У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Система учета, сословный состав чиновников и условия по¬ступления на гражданскую службу

Одно из направлений в сфере государственной службы в период прав­ления Екатерины II, которое получило сильный толчок в своем развитии, за­ключалось в создании системы учета чиновников в виде формулярных спи­сков. В этой связи следует заметить, что формулярным спискам чиновников предшествовали аттестаты и описания службы, необходимость которых при представлении чиновника к награждению чином или при отставке фиксиро­валась в указах от 3 марта 1763 г. «О имении гражданским чиновникам, представляемым к отставке или к награждению чинами, аттестатов о беспо­рочной их службе»[1] и от 10 марта 1763 г. «О подробном описании службы чиновников, представляемых к награждению на Высочайшее усмотрение»[2]. Но эти документы представлялись не регулярно, а только в связи с отставкой или награждением чином отдельных чиновников. Формулярные (послужные) же списки представляли собой форму систематического учета чиновников в период с середины XVIII в. и практически до 1917 г. Формуляр послуж­ных списков складывался, главным образом, на протяжении 60-90-х годов XVIII в. и претерпевал некоторые изменения в середине XIX в. Эти измене­ния отражали усиление внимания правительства к тем или иным аспектам

 

социальной и служебной деятельности чиновника[3]. Вопрос о присылке фор­мулярных списков рассматривался Сенатом 7 января 1764 г.

И затем, ссылаясь на ранее принятые решения не представлять чинов­ников в отставку и к награждению им чинов, если нет аттестата «от надле­жащих мест», свидетельствующего « о верной и беспорочной службе», Се­нат предписал всем присутственным (чиновничьим) местам без промедле­ния прислать сведения о состоящих в их ведомстве чинах и впредь присы­лать в Правительствующий Сенат через каждые полгода списки служащих. На основе этого решения Сената был издан указ от 31 января 1764 г.[4] Форма учета имела несколько граф, в числе которых были следующие: 1) чины и имена; 2) сколько от роду лет; 3) откуда («из каких чинов») происходит и сколько имеет душ и в каких местах; 4) дата поступления на службу; 5) ка­кими чинами ранее наделялся и даты назначений; 6) участвовал ли в воен­ных конфликтах и др. Формуляр 1764 г. явился основой почти всех форм учета чиновничества, возникавших после вступления в силу этого правового акта.

Между тем для претворения в практику норм указа потребовалось при­нять ряд дополнительных актов и организационных мер. В частности, этот вопрос рассматривался на заседании Сената весной 1764 г. В протоколе за­седания Сената от этого числа указывалось о недопустимости представления в отставку или к награждению чинов без аттестата о службе. Для проведения в жизнь этого и предыдущих решений Сенат постановил: во всех учреждени­ях иметь журналы, в которых отмечать не только вступление на службу чи­новника, равно как его социальное происхождение (это было и раньше), но и характеристику того, как чиновник «службу свою производил», за что был награжден, наказан и т.д.[5]

Судя по содержанию дополнений, вносимых этим решением, целью их было приведение формы журналов учета чиновников в соответствие с фор­мой послужных списков, вводимых указом от 31 января 1764 г. Второй пункт данного решения Сената устанавливал порядок, по которому не только чино­производство и назначение на более высокую должность, но и переход из од­ного учреждения в другое или с одной должности на другую не допускался без «уведомления из тех журналов о бытности и службе» чиновника на прежнем месте. Третий пункт этого решения подтверждал необходимость та­ких свидетельств при производстве в чин и при отставке и устанавливал по­рядок, по которому свидетельством о прохождении службы могли быть «особливые персональные аттестаты от главных командиров, под чьими по­велениями где, кто и когда находился». На основании этого решения Сената был принят указ[6], в котором подробно разъяснялись причины, побудившие представлять данные о самом чиновнике и о том, как он проходит службу.

В частности, отмечалось, что императрица «приметила», что «за недос­татком надлежащих известий о верной и беспорочной службе могут входить в произвождение по старшинству и при отставках такие, которые худые свойства и худое поведение, естьли б оные в вышних местах сведомы были, должны б служить справедливым к тому препятствием, для сохранения в ка­ждом любочестия и ревности к службе ЕЯ ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕ­СТВА...». И далее следовало предписание следующего характера: «чтоб всем, кои следуют по старшинству или при отставке к награждению чинами, иметь из тех мест, откуда представляются или выходят, аттестаты о службах своих». Затем в указе повторялись отмеченные выше пункты ранее принято­го Сенатом решения. В конце текста Указа императрица выражала надежду на то, что «в скором времени, как в Сенате, так и во многих других главных местах, открыты будут прямые достоинства, заслуги и доброе поведение всех в статской службе обращающихся людей, а продолжительным и точным она- го исполнением любочестие и ревность в вящшее возвращение приведены будут». Предписывалось также «об оном для сведения и действительнаго ис­полнения во всем государстве публиковать печатными указами».

Здесь нельзя не обратить внимания на то, что впервые информация о прохождении государственной (гражданской) чиновниками должна была до­водиться до сведения всего общества. Мы полагаем, что это принципиальное решение Екатерины П, которое вытекало из ее приверженности на тот период царствования европейским либеральным идеям. Другое дело, что в реально­сти этот указ не нашел практического воплощения в том ключе, который за­думывался.

В дальнейшем формы учета чиновничества совершенствовались. Так, 31 октября 1771 г. был издан сенатский указ «О присылке из всех присутст­венных мест списков о служащих и неслужащих дворянах, по прилагаемой форме»[7]. В этом законодательном акте после указания на нерегулярную присылку в Герольдмейстерскую контору списков чиновников-дворян со­держится требование прислать в 1772 г. ведомости как о служащих, так и об уволенных от службы дворянах. Причем формуляр ведомости о неслужащих дворянах был значительно менее подробным, чем формуляр ведомости о дворянах-чиновниках. Кроме того, сведения о служащих дворянах должны были включаться в полугодовые послужные списки. Эти сведения нужны были Герольдмейстерской конторе для составления списков служащих и не­служащих дворян.

Однако, несмотря на ранее принятые меры, такие списки Герольдмей- стерская контора не составила. Об этом свидетельствует то, что ведомости, которые должны были быть присланы по указу от 31 октября 1771 г. в 1772г.,

 

рассматривались как основа составления списков. Последние затем должны были постоянно уточняться и дополняться посредством ежегодных известий о дворянах, «которые получили повышение чинов или умерли, или родились, или женились, и на ком», и полугодовых послужных списков о служащих дворянах. Вместе с указом был опубликован формуляр полугодовых послуж­ных списков, который предусматривал, так же как и формуляр, прилагав­шийся к указу от 31 января 1764 г., девять граф. В них в основном должны были содержаться те же самые сведения, что и в послужных списках 1764 г. Правда, в новом формуляре отдельные графы прежнего формуляра были объединены и, кроме того, добавились две графы, а именно: «много ли раз в нынешнем чину был в отпусках»; «кто дети и где обретаются». Кроме того, в графе о владении крестьянами отныне надо было указывать не только назва­ние уезда, но и название селения. Дополнения должны были упорядочить чи­нопроизводство и усилить контроль за социальным составом чиновничества.

Мы полагаем, что такого рода сведения в совокупности составляли до­кумент, который в настоящее время известен как «личное дело» чиновника, причем если, например, в советское время личные дела со столь подробными сведениями составлялись на военнослужащих, в постсоветской России — и на другие категории гражданской (государственной и муниципальной) службы. С развитием учета чиновников-дворян определенным образом был связан и сенатский указ от 28 сентября 1782 г. «О распространении силы статута ор­дена Св. Владимира на заслуги, по издании онаго оказанныя; о выборе кан­дидатов для составления Думы сего ордена и о составлении обстоятельных росписей об отличиях, в 12 статье статута упоминаемых»[8]. В этом указе го­ворилось о порядке награждения чиновников орденом Св. Владимира, в том числе и о том, не следует ли «потребовать вновь, в следствие статута, о всех отличившихся сведения», так как в «послужных списках ничего больше не показывается, как способность и достоинство». Было принято решение, что «имеющиеся списки и каждого места или члена онаго сведения о служащих могут быть достаточны... к выбору». Таким образом, на послужные списки чиновников возлагалась еще одна функция. Правда, надо отметить, что были случаи, когда с мест присылались специальные ведомости на чиновников, представляемых к награждению орденом Св. Владимира. Законодательное регулирование учета служащих государственных учреждений было продол­жено изданием 31 марта 1788 г. сенатского указа «О доставлении из всех присутственных мест в Герольдию ежегодно в августе месяце формулярных списков о всех чинах, состоящих в классах, и о приложении оных при каж­дом представлении к определению в должности и к награждению чинами»[9]. Этот законодательный акт содержит указание на то, что предпринятые ранее меры по учету чиновников-дворян дали, наконец, свои результаты, и Ге- рольдмейстерская контора имеет список «находящимся в штатской службе чинам первых 8 классов».

В то же время отмечалось, что Герольдмейстерская контора часто не получает из некоторых наместничеств сведения о зависящих от местных вла­стей перемещениях чиновников. Для улучшения учета движения чиновниче­ства признавалось необходимым, чтобы «как из наместничеств, так и из про­чих департаментов штатской службы присылаемы были в Г ерольдию в авгу­сте месяце каждого года списки». Одна из целей составления таких списков заключалась в том, «что при случающемся избрании кандидатов на председа­тельские места и при определении в другие должности удобнее сохранить порядок». Этим указом в очередной раз подтверждалась необходимость при представлении к определению на должность и к награждению чинами прила­гать послужные списки. Формуляр, прилагавшийся к указу от 31 марта 1788г., совпадал с формуляром, введенным указом от 31 октября 1771 г., за исключением того, что была исключена графа «на ком женат, кто дети и где обретаются» и добавлены две новые графы (о том, кто получил при отставке чины, и о том, достоин ли чиновник награждения орденом Св. Владимира). Из этих изменений формуляра видно, что он постоянно приводился в соот­ветствие с порядком чинопроизводства и прохождения службы чиновниками.

Так, добавление графы об отставке соответствовало многочисленным законодательным мерам, проводившимся в это время, чтобы исключить зло­употребления при получении чинов при отставке и обеспечить преимущество при прохождении службы и чинопроизводстве действительно служащим чи­новникам, особенно дворянам. Для обеспечения преимуществ действительно служащих чиновников была введена графа об отпусках. В целом в 1760-80-е гг. в основных чертах сложилась система учета чиновничества, в первую очередь чиновников-дворян. Дополнительные меры для учета этой категории чиновников вводились сенатским указом от 15 июня 1794 г. «О доставлении в Герольдию послужных списков о чиновниках первых осьми классов, по прилагаемой форме»[10]. Необходимо отметить, что форма учета чиновников, вводившаяся этим указом, дополняла уже существующие формы, о чем сви­детельствовало указание на то, что новая форма учета не заменяла «списки о всех чинах, состоящих в классах», вводившиеся указом от 31 марта 1788 г. Вводимые послужные списки чиновников первых восьми классов преду­сматривали раздельный учет «служащих от короны и по выбору дворян», что соответствовало указу от 31 марта 1788 г. Формуляр «Списка чина первых осьми классов» хотя и состоял всего из пяти граф, но по содержанию практи­чески совпадал с формуляром «Списка о всех чинах, состоящих в классах». Завершал формирование системы учета чиновничества в XVIII в. сенатский указ от 15 марта 1798 г. «О присылке в Герольдию ежегодно к 1 октября по-

 

со

служных списков о классных чиновниках» , который, по сути дела, не вно­сил уже ничего нового, а лишь подтверждал необходимость присылки в Ге- рольдмейстерскую контору послужных списков, что было нужно, как под­черкивалось в указе, для успешного выполнения ее функции по учету чинов­ничества. Таким образом, формулярный список чиновника - типичный учет­ный документ, составлявшийся с целью контролировать чинопроизводство.

И здесь возникает вопрос о том когда же эта учетная система начала перерастать в статистическую. Первые признаки обнаруживаются уже в са­мом факте издания указа от 31 января 1764 г. «О присылке в Сенат из всех присутственных мест послужных списков чиновников через каждые полгода по приложенной форме», поскольку он предполагал аккумулирование и обобщение информации разрозненных формулярных списков. Однако нала­дить сбор такой информации удалось только начиная с 1780-х гг., когда XVIII в.: в результате губернской реформы в местное звено государственного аппарата на службу набирались представители непривилегированных сосло­вий, вплоть до бывших крепостных, что не могло не привести к размыванию сословной определенности личного состава государственных учреждений. Иначе говоря, только в последней четверти XVIII в. формулярные списки чиновников выполняли функцию типичного статистического источника, о чем говорит и факт составления, начиная с конца XVIII в., так называемых групповых формулярных списков, в которых приводились сведения о чинов­никах всего учреждения, а для местных учреждений - и целой губернии[11]. Такая практика сохранялась и на протяжении XIX в.

 


[1] Указ «О имении гражданским чиновникам, представляемым к отставке или к награжде­нию чинами, аттестатов о беспорочной их службе» от 3 марта 1763 г. II ПСЗ-1. № 8962. См. подробнее: Дружинин Н.М. Просвещенный абсолютизм в России. М., 1964.

[2] Указ «О подробном описании службы чиновников, представляемых к награждению на Высочайшее усмотрение» от 10 марта 1763 г. // ПСЗ-1. № 10974.

[3] Данилевский И.Н. и др. Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники Рос­сийской истории. М.: РГГУ, 2000. С. 415.

[4] Указ «О присылке в Сенат из всех присутственных мест послужных списков чиновни­ков через каждые полгода по приложенной форме» от 31 января 1764 г. // ПСЗ-1. № 12104.

[5] Указ «О содержании в Сенате, в коллегиях и канцеляриях о службе каждого журналов» от 7 марта 1764 г. // РГАДА. Ф. 248. Оп. 42. Д. 3572.

[6] Указ «О содержании в Сенате, в коллегиях и канцеляриях о службе каждого журналов» от 7 марта 1764 г. // РГАДА. Ф. 248. Оп. 42. Д. 3572.

[7] Указ «О присылке из всех присутственных мест списков о служащих и неслужащих дворянах, по прилагаемой форме» от 31 октября 1771 г. // ПСЗ-1. № 13690.

[8] Указ «О распространении силы статута ордена Св. Владимира на заслуги, по издании онаго оказанныя; о выборе кандидатов для составления Думы сего ордена и о составлении обстоятельных росписей об отличиях, в 12 статье статута упоминаемых» от 28 сентября 1782 г. // ГИПБ. ОИК. ХУ111 в. Конволют. Указы. №26.

[9] Указ «О доставлении из всех присутственных мест в Г ерольдию ежегодно в августе ме­сяце формулярных списков о всех чинах, состоящих в классах, и о приложении оных при каждом представлении к определению в должности и к награждению чинами» от 31 марта 1788 г. // ГИПБ. ОИК. ХУ111 в. Конволют. Указы. №112.

[10] Указ «О доставлении в Герольдию послужных списков о чиновниках первых осьми классов, по прилагаемой форме» от 15 июня 1794 г. // ГИПБ. ОИК. ХУ111 в. Конволют. Указы. №198.

[11] Данилевский И.Н. и др. Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники Рос­сийской истории. С.418.

 

 

 

Вся работа доступна по ссылке

https://mydisser.com/ru/catalog/view/36514.html  

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.