось, что императрица «приметила», что «за недостатком надлежащих известий о верной и беспорочной службе могут входить в произвождение по старшинству и при отставках такие, которые худые свойства и худое поведение, естьли б оные в вышних местах сведомы были, должны б служить справедливым к тому препятствием, для сохранения в каждом любочестия и ревности к службе ЕЯ ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА...». И далее следовало предписание следующего характера: «чтоб всем, кои следуют по старшинству или при отставке к награждению чинами, иметь из тех мест, откуда представляются или выходят, аттестаты о службах своих». Затем в указе повторялись отмеченные выше пункты ранее принятого Сенатом решения. В конце текста Указа императрица выражала надежду на то, что «в скором времени, как в Сенате, так и во многих других главных местах, открыты будут прямые достоинства, заслуги и доброе поведение всех в статской службе обращающихся людей, а продолжительным и точным она- го исполнением любочестие и ревность в вящшее возвращение приведены будут». Предписывалось также «об оном для сведения и действительнаго исполнения во всем государстве публиковать печатными указами». Здесь нельзя не обратить внимания на то, что впервые информация о прохождении государственной (гражданской) чиновниками должна была доводиться до сведения всего общества. Мы полагаем, что это принципиальное решение Екатерины П, которое вытекало из ее приверженности на тот период царствования европейским либеральным идеям. Другое дело, что в реальности этот указ не нашел практического воплощения в том ключе, который задумывался. В дальнейшем формы учета чиновничества совершенствовались. Так, 31 октября 1771 г. был издан сенатский указ «О присылке из всех присутственных мест списков о служащих и неслужащих дворянах, по прилагаемой форме»[7]. В этом законодательном акте после указания на нерегулярную присылку в Герольдмейстерскую контору списков чиновников-дворян содержится требование прислать в 1772 г. ведомости как о служащих, так и об уволенных от службы дворянах. Причем формуляр ведомости о неслужащих дворянах был значительно менее подробным, чем формуляр ведомости о дворянах-чиновниках. Кроме того, сведения о служащих дворянах должны были включаться в полугодовые послужные списки. Эти сведения нужны были Герольдмейстерской конторе для составления списков служащих и неслужащих дворян. Однако, несмотря на ранее принятые меры, такие списки Герольдмей- стерская контора не составила. Об этом свидетельствует то, что ведомости, которые должны были быть присланы по указу от 31 октября 1771 г. в 1772г.,
рассматривались как основа составления списков. Последние затем должны были постоянно уточняться и дополняться посредством ежегодных известий о дворянах, «которые получили повышение чинов или умерли, или родились, или женились, и на ком», и полугодовых послужных списков о служащих дворянах. Вместе с указом был опубликован формуляр полугодовых послужных списков, который предусматривал, так же как и формуляр, прилагавшийся к указу от 31 января 1764 г., девять граф. В них в основном должны были содержаться те же самые сведения, что и в послужных списках 1764 г. Правда, в новом формуляре отдельные графы прежнего формуляра были объединены и, кроме того, добавились две графы, а именно: «много ли раз в нынешнем чину был в отпусках»; «кто дети и где обретаются». Кроме того, в графе о владении крестьянами отныне надо было указывать не только название уезда, но и название селения. Дополнения должны были упорядочить чинопроизводство и усилить контроль за социальным составом чиновничества. Мы полагаем, что такого рода сведения в совокупности составляли документ, который в настоящее время известен как «личное дело» чиновника, причем если, например, в советское время личные дела со столь подробными сведениями составлялись на военнослужащих, в постсоветской России — и на другие категории гражданской (государственной и муниципальной) службы. С развитием учета чиновников-дворян определенным образом был связан и сенатский указ от 28 сентября 1782 г. «О распространении силы статута ордена Св. Владимира на заслуги, по издании онаго оказанныя; о выборе кандидатов для составления Думы сего ордена и о составлении обстоятельных росписей об отличиях, в 12 статье статута упоминаемых»[8]. В этом указе говорилось о порядке награждения чиновников орденом Св. Владимира, в том числе и о том, не следует ли «потребовать вновь, в следствие статута, о всех отличившихся сведения», так как в «послужных списках ничего больше не показывается, как способность и достоинство». Было принято решение, что «имеющиеся списки и каждого места или члена онаго сведения о служащих могут быть достаточны... к выбору». Таким образом, на послужные списки чиновников возлагалась еще одна функция. Правда, надо отметить, что были случаи, когда с мест присылались специальные ведомости на чиновников, представляемых к награждению орденом Св. Владимира. Законодательное регулирование учета служащих государственных учреждений было продолжено изданием 31 марта 1788 г. сенатского указа «О доставлении из всех присутственных мест в Герольдию ежегодно в августе месяце формулярных списков о всех чинах, состоящих в классах, и о приложении оных при каждом представлении к определению в должности и к награждению чинами»[9]. Этот законодательный акт содержит указание на то, что предпринятые ранее меры по учету чиновников-дворян дали, наконец, свои результаты, и Ге- рольдмейстерская контора имеет список «находящимся в штатской службе чинам первых 8 классов». В то же время отмечалось, что Герольдмейстерская контора часто не получает из некоторых наместничеств сведения о зависящих от местных властей перемещениях чиновников. Для улучшения учета движения чиновничества признавалось необходимым, чтобы «как из наместничеств, так и из прочих департаментов штатской службы присылаемы были в Г ерольдию в августе месяце каждого года списки». Одна из целей составления таких списков заключалась в том, «что при случающемся избрании кандидатов на председательские места и при определении в другие должности удобнее сохранить порядок». Этим указом в очередной раз подтверждалась необходимость при представлении к определению на должность и к награждению чинами прилагать послужные списки. Формуляр, прилагавшийся к указу от 31 марта 1788г., совпадал с формуляром, введенным указом от 31 октября 1771 г., за исключением того, что была исключена графа «на ком женат, кто дети и где обретаются» и добавлены две новые графы (о том, кто получил при отставке чины, и о том, достоин ли чиновник награждения орденом Св. Владимира). Из этих изменений формуляра видно, что он постоянно приводился в соответствие с порядком чинопроизводства и прохождения службы чиновниками. Так, добавление графы об отставке соответствовало многочисленным законодательным мерам, проводившимся в это время, чтобы исключить злоупотребления при получении чинов при отставке и обеспечить преимущество при прохождении службы и чинопроизводстве действительно служащим чиновникам, особенно дворянам. Для обеспечения преимуществ действительно служащих чиновников была введена графа об отпусках. В целом в 1760-80-е гг. в основных чертах сложилась система учета чиновничества, в первую очередь чиновников-дворян. Дополнительные меры для учета этой категории чиновников вводились сенатским указом от 15 июня 1794 г. «О доставлении в Герольдию послужных списков о чиновниках первых осьми классов, по прилагаемой форме»[10]. Необходимо отметить, что форма учета чиновников, вводившаяся этим указом, дополняла уже существующие формы, о чем свидетельствовало указание на то, что новая форма учета не заменяла «списки о всех чинах, состоящих в классах», вводившиеся указом от 31 марта 1788 г. Вводимые послужные списки чиновников первых восьми классов предусматривали раздельный учет «служащих от короны и по выбору дворян», что соответствовало указу от 31 марта 1788 г. Формуляр «Списка чина первых осьми классов» хотя и состоял всего из пяти граф, но по содержанию практически совпадал с формуляром «Списка о всех чинах, состоящих в классах». Завершал формирование системы учета чиновничества в XVIII в. сенатский указ от 15 марта 1798 г. «О присылке в Герольдию ежегодно к 1 октября по-
со служных списков о классных чиновниках» , который, по сути дела, не вносил уже ничего нового, а лишь подтверждал необходимость присылки в Ге- рольдмейстерскую контору послужных списков, что было нужно, как подчеркивалось в указе, для успешного выполнения ее функции по учету чиновничества. Таким образом, формулярный список чиновника - типичный учетный документ, составлявшийся с целью контролировать чинопроизводство. И здесь возникает вопрос о том когда же эта учетная система начала перерастать в статистическую. Первые признаки обнаруживаются уже в самом факте издания указа от 31 января 1764 г. «О присылке в Сенат из всех присутственных мест послужных списков чиновников через каждые полгода по приложенной форме», поскольку он предполагал аккумулирование и обобщение информации разрозненных формулярных списков. Однако наладить сбор такой информации удалось только начиная с 1780-х гг., когда XVIII в.: в результате губернской реформы в местное звено государственного аппарата на службу набирались представители непривилегированных сословий, вплоть до бывших крепостных, что не могло не привести к размыванию сословной определенности личного состава государственных учреждений. Иначе говоря, только в последней четверти XVIII в. формулярные списки чиновников выполняли функцию типичного статистического источника, о чем говорит и факт составления, начиная с конца XVIII в., так называемых групповых формулярных списков, в которых приводились сведения о чиновниках всего учреждения, а для местных учреждений - и целой губернии[11]. Такая практика сохранялась и на протяжении XIX в.
[1] Указ «О имении гражданским чиновникам, представляемым к отставке или к награждению чинами, аттестатов о беспорочной их службе» от 3 марта 1763 г. II ПСЗ-1. № 8962. См. подробнее: Дружинин Н.М. Просвещенный абсолютизм в России. М., 1964. [2] Указ «О подробном описании службы чиновников, представляемых к награждению на Высочайшее усмотрение» от 10 марта 1763 г. // ПСЗ-1. № 10974. [3] Данилевский И.Н. и др. Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники Российской истории. М.: РГГУ, 2000. С. 415. [4] Указ «О присылке в Сенат из всех присутственных мест послужных списков чиновников через каждые полгода по приложенной форме» от 31 января 1764 г. // ПСЗ-1. № 12104. [5] Указ «О содержании в Сенате, в коллегиях и канцеляриях о службе каждого журналов» от 7 марта 1764 г. // РГАДА. Ф. 248. Оп. 42. Д. 3572. [6] Указ «О содержании в Сенате, в коллегиях и канцеляриях о службе каждого журналов» от 7 марта 1764 г. // РГАДА. Ф. 248. Оп. 42. Д. 3572. [7] Указ «О присылке из всех присутственных мест списков о служащих и неслужащих дворянах, по прилагаемой форме» от 31 октября 1771 г. // ПСЗ-1. № 13690. [8] Указ «О распространении силы статута ордена Св. Владимира на заслуги, по издании онаго оказанныя; о выборе кандидатов для составления Думы сего ордена и о составлении обстоятельных росписей об отличиях, в 12 статье статута упоминаемых» от 28 сентября 1782 г. // ГИПБ. ОИК. ХУ111 в. Конволют. Указы. №26. [9] Указ «О доставлении из всех присутственных мест в Г ерольдию ежегодно в августе месяце формулярных списков о всех чинах, состоящих в классах, и о приложении оных при каждом представлении к определению в должности и к награждению чинами» от 31 марта 1788 г. // ГИПБ. ОИК. ХУ111 в. Конволют. Указы. №112. [10] Указ «О доставлении в Герольдию послужных списков о чиновниках первых осьми классов, по прилагаемой форме» от 15 июня 1794 г. // ГИПБ. ОИК. ХУ111 в. Конволют. Указы. №198. [11] Данилевский И.Н. и др. Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники Российской истории. С.418.
Вся работа доступна по ссылке |
|