Быстрый переход к готовым работам
|
Развитие законодательства о государственной (гражданской) службе и его реализация до издания Свода законов Российской импе¬рииВо многом усилиями главного официального идеолога М.М. Сперанского (а также H.H. Новосильцева и др.) в самом начале XIX в. были осуществлены известные крупномасштабные реформы российского государственного аппарата, которые повлекли ряд изменений и в законодательное регулирование государственной (гражданской) службы, о которых речь пойдет ниже. До этого действовала система государственного управления, основанная на коллежском (коллегиальном) принципа, который, однако, перестал уже отвечать новым требованиям жизни, поскольку не обеспечивал необходимую централизацию, а также и персональную ответственность государственных чиновников. Самой жизнью было востребовано более гибкое, чем ранее, равно как более оперативное исполнительное управление. В этой связи стал обсуждаться проект о министерской системе, предпосылки которой складывались в исполнительных структурах и проявились на рубеже веков, при этом имелись в виду прежде всего министерства по опыту других стран. Так, в конце 1801 г. А.А. Чарторыйский представил императору доклад с приложением в виде «Таблицы властей империи». В начале 1802 г. доклад обсуждался в Негласном комитете, где главный посыл доклада - о ликвидации коллегий и создании министерств в целом был одобрен. Затем В.П. Кочубей ознакомил императора с французским вариантом, предусматривавшим устройство министерств, включая их структурные подразделениями и канцеляриями[1]. И затем в соответствии с царским Манифестом «Об учреждении министерств» от 8 сентября 1802 г.[2], было создано восемь министерств (министерство морских сил, министерство военных сухопутных сил, министерство иностранных дел, министерство внутренних дел, министерство юстиции, министерство финансов, министерство народного просвещения, министерство коммерции. Два из этих ведомств ранее не имели аналогов в системе управления в России (речь идет о Министерстве внутренних дел и о Министерстве народного просвещения). Учреждалась также должность заместителя (товарища) министра (были изданы и другие акты в этой связи[3], но здесь они не рассматриваются). В итоге создание новой системы министерств было закреплено изданием специального нормативно-правового акта - «Общего учреждения министерств» (25 июня 1811 г.)[4], составленного при участии Сперанского (М.А. Приходько считает, что только вступление в законную силу 1 января 1835 г. первого издания Свода законов Российской империи подвело черту в процессе правового оформления министерской системы управления[5], однако и этот автор считает ключевым закон 1811 г.). В соответствии с указанным выше актом министрам вверялась серьезная исполнительная власть, но в пределах деятельности, которые определялись для министерства, при этом указывалось, что министры должны были 122 подчиняться «непосредственно верховной власти» , то есть самому императору. Что касается аппарата министерств, то таковой подразделялся на возглавляемые директорами департаменты и канцелярии. Самые важные дела обсуждались Советом при министре - это был совещательный орган, в который входили товарищи (заместители) министра, а также и директора департаментов. Вместе с созданием министерств возник и Комитет министров - орган, который координировал действия министерств, рассматривал вопросы, которые относились к компетенции сразу нескольких министерств, рассматривал ежегодные отчеты, представляемые министрами, а также дела о награждении, взысканиях в отношении чиновников и др. В Манифесте 1802 г. о создании министерств еще не прогладывалось четкой регламентации работы Комитета министров, и в этой связи, например, его полномочия вырабатывались постепенно и затем получили законодательное закрепление (этот процесс активно пошел лишь после 1812 г.). К середине XIX в. Центральное управление на министерской основе приобрело характер централизованной и очень бюрократической системы, в которой министерства подчинялись непосредственно императору, а тот, в свою очередь, направлял их взаимодействие через Комитет министров. Комитет министров, в отличие от модели западных стран, не являлся властным органом, поскольку в условиях российского абсолютизма это означало бы некоторое разделение властей, чего ни Александр I и Николай I не хотели, и в этой связи было признано полезным использовать опыт наполеоновской Франции - в этой стране министры не объединялись в едином органе (правительство или правительственный кабинет), а руководствовались указаниями непосредственно императора, который де-факто и был главой правительства. В целом такой подход отражал традиционный для тогдашней России абсолютистский государственный строй. Вместе с тем в сфере государственного управления и соответственно в институте государственной (гражданской) службы данные решения показывают достаточно противоречивый ход их развития. Дело в том, что в России прошли последовательно два этапа в развитии управления - приказной и коллегиальный, где соответственно главенствующими были принципы единоначалия (в приказах) и коллегиальности (в коллегиях). По мнению Н.П. Ерошкина, переход от коллегий к министерствам был вызван необходимостью, связанной с потребностью более оперативного управления разными сферами общественных отношений, обусловленной, в свою очередь, тенден- 123 циеи усложнения задач, которые стоят перед государственным аппаратом . Известный исследователь истории российского чиновничества JI.E. Шепелев указывает на другие причины перехода от коллегиальности к единоначалию (то есть к министерствам). В частности, он называет дороговизну содержания аппарата управления в XVIII в., низкую его эффективность, что, собственно, и создало предпосылки к упрощению государственного аппарата при Екатерине II[6]. И вот с приходом к власти Александра I вновь встал практический вопрос о возврате к единоначалию в организации деятельности государственных органов. Однако на первых порах до конца провести принцип единоначалия было невозможно[7]. Так, на первом же собрании министров упомянутый выше Г. Р. Державин высказался в том смысле, что для надлежащего управления необходимо для каждого министерства разработать подробные инструкции, наставления - чтоб каждый четко знал предмет и объем своей работы, в противном же случае «все падет в беспорядок»[8]. Фактически, при отсутствии такого рода инструкций и подходов складывалось положение, при котором тот из министров, который окажется более быстрым и убедительным на встречах с императором, получит от последнего нужное решение, даже если объективно оно будет не «общее благо». При такой обстановке некоторые из новоявленных министров не захотели работать. Так, в конце 1802 г. написал рапорт об отставке Мордвинов, который объяснил свое прошение тем, что его министерская деятельность не может быть полезной в нужной степени, поскольку часто являются «сепаратные указы» других лиц, имеющих доступ к императору. Годом позже покинул свою должность и Державин. Затем поступил к императору рапорт об отставке и Чарторыйского, который объяснил данное решение тем, что глава государства не должен вмешиваться в рассмотрение мелких вопросов, поскольку их решение было в компетенции министров[9]. Таких примеров можно приводить немало. Как видно, именно высшие чиновники на себе почувствовали неоднозначность принятых решений. И они предприняли ряд мер, направленных на то, чтобы, во всяком случае их государственная служба протекала в иных условиях. Повышенную активность в этом вопросе проявил глава министерства внутренних дел В.П. Кочубей, который представил Александру 1 доклад,
где акцентировал внимание существенных недостатках, имевших место в работе министров, и причиной которых было одновременное применение двух принципов в управлении - принципа коллегиальности и принципа единоначалия. Кочубей, в частности, отмечал в своем докладе, что «министр ... должен иметь для каждой коллегии свою канцелярию и свой архив, и все сие только для того, чтоб сказать ей свою резолюцию или объявить свой указ!»[10]. Этот доклад произвел впечатление, и в последующем коллегии были последовательно ликвидированы, хотя процесс этот был достаточно долгим и получил определенность с изданием «Общего учреждения министерств» 1811 г. Тем самым был осуществлено одно из самых принципиальных решений в сфере правового регулирования государственной (гражданской) службы в рассматриваемый период. Ранее мы указывали на то, что первый шаг в этом направлении (создание министерств в 1802 г.) вызвало несогласие части российского властного истеблишмента. Второй, можно считать, окончательный шаг, также был поддержан далеко не всеми высокопоставленными чиновниками[11]. В этом смысле характерным являлось мнение тогдашнего министра юстиции Д.П. Трощинского, который своей в записке[12] отмечал, что введение единоначалия приведет к начальственной покорности, чиновники будут бояться высказывать свое суждение, будут подстраиваться под начальника, обманывать его, поскольку ни один начальник не в состоянии влезать во все подробности дел, которые ему поручаются, а это все в итоге идет в ущерб тому делу, которое должно было исполнять министерство. Ознакомление с полным текстом записки Трошинского показывает, что ряд его аргументов были достаточно весомыми. Однако высказанные им аргументы не возымели действий, на которые он рассчитывал, и институт министерств все же состоялся. Между тем столь крупные преобразования государственного аппарата логически предполагали и повышение качества государственной (гражданской) службы, и здесь имелись значительные проблемы. Прежде всего нужно заметить, что на характер и качество государственной (гражданской) службы начала ХЕК в. сказывались также последствия освобождения представителей дворян от обязательной службы. Помимо этого, стремление заполучить чин повыше без продвижения по должности, а также без учета профессиональных качеств чиновников породило явление под названием чиноодержи- мости, когда чин становился едва ли не целью жизни, поскольку являлся источником исключительных привилегий (в их число входили право землевладения, право владения крепостными крестьянами, что сичталось критерием высокого положения в обществе). На положении дел из-за этого в различных сферах жизни негативно сказывались также недостаточное образование, низкая квалификация чиновничества, поскоку отсутствовали стимулы для повышения образования. И особенно негативно это проявлялось как раз на гражданской службе, где, в отличие от военной службы, привилегии, жалованье и вообще выгоды от службы были заметно меньше. Как писал тайный советник Ф. Ф. Вигель, многие дворяне «не жаловали» именно гражданскую службу, молодые дворяне и при Екатерине, и потом вступали в военную службу, которая являлась «более блестящей, веселой» и одновременно менее трудной[13]. Таких свидетельств современников рассматриваемого периода немало. Эти недостатки уже не могли быть не замечены в высших чиновничьих кругах, поскольку в условиях, когда погоня за получением чина зачастую становилась самоцелью, а интересы «государева дела», которые должны были реализовываться на каждой чинов
ничьей должности, отходили на второй план, нельзя было рассчитывать на повышение эффективности всего государственного аппарата, ради чего, собственно, замышлялась вообще министерская реформа..
[1] Ерошкин Н.П. Крепостническое самодержавие и его политические институты (Первая половина XIX века). М., 1981. С. 31. [2] Манифест «Об учреждении министерств» от 8 сентября 1802 г. // ПСЗ-1. № 20406. [3] См., например: Указ Сенату «Об образовании первых трех коллегий в образе производства государственных дел на прежнем основании и о лицах, избранных к управлению министерствами» от 8 сентября 1802 г. // ПСЗ-1. № 20409. [4] Манифест «Об общем учреждении министерств» от 25 июня 1811 г. // Российское законодательство Х-ХХ вв.: в 9 т. Т.6. Законодательство первой половины XIX века / Отв. ред. О.И.Чистяков. М., Юридическая литература, 1988. См. подробнее: Приходько М.А. "Общее учреждение министерств" от 25 июня 1811 г. и его правоприменение в первой трети XIX в. // Вестник Омского университета. Серия "Право". Омск, 2008. № 4 (17). Приходько М.А. Создание министерской системы управления в России в 1-й трети XIX века: Автореф. дне.... канд юрид. наук. М., 2010. С. 15. [6] Шепелев JI.E. Чиновный мир России, XVIII - начало XX в. СПб., 1999. С. 12. См. также: Шепелев, Л.Е. Аппарат власти в России: эпоха Александра I и Николая I. СПб.: «Ис- кусство-СПБ», 2007. [7] Покровский С.П. Министерская власть в России: Историко-юридическое исследование. Ярославль, 1906. С. 69. 12 Державин Г.Р. Сочинения. 2-е изд. Т. 6. СПб., 1876. С. 742. [9] Сенин А. С. Указ. работа. С. 116. [10] Цит. по: Сенин А. С. Указ. работа. С. 118. [11] Филиппов А.Н. Исторический очерк образования министерств в России //Журнал Министерства юстиции. 1902. № 9. с. 48. [12] Записка Д.П. Трощинского «О неудобствах, происходящих от государственного управления по форме единоличной, введенной закрытием коллегий и отменою коллежского обряда и подтвержденной общим учреждением министерств» // Сборник РИО. Т. 3. СПб., 1868. С. 23 -82. [13] Вигель Ф. Ф. Записки. М., 1891. Ч. 1. С. 162
Вся работа доступна по ссылке |
|