Быстрый переход к готовым работам
|
Разработка и издание кодифицированных законов о государ¬ственной (гражданской) службе, их содержательная характеристика и особенности последующих изменений и дополненийВ 1832 г. был издан Свод законов Российской империи, где усилиями опять же прежде всего М.М. Сперанского были систематизированы, обобщены и скорректированы предшествующие правовые нормы практически по всем сферам (за небольшим исключением) общественных отношений, сложившихся в России к тому времени. В Своде законов Российской империи немалое внимание было уделено вопросам государственной службы. А если иметь в виду, что в Свод законов Российской империи не было включено военное, морское законодательство, а также законодательство по делам духовного управления, то можно считать, что Свод законов Российской империи регулировал один вид государственной службы, а именно гражданскую службу. Целенаправленно гражданской службе был посвящен третий том Свода законов Российской империи, который состоял из Свода Уставов о службе гражданской. В числе этих уставов были а) Устав о службе гражданской по определению от Правительства; б) Устав о слуэюбе гражданской по выборам; в) Устав о пенсиях и единовременных пособиях. В дальнейшем в этот том при последующих официальных изданиях Свода законов Российской империи включались другие акты, принятые после 1832 г., и этот процесс продолжался вплоть на начала XX в., однако мы ограничиваемся только первой половиной XIX в., имея в виду, что за пределами этого периода не принимались правовые акты, принципиально изменявшие институт государственной (гражданской) службы. Нужно также иметь в виду, что правовые нормы о гражданской службе содержались и в других томах Свода законов Российской империи (например, в томе 1 — в Учреждении Государственного Совета, в Учреждении Правительствующего Сената, в томе 8 - в Уставе лесном и др.), однако там находила отражение лишь специфика прохождения гражданской службы в различных ведомствах. Кроме того, сохранение норм Устава о службе гражданской по выборам было сочтено нецелесообразным[1] (по причине прежде всего той, что выборы как институт формирования властных структур любого уровня не одобрялся многими чиновниками правящей элиты, что вполне отражало абсолютистский характер государственности в России). Поэтому законы о службе по выборам были во второй половине XIX в. исключены из Уставов о службе гражданской и включены Свода Законов Российской империи, а именно в Законы о Состояниях (том девятый Свода законов Российской империи). Законы о выборах, определенные новым Городовым Положением (1870 г.), а также Положением о Земских учреждениях (1864 г.) вместе с законами о полномочиях лиц, избранных по указанным Положениям, в свою очередь, были включены в том второй Свода Законов Российской империи. Иначе говоря, то, что ранее, при Сперанском, относилось к государственной службе, равно как и к службе по выборам, и было закреплено законодательно на вполне логичной основе, было перемешано, в частности, под понятие службы гражданской было подведено понятие службы по назначению от Правительства, при этом служба по выборам оказалась под другой вывеской - «служба общественная», к тому же она была разбита по разным уставам и, следовательно, по разным томам Свода Законов[2]. Данное обстоятельство дает основание не акцентировать большого внимания на этом формально имевшем в рассматриваемом нами периоде место виде гражданской службы (имеется в виду «общественная служба»). В литературе указывается, что к гражданским чиновникам в определенной степени относилось и духовенство, которое фактически было на государственной службе, причем нередко во взаимодействии с гражданскими и иными государственными служащими. Во всяком случае, духовенство располагало своей системой службы, включавшей различные ранги (то есть, применительно к религии - санов), титулы, которые были как частными, так и общими[3]. Однако данную категорию лиц (и соответствующее законодательство) мы не также рассматриваем, поскольку службу в духовных учреждениях, хотя и имела сходство с гражданской, но представляла собой все отдельное государственной службы (наряду с военной службой). Наиболее важным в контексте рассматриваемой проблематики являлся, конечно, Устав о службе по определению от Правительства, который стал, по сути своеобразным кодексом для чиновников по гражданской службе. Устав о службе по определению от Правительства действовал в отношении всех гражданских чиновников (исключение составляли гражданские чиновники, которые работали военном, а также морского ведомствах; исключение касалось также на лиц, которые несли службу по особым уставам ( речь идет о таких уставах, как Таможенный устав, Лесной устав, Горный устав и др.) с некоторыми дополнительными исключениями и дополнениями[4]. Кроме того, нужно отметить, что на лиц, состоящих на военной службе, но работающих по гражданскому ведомству, распространялись также некоторые положения, содержащиеся в Военных уставах (в частности, инженерам-путейцам присваивались как гражданские, так и военные чины). Устав о службе по определению от Правительства состоял из пяти разделов. Раздел первый «О принятии в гражданскую службу и об определении в должности» определял содержание права поступления на государственную службу и условия его реализации для лиц различных состояний и образования, а также включал в себя процедуру определения к должностям. Раздел второй «О производстве в чины» содержал условия и процедуры чинопроизводства по различным ведомствам гражданской службы. Раздел третий «Об общих правах и обязанностях гражданской службы» представлял развернутую систему прав и обязанностей государственных служащих и членов их семей. Раздел четвертый «Об увольнении в отпуски, от должности и от службы» включал в себя содержание института увольнения со службы, здесь определялись категории служащих, имеющих право на увольнение, раскрывались процедуры и условия, которые должны были соблюдаться при решении вопроса об увольнении от службы. Раздел пятый «Об актах или доказательствах служебного состоянии» включал в себя нормы, определяющие послужной (формулярный) список, куда все данные на чиновника, в том числе его «аттестат», то есть, характеристику, и т.д. Следует заметить, что Устав о службе по определению от Правительства ряду исследователей представляется весьма уникальным в истории российского законодательства вообще. Так, если иметь в виду уровень юридической техники, то Устав о службе по определению от Правительства 1832 г. ничуть не уступает не только европейскому законодательству (того же периода, то есть первой трети XIX в.)[5]. По мнению И.В. Черепановой, до настоящего времени законодательство о государственной публичной службе не кодифицировано ни в одной стране мира, в отдельных государствах имеет место его инкорпорация, а установленный в Уставе о службе по определению от Правительства правовой статус гражданской службы во многом не утратил своей правовой и научной ценности и сейчас, то есть спустя более 170 лет после его создания169. На наш взгляд, это все же завышенная оценка рассматриваемого нормативно-правового акта, что, однако, ничуть не принижает его значения в система права тогдашней России, где он действительно, если иметь в виду правовое регулирование института государственной (гражданской) службы, являл собой вершину законотворчества. Как справедливо отмечает Т.П. Метушевская, принятием этого акта была осуществлена идея Петра I о том, чтобы создать чиновничество, которое материально полностью было бы зависимо от государства[6]. В этом контексте Устав о службе по определению от Правительства подробно регулировал базовые вопросы, связанные с прохождением государственной службы, а именно от момента начала службы до увольнения. Для тех, кто поступал в гражданскую службу, определялись цензы подданства, устанавливались требования по возрасту, полу, образованию. Подробно регулировался сословный признак. Так, гражданская служба иностранцев ограничивалась в основном научной и педагогической деятельностью. Что касается возрастных требований, с 14 лет человек мог быть «причислен» к гражданской службе, а сама служба реально могла быть начата с 16 лет. Следует отметить также, что данный акт не разрешал вступать в службу женщин как по назначению начальства, так и выборам и по найму. Соответственно женщины не могли производиться в классные чины и не могли получать никаких наград за выслугу лет, равно как не могли приобретать послужного дворянства. Сословие женщины определялось по сословию мужа или отца, а чин - на 2 класса ниже, чем у мужа или отца. Устав о службе различал общую и особенную ее части. Сферы деятельности, требовавшие профессиональных знаний, относились к особенным родам службы. Законодательство о них носило относительно прагматический характер. В ведомства, где существовала учебная, ученая, медицинская, фармацевтическая, ветеринарная, горная, почтово-телеграфная части, разрешалось принимать специалистов, имевших «для того необходимые познания» независимо от происхождения и подданства. При этом перечень должностей, где были облегченными правила приема на службу по происхождению, регламентировался. Часть должностей замещалась с разрешения Сената. Согласно Уставу о службе по определению от Правительства лица, окончившие университет, причем именно с ученой степенью кандидата, могли быть приняты на гражданскую службу на должность, соответствующую не ниже чина коллежского секретаря (в соответствии с Табелью о рангах это соответствовало десятому классу). Те, кто имел ученую степенью магистра, мог рассчитывать на чин девятого класса ( это титулярный советник). Наконец, с ученой степенью доктора можно было претендовать на чин восьмого класса (это коллежский асессор, что позволяло приобрести право на потомственное дворянство. Содержание государственных служащих состояло из окладов годового жалованья, квартирных окладов, «столовых денег» и суточных на время командировок. Довольно подробно Устав о службе по определению от Правительства регулировал такой вопрос, как основания прекращения отношений по службе, а именно: 1) вопросы увольнения; 2) отстранение от должности; 3) увольнение со службы по приговору суда, по истечении срока службы; 4) уход в отставку по прошению, оставление за штатом, в связи с душевным заболеванием или смертью чиновника. В этом правовом акте предусматривался особый порядок привлечения чиновника к суду, в частности, устанавливалась возможность привлечения к юридической (судебной) ответственности чиновника, который подвергся в течение календарного года многократным замечаниям от начальства или же трем строгим выговорам, объявленным за медлительность и нерадение. Вместе с тем Устав о службе не содержал раздела об административной и уголовной ответственности чиновников. Такая ситуация объяснялась тем, что вопросы административной и уголовной ответственности чиновников регламентировались другим актом - Уложением о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. (до его принятия — Сводом законов уголовных, который располагался в томе четырнадцатом Свода законов Российской империи). Этим законом предусматривалась ответственность за ряд правонарушений, касавшихся государственной службы - 1) превышение власти; 2) противозаконное бездействие власти; 3) дача предписаний вопреки установленному порядку; 4) присвоение непринадлежащего права и др. Нужно также заметить, что Уложении о наказаниях уголовных и исправительных разграничивались и такие тяжкие должностные преступления, к которым относились мздоимство - получение подарка и иных благ в связи с исполнением служебных обязанностей, а также лихоимство - взятка за то, чтобы чиновник в интересах взяткодателя нарушил закон[7] (более подробно речь об ответственности чиновников пойдет ниже). Следует заметить, что важное значение в статуте гражданской службы второй четверти XIX в. придавалось образовательному уровню гражданских служащих, причем права по образованию в гражданской службе складывались постепенно, начиная с Табели о рангах. Но основной комплекс законов, который ввел в государственную службу права по образованию, сложился в первой трети XIX в. С 1827 г. в законодательстве начали действовать три основных критерия служебной годности: происхождение, возраст и познания. Под познаниями понималось умение не только правильно читать и писать, но и знать «основания грамматики и арифметики», а также воспитываться от 10 до 18 лет «предпочтительно в отечественных публичных заведениях или хотя бы в домах своих под надзором родителей и опекунов, но всегда в России». Испытание должно было производиться не в учебных заведениях, а «в том месте, куда поступающий на службу определиться пожелает, через секретарей и других лиц, письменными делами управляющих». Такие правила существовали вплоть до 1917 г. при первоначальном приеме в службу канцелярскими служителями. Производство в первый классный чин канцелярских служителей, не имевших аттестатов об окончании уездных или равных с ними учебных заведений, с 1844 г. сопровождалось экзаменом (испытанием) в особых испытательных комитетах, в гимназиях, прогимназиях, уездных или городских училищах по программе курса уездного училища.
[1] Манифест «О порядке дворянских собраний, выборов и службы по оным» от 6 декабря 1831 г. // ПСЗ-1. №21373. См. об этом: Корф С.А. Дворянство и его сословное управление за столетие 1762-1855 годов. СПб, 1906. С. 39; Любимов С.В. Предводители дворянства всех наместничеств, губерний и областей Российской империи. 1777-1910. СПб, 1911. С. 27; Павлюк Ю.Б. Российское чиновничество в системе местного управления в первой половине XIX века. На материалах Московской и Тверской губерний. Дис. ... канд. ист. наук. М., 2001. С.58. [2] Волочкова М.Е. Институт государственной гражданской службы Российской империи. Дис.... канд. юрид. наук. М., 2010. С. 33. 1 6 Левин З.В. Указ. работа. С. 175. [4] Шатохин И.Т. Особенности и структура государственной службы российской империи во второй половине XIX века // Современные наукоемкие технологии. 2006. № 1. С. 56- 59. [5] Черепанова И.В. Указ. работа. С. 35. [6] Метушевская Т.И. Правовой статус государственного служащего в России в XVIII - первой половіте ХЖ в. Дис.... канд. юрид. наук. М., 2007. С. 13. [7] Оболонский А. В. Государственная служба. М.: Дело, 1999. С. 68. Ноздрачев А. Ф. Государственная служба. М., 1999. С. 86.
Вся работа доступна по ссылке |
|