Быстрый переход к готовым работам
|
Практика гражданской службы и причины негативных прояв¬лений в этой сфере в контексте социально-правового положения чинов¬ничестваПосле издания уставов о гражданской службе 1832 г. в Своде законов Российской империи, о которых шла речь в предыдущем параграфе, было юридически закреплено положение, когда государственная служба стала профессией, а служилые стали представлять собой в совокупности, как выразился В.В. Ивановский в самом начале XX в., «самостоятельный общественный класс»200. Правительство Николая I, как мы отмечали, продолжило тенденцию по повышению требований к чиновникам с точки зрения их образованности и квалификации, в частности, это касалось умения письменно отражать свое мнение с учетом всех условий, которым должен удовлетворять документ (каллиграфический почерк и др.). Чиновник должен был владеть умением обосновывать свое решение, понимать социальные потребности, проявлять инициативу и вообще эффективно администрировать подконтрольную сферу201. В литературе в этой связи в конце XIX в. указывалось, что близкий к идеалу чиновник на протяжении служилой жизни должен работать не для личных выгод, но для народного блага, при этом должны быть достойными как цель службы, так и средства ее достижения202. На деле, однако, так обстояло дело далеко не всегда, и ниже это будет показано. Пример в таком отношении должны были, конечно, показывать чиновники из числа дворян, хотя их влияние неуклонно уменьшалось ввиду пред- 200 Ивановский В.В. Бюрократия как самостоятельный общественный класс // Русская мысль. 1903. № 8. С.З. 201 Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. С. 412. 202 Альманах современных русских государственных деятелей в 2 т. Т. 1. СПб., 1897. С. 66. ставления недворянскому сословию более широких возможностей для поступления на государственную (гражданскую) службу, хотя это происходило, как мы отмечали, медленно, - из-за того, что аристократическая часть государственного аппарата не поддерживала такое решение, которое довольно подробно обосновывал тот же Сперанский. Тем не менее усложнение государственных задач требовало притока все новых и новых людей в различные учреждения. В результате во второй половине правления Николая I «средневысшие» ступени администрации практически полностью были заняты лицами, которые по своему жизненному выбору посвятили себя служению государству, были зависимы от получаемого жалованья, поскольку не имли иных источников дохода; они готовились к служебной карьере с молодых лет, получая для этого профессиональное образование, для чего создавались специализированные заведения, где готовили кадры для вступления в гражданскую службу. Еще одной тенденцией в практике государственной (гражданской) службы стало проявление более отчетливой границы между военными и гражданскими службами, и переход из одной в другую происходил лишь на самых высоких уровнях (генерал-губернаторы, сенаторы, реже министры) или в ближайшем окружении императора. При этом тот же Николай I все чаще доверял при назначении на многие должности гражданской службы представителям той части дворянства, у которых доходы были не столь велики, чтобы обойтись без официального жалованья, поскольку у них было значительно больше стимулов работать эффективнее - с тем, чтобы повысить свой социальный статус и приобрести больше материальных благ. Эти и иные меры, предпринятые в рамках государственной политики, связанной с повышением профессионального статуса государевых людей во второй четверти XIX в. дали свой результат в том смысле, что государственная служба стала престижным делом, и по сути были подготовлены административные кадры, которым несколько позже предстояло участвовать в реализации великих реформ Александра II.[1] С такой оценкой мы в основном соглашаемся. При этом заметим, что в рассматриваемый период вообще наблюдался рост достижений в России по многим сферам общественно-экономического - достаточно назвать, например, строительство железных дорог, расцвет художественной литературы и др. Совершенно очевиден прогресс в совершенствовании законодательства - издание одного только Свода законов Российской империи позволяет говорить о неповторимом до настоящего времени уровне систематизации законодательства. В этих рамках институт государственной (гражданской) службы также получил существенное продвижение с точки зрения его правового регулирования. Вместе с тем нужно иметь в виду, и в этом мы не можем согласиться с изложенной точкой зрения Л. Палеха с его завышенной оценкой фактического состояния дел с реализацией правовых норм о государственной (гражданской) службе, то есть этот автор некоторым образом идеализирует практику такой службы в России, и это касается не только рассматриваемого периода (1830-1840-е гг.), но и предшествовавших периодов, на что ранее мы уже обращали внимание. Поэтому мы будем делать акцент не только и не столько на позитивные стороны в реализации уставов о гражданской службе, сколько на негативные позиции, и прежде всего это касается, как будет показано, соотношения статуса чиновника и его материального обеспечения, несоответствие соотношения которых на нижних ступенях иерархической Табели о рангах приводило ко многим злоупотреблениям в чиновничьей среде. В этой связи нужно заметить, что сложившаяся к первой половине XIX в. правовая основа гражданской службы отражала особенности государственного устройства России в целом и управления в частности. Речь идет о том, что, например, абсолютизм, опиравшийся, прежде всего, на дворянство, к тому времени встречал, и все больше и больше, влияние бюрократии, где 204 доля дворян уменьшалась . В этом контексте интересно высказывание французского путешественника и писателя Адольфа де Кюстина о том, что Россией управляет класс служилых, которые занимают должности едва ли не со школьной скамьи, из-за чего их профессиональный уровень не тот, который требует масштаб и сложность задач, и нередко они, молодые чиновники, действуют вопреки воле императора, и он, император, не обладает уже той силой, которая могла быть перегнуть влияние чиновничества[2]. Как нам представляется, это была обратная сторона бюрократической вертикали, выстроенной Николаем I. Такая система повлияла на то, что были осуществлены некоторые изменения в форму послужного формуляра, который составлялся на каждого гражданского чиновника. Так, в соответствии с указом Сената от 16 июля 1849 г.[3] новый формуляр для послужного списка гражданских лиц включал пятнадцать граф, Например, в первой графе указывались чин, затем имя, отчество, фамилия, занимаемая должность, возраст, вероисповедание, имеющиеся знаки отличия и, а также размер получаемого денежного содержания. Во второй графе указывались сведения о том, из какого социального звания происходит чиновник (то есть, каково сословное происхождение). В следующих трех графах послужного формуляра указывались сведения о том, есть ли имение (отдельно учитывалось родовое и благоприобретенное имение у него самого, у родителей или жены). Последующие две графы давали ответ на вопрос о том, где чиновник получил воспитание и окончил ли в заведении полный курс наук, когда в службу вступил, какими наделялся при этом чинами, в каких находился должностях, в каких местах и структурах проходил гражданскую службу, какие были взыскания и какие были поощрения, и в какое время; сверх того, если, находясь под судом или следствием, был оправдан и признан невиновным, то за что был предан суду, причем требовалось указывать точные даты. В десятой графе следовало указывать данные о том, был ли в военных походах и в самих сражениях, здесь нужно было показать даты этих событий. Далее, в следующих графах, требовалось указывать сведения о том, годен ли к продолжению гражданской службы, достоин ли повышения чином, и если нет, то по каким причинам; находился ли в отпусках, и если находился, то на кокой период времени , была ли при этом просрочка при возвращении из отпуска на службу, и если была, то каковой была на то причина. Последние две графы касались вопросов о том, был ли в отставке с награждением чина или без оного, кода и с которого по какое именно время; холост или женат, на ком, имеет ли детей, кого именно; день, месяц и число рождения детей; где они находятся и какого вероисповедания.
[1] Полях Л. Указ. работа. С. 159. [2] Адольф де Юостин. Россия в 1839 году // Россия первой половины XIX века глазами иностранцев / Сост. Ю.А.Лимонов. Л., 1991. С. 616. [3] Указ Сената от 16 июля 1849 г. // ПСЗ-2. № 23401. См. подробнее: Киселев И.Н., Ми- роненко С.В. О чем рассказали формулярные списки // Число и мысль. М., 1986. Вып. 8. С. 6-31.
Вся работа доступна по ссылке |
|