Быстрый переход к готовым работам
|
Взгляды представителей официальной (Сперанский и др.) и оппозиционной (декабристы) идеологии на общественно-политические основы и содержание государственной службыС начала XIX в. в России активно стали развиваться гуманитарные науки, и в рамках этого процесса началось теоретическое осмысление различных аспектов общественной и государственной жизни. Это коснулось и института государственной (гражданской) службы. Данной проблематике в той или иной степени уделялось внимание в работах ряда общественных и государственных деятелей. При этом, начиная с первой трети XIX в., в отличие от предыдущей эпохи, лично императоры (Павел I, Александр I, Николай I и их последователи) не обременяли себя теоретическими рассуждениями, как это делала Екатерина П - точка зрения императора находила отражение в трудах официальных идеологов. В сфере государственного управления наиболее подробно вопросы государственной (гражданской) службы были разработаны М.М. Сперанским. Следует заметить, что Сперанский, помимо своего выдающегося вклада в работу по систематизации законов Российской империи, оставил довольно богатое творческое наследие как ученый в сфере государственного управления, при этом его труды издавались как в его прижизненный период, так и во все последующие исторические периоды развития России, включая современность[1]. Такое признание получают весьма небольшое количество
авторов в истории России вообще, и тем более в сфере государственного управления в частности. Равным образом это касается и работ о самом Сперанском и его сочинениях[2]. Наиболее значимой работой в сфере государственной (гражданской) службы является его работа «План общего государственного образования»; этой темы Сперанский касается и в других работах, но в меньшей степени. «План общего государственного образования» был представлен Сперанским в 1809 г. императору Александру I и получил позитивную оценку последнего - труд «удовлетворительный и полезный»[3]. Структура науки о внутреннем государственном управлении была представлена Сперанским в виде Общей и Особенной частей. В Общую часть входило «учение об исполнительной власти», которое разделялось на пять разделов: 1) учение ор принципах внутреннего управления; 2) учение об учреждениях, действующих в порядке исполнительном; 3) учение о ведомствах управления; 4) учение об административном законодательстве; 5) учение о государственной службе. При этом второй раздел имел два подраздела: а) центральные учреждения; министерство; 2) губернское управление. Особенную часть составляло «учение о полиции», куда входили два раздела: 1) полиция благоустройства; 2) полиция исполнительная. Свою теорию государственной службы Сперанский разрабатывал в контексте константы о сословном государстве 89 /— с разделением власти на центральную и местные уровни , и это вполне объяснимо, поскольку Россия как социум была разделена на законодательно определенные сословия. Государственная служба понималась Сперанским в широком смысле, то есть как служба государству. При этом важно подчеркнуть, что, несмотря на политический строй в России в виде абсолютизма, Сперанский, тем не менее, полагал, что государственная служба не есть служба лично государю, и вообще в своих работах о преданности чиновников императору он старается не говорить, не считая это главным качеством служилого человека. Такой подход был сформирован им в самом начале XIX в., когда молодой еще Сперанский уже был увлечен идеями свободы человека. В частности, в 1802г. в своем эссе «Еще нечто о свободе и рабстве» он писал, что «есть два рода свободы в обществе: свобода политическая и гражданская (politique et civil). Свобода политическая есть когда классы государственные более или менее участвуют в действии власти законодательной и исполнительной, когда народ управляет законом, общею волею принятым или охраняемым. Свобода гражданская или, лучше сказать, земская есть независимость каждого класс от произвола другого в обязанностях личных и вещественных. Рабство политическое есть когда воля одного или многих составляет закон всех. Рабство гражданское есть когда один класс народа в повинностях личных или вещественных зависит от воли другого. Были и теперь есть государства, кои обладают политическою свободою в верховной степени. Но не было ни одного государства, которое бы имело совершенную гражданскую свободу, в коем бы все состояние были равны, т.е. ни одно не зависело бы от произвола другого. В государстве, где утверждена свобода политическая, гражданское рабство уменьшается само собой, если только не будет какого-либо особенного правила к поддержанию его, как то было в Спарте. Рабы переходят в отпущенники, дети отпущенников делаются свободны»[4]. И далее следовали, на наш взгляд, принципиальные положения, объясняющее позицию Сперанского в сфере государственного управления в целом в государственной службы в частности. Суть этих положений заключалась в тезисе Сперанского о том, что без свободы политической не может быть свободы гражданской. Этот тезис он раскрывал следующим: «Это бы было переменить отношение рабства и силу многих деспотов соединить воедино. Но один деспот не может управлять всеми лично (здесь и далее выделено нами - авт.); ему необходимо нужны помощники, и, следовательно, политическое рабство не может стоять без рабства гражданского. Отчего в Европе рабство гражданское изгладилось? Оттого, что по разрушении Рима все почти государства учредились на правилах политической свободы. Таков был разум феодальных установлений, вредных по многим отношениям, но весьма полезных для будущего раскрытия свободы»[5]. Далее он задавался вопросом: хотите ли уменьшить в госу
дарстве число рабов и деспотов? И давал вполне четкий ответ, квинтэссенция которого заключалась в том, чтобы ввести «закон на место произвола». И затем: «Утвердите политическую свободу. Желать, чтобы государство было составлено из рабов, друг от друга не зависимых и покоренных во- О л ле одного под именем деспота, - есть желать невозможного» . По тем временам (напомним, шел лишь 1802 г.) это были довольно смелые суждения. Сперанский в связи с указанными суждениями задавался вопросом: «Каким образом установляется политическая свобода в государстве?». И, отвечая на него, отмечал, в частности, что «воли одного государя к сему недостаточно. Нужно единообразное устремление сей воли к свободе в продолжении многих лет. Нужно, чтобы народ столько привык к сему единообразному действию, чтобы не представлял себе и возможным другой образ управления. Уверенность сия производит, наконец, общее мнение, а общее мнение служит оплотом закону и свободе. Великие политические пользы разных классов народа удобно могут быть определены законами, утверждены силою равновесия или поддержаны действием общего мнения. Но какими законами можно определить все частные отношения слабого к сильному, бедного к богатому, земледельца к помещику? Какая полиция может обнять все мелкие и несметные в сих отношениях перемены? Какой суд разберет меру злоупотребления и положит справедливое возмездие? Свобода таковая слишком дорога бы стала государству и была бы хуже всякого рабства. Таким образом, в государствах самых свободных в политическом смысле всегда было и по необходимости должно быть великое множество рабов в смысле гражданском. Есть, однако же, степени в сем роде рабства. Наименьшая из них есть та, в коей никто не может быть принужден к труду единым произволом другого и в коей труд составляет неотъемлемую каждого собственность. Сея есть величайшая степень свободы и равенства, какую только можно иметь в обществе»[6]. Как будет показано ниже, применительно к государственной службе Сперанский также будет использовать подобную терминологию и в целом его понимание свободы будет определяющим в последующих записках, докладах и творческих работах касательно теоретических основ государственной службы. Если иметь в виду, базовые положения о государственной службе, то Сперанским они определялись, исходя из следующих двух постулатов. Во-первых, государственная служба должна быть только личной, то есть нельзя право или обязанность такой службы перекладывать на другого человека. В идеале, считал Сперанский, государственная служба должна быть добровольной и свободной, но этот идеал потому и идеал, что он недостижим, поэтому следует стремиться хотя бы к тому, «чтобы никто не обязан был отправлять личную службу по произволу другого, но по закону»[7]. Как видно, здесь идеи Сперанского явно перекликаются с положениями его эссе, выдержки из которого были приведены и прокомментированы выше. Во-вторых, государственная служба, как считал Сперанский, имея ее вид и содержание, определяется состоянием, то есть социальным положением человека, а законы о состояниях как раз и должны быть таковы, чтобы «определять род службы по состояниям». При этом общее правило, по которому эти состояния наделяются правами, заключается в том, что права предоставляются по состоянию, а состояние - по государственной службе. И поскольку возможен переход из одного состояния в другое приобретением прав по государственной службе, то, по мысли Сперанского, должно предполагаться еще одно состояние - состояние государственной службы, которому должно соответствовать существование особого государственного сословия[8]. При этом институт государственной службы, по теории Сперанского, приобретает важнейшее значение в получении личных, гражданских и политических прав и определяет, в конечном итоге, положение личности в государстве. В литературе отмечается, что именно этот институт являлся центральным элементом всей теории Сперанского о государстве[9], и с такой позицией следует согласиться. И поскольку, считал Сперанский, пока невозможны равенство и свобода всех людей, для блага государства за каждым сословием необходимо закрепить обязанности и права, причем сделано это должно было быть на законодательном уровне. И в этом смысле Сперанский уделял значительное внимание статусу дворянства. Анализ соответствующих рассуждений Сперанского, содержащихся в упомянутом выше его труде («План государственного преобразования») дает основания для того, чтобы обратить внимание на следующие обстоятельства. Первое. Сперанский очень тесно увязывает дворянство с государственной службой, и более того, как нам представляется, впервые на теоретическом уровне сделана попытка поставить значимость государственной службы выше самого социального звания (состояния) дворянства. Здесь, конечно, явно прослеживается либеральный настрой Сперанского, который не считал высокое состояние дворянства неким неприкасаемым и не зависящим от личных заслуг положением. Об этом, в частности, свидетельствует выделенное нами полужирным шрифтом положение из его труда о том, что «дворянство потомственное пресекается и превращается в личное уклонением от службы». Второе. Сперанский допускает вступление дворян в купеческие звания, полагая возможным для них лично заниматься предпринимательской деятельностью, не теряя при этом своего состояния. Мы полагаем, что это - примета того времени, когда в России начал набирать обороты рыночный капиталистический механизм, в котором экономические отношения стали все более и более влиять на общественно-политическую ситуацию в стране, в том числе в сфере государственной службы. Третье. Говоря о том, что «дворянство имеет особенное право приобретать недвижимые имения населенные», Сперанский избегает таких терминов, как «крепостное право», «крепостные крестьяне», хотя, по сути, покупая «населенное имение», дворянин покупал и живущих в них крепостных крестьян, которые, разумеется, никакого права на государственную службу по своему выбору не имели, но и на этом Сперанский не акцентирует внимания, по причине, как нам представляется, неприятия самого крепостничества как такового, и в таких случаях, вероятно, он, будучи высокопоставленным чиновником, предпочитал просто обходить эти вопросы молчанием. Говоря о соотношении дворянства и государственной службы, следует согласиться в этой связи с И.В. Черепановой в том, что «Сперанский подчеркивает главный принцип государственной службы: зависимость чиной и званий не от дворянства, а зависимость самого дворянства и связанных с ним привилегий от государственной службы. Наделение земельной собственностью, владение и распоряжение ею рассматриваются Сперанским как привилегия государства, даруемая за государственную службу. Каждый дворянин в идеале должен лично заслужить право владеть собственностью и управлять ею. Опорочивший себя на государственной службе должен быть лишен не только места, но и имения, и вообще всех прав состояния»[10]. Определяя далее права среднего состояния (составляется из купцов, мещан, однодворцев и всех поселян, имеющих недвижимую собственность в определенном размере), Сперанский полагал, что в целом статус среднего состояния Сперанским определен в меньшей степени определенности и детализации, чем относительно дворянства. Возможно, это объяснялось тем, что обобщенного понятия «среднего состояния» в законодательстве еще не было,
и Сперанский, возможно, осторожничал, учитывая, что он применительно к дворянству предполагал, что «дети личных дворян суть люди среднего состояния», то есть допускал возможность принижения представителей дворянства до состояния на ступень ниже. Не случайно, как известно, его записка вызывала негодование большей части правящей элиты, вылившееся в опалу Сперанского, поскольку император хотя и оценил позитивно его труд, но противостоять аристократии не решился. Что касается еще одного состояния - «народа рабочего» (все поместные крестьяне, мастеровые их работники и домашние слуги), то они, имея права гражданские, не имели прав политических, и соответственно не могли поступать на государственную службу из своего состояния так же, как дворяне или представители среднего состояния. Однако, как считал Сперанский, «переход из сего класса в следующий всем отверзт, кто приобрел недвижимую собственность в известном количестве и исполнил повинности, коими обязан был по прежнему состоянию»[11]. Обобщая эти свои замечания о состояниях, Сперанский утверждал, что те лица, которые приобретают недвижимость путем «труда и промышленностью», должны иметь право «желать и надеяться» на то, что этими политическими правами они смогут быть наделены[12]. Бесспорно, указанные и другие мысли в данной сфере были крупным шагом в развитии политико-правовой мысли России. И в этой связи следует признать, что для того времени возможность допущения на государственную службу представителей всех сословий, хотя и на определенных и неравных условиях, представляла собой радикальное суждение. Вместе с тем оно отражало объективный процесс, на который мы ранее обращали внимание и который был связан с необходимостью пополнения чиновничества новыми умными, образованными, энергичными лицами. С государственной службой непосредственно была связана система соответствующих государственных учреждений. И в этой связи Сперанский понимал государственное управление таким образом, что оно было законное управление со стороны верховной власти посредством систему публичных специальных служб. Указанная система, в совокупности с законом и верховной властью, является механизмом, приводящим в движение государственное управление. В структуре внутреннего госуправления публичные службы и есть исполнительная власть. Сперанский отмечает в этой связи, что «порядок исполнительный» слагается из следующих четырех основных разделений: 1) управление государственное, что есть министерство, 2) управление на местах, то есть губернское, 3) окружное управление и 4) волостное управление. Начало, на коем этот порядок должен основываться, есть единство двух вещей - действия и ответственность[13]. Как видно, это ничто иное, как вертикаль власти, вполне закономерная при абсолютистском режиме. При этом на всех уровнях «исполнительного порядка» предполагалась государственная служба[14]. Эта служба, с точки зрения организационноструктурного построения, предполагала наличие должностных лиц. Разработка статуса должностного лица также является весьма значимым достижением Сперанского. В целом воззрения Сперанского на государственную службу могут быть представлены, с учетом современной терминологии, в следующих разработанных им положениях: во-первых, это принципы государственной службы; во-вторых, учение о различных видах службы; в-третьих, учение о должностных лицах; в-четвертых, учение о правовом положении должностного лица; в-пятых, учение о служебной карьере. Разумеется, круг его размышлений менее широкий, чем, например, учение о государственной службе в настоящее время. Но это и не удивительно - ведь Сперанский, по сути, лишь начинал разрабатывать теоретические основы как государственного управления, так и государственной службы, и, видимо, в силу обширности предмета своих изысканий он не мог сосредоточиться на вопросах разделения, соотношения и детальной систематизации отдельных аспектов государственного управления и государственной службы. Следует заметить, что рекомендации и советы, надлежащим образом обоснованные, представленные императору Александру I как в «Плане общего государственного образования», так и во многих других записках, существенно повлияли на изменения в институте государственной (гражданской) службы, что выражалось в принятии конкретных правовых актов, о которых речь пойдет в следующем параграфе.
[1] См., например: Сперанский М.М. Обозрение исторических сведений о своде законов (с 1700 по 1826 год). СПб., 1833; Сперанский М.М. Записка об устройстве судебных и правительственных учреждений в России 1803 г. // Историческое обозрение: Сб. ист. об-ва. СПб., 1901; Сперанский М.М. План государственного преобразования М.М. Сперанского (введение к Уложению государственных законов 1809 г.). М., 1905; Сперанский М.М. Проект уложения государственных законов. СПб., 1898; Сперанский М.М. Проекты и записки. M.-JL, 1961; Сперанский М. Руководство к познанию законов // Русский архив. 1992. № 1; Сперанский М.М. Краткое начертание государственного образования. Общее обозрение всех преобразований и распределение их по временам. Проект учреждения Правительствующего сената // Политическая история России. Хрестоматия. М., 1996 и др. [2] Довнар-Запольский М.В. Политические идеалы М.М. Сперанского // Земство. 1905. № 1; Катетов И. Граф Михаил Михайлович Сперанский как религиозный мыслитель: К столетию со дня смерти. Казань, 1889; Корф М.А. Жизнь графа Сперанского. СПб., 1861; Магницкий М.Л. Дума на гробе графа Сперанского // Москвитянин. 1843. № 4; Мещерский И.И. Граф М.М. Сперанский: Краткий очерк его жизни и государственной деятельности. СПб., 1911; Новаковский В. Михаил Михайлович Сперанский. СПб., 1868; Погодин М.П. Сперанский (Посвящается барону Модесту Андреевичу Корфу) // Русский архив. 1871. № 7 - 8; Флоринский Н.И. Некоторые черты из жизни графа Михаила Михайловича Сперанского // Душеполезное чтение. 1874. № 7; Южаков С.Н. М.М. Сперанский, его жизнь и общественная деятельность. СПб., 1892; Калягин B.JI. Политические взгляды М.М. Сперанского. Саратов, 1973; Корнилов В.А. Сперанский - генерал-губернатор Сибири. Политика царизма в Сибири в XIX -XX вв. Иркутск, 1987; Макеева Г.Д. Сперанский и другие: Роман о первой русской перестройке. М., 1990; Томсинов В. А. Светило русской бюрократии (М. М. Сперанский). М., 1997; Калягин B.JI. Политические взгляды и государственная деятельность М.М. Сперанского в 1808 - 1812 гг. Дисс.... канд. юр. наук. Саратов, 1973; Корнилов В.А. Общественно-политические взгляды и деятельность М.М. Сперанского. Дисс. .. канд. ист. наук. М., 1974; Мальцева С. А. Социально-философская концепция М. М. Сперанского. Дисс. ... канд. филос. наук, Л., 1983; Семенова A.B. Декабристы и государственные деятели России -кандидаты во временное правительство (М.М. Сперанский, Н.С. Мордвинов, Л.Д. Киселев). Дисс. ... канд. ист. наук. М., 1974; Морозов В.И. Роль М.М. Сперанского в развитии Российского государства (конец XVIII - начало XIX вв.). Дисс. ... д-ра. ист. наук. СПб, 2000; Гречишкин С.С., Луковская Д.И., Морозов В.И. Михаил Михайлович Сперанский (материалы к научной биографии). СПб., 2000; М.М. Сперанский: жизнь, творчество, государственная деятельность: Сб. ст. СПб., 2000; Морозов В.И. Государственно-правовые взгляды М.М. Сперанского. СПб., 1999; Федоров В.А А. А. Аракчеев и М.М. Сперанский. М., 1997; Чибиряев С.А. Великий русский реформатов: жизнь, деятельность, политические взгляды М.М. Сперанского. М.: Воскресенье, 1993; Архипов И.В. Становление системы уголовного права России: проекты М.М. Сперанского // Россия: государство, общество, личность. М., 1997 и др. [3] Чибикеев С.М. Политические идеи и проекты М.М. Сперанского в контексте истории российских реформ. Дне.... канд. полит, наук. М., 2009. С. 64. [4] Сперанский М.М. Еще нечто о свободе и рабстве И Сперанский М. М. Юридические произведения. М.,2008. С. 117. [5] Там же. С. 117. [6] Там же. С. 118. [7] План государственного преобразования графа М.М.Сперанского (Введение к уложению государственных законов 1809 г.). Издание "Русской мысли". М., 1905. С. 12. [8] Там же. С. 13. [9] Черепанова И.В. Указ. работа. С. 22. [10] Черепанова И.В. Указ. работа. С. 23. [11] План государственного преобразования графа М.М.Сперанского (Введение к уложению государственных законов 1809 г.). Издание "Русской мысли". М., 1905. С. 16. [12] Там же. С. 16. [13] Там же. С. 19. [14] Шеншина B.C. Деятельность М. М. Сперанского по преобразованию Российского государства: теория и практика:1801-1812 гг. Дне.... канд. юрид. наук. Воронеж, 2002. С. 65.
Вся работа доступна по ссылке |
|