Быстрый переход к готовым работам
|
Теоретическая база трудового права ЕСДля выделения трудового права Европейского Союза в качестве обособленной отрасли права ЕС представляется необходимым исследовать ряд ключевых вопросов. Во-первых, дать определение трудового права ЕС через призму сущности права Евросоюза в целом. Во-вторых, выделить предмет и метод правового регулирования трудового права ЕС. Термины «Европейское трудовое право», «Трудовое право Европейских Сообществ», «Трудовое право Европейского Союза» получили широкое распространение в зарубежной юридической литературе. Однако авторы в своих научных трудах концентрируются на анализе принятых на уровне ЕС актов в социально-трудовой сфере, не раскрывая сущности и л составляющих элементов трудового права ЕС как отрасли права . В целях и задачах настоящего диссертационного исследования заложено восполнение указанного пробела. В результате изучения диссертантом значительного количества актов первичного и вторичного права ЕС, судебных решений в трудовой сфере, стала возможным выработка наиболее оптимального определения трудового права ЕС. Трудовое право ЕС формировалось одновременно с развитием и учетом особенностей коммунитарного права и права Европейского Союза, а также национального трудового законодательства государств-членов. Споры между учеными о том, какова правовая природа Европейских Сообществ и Евросоюза не утихают и по сей день. Совершенно очевидно, что за время своего существования Европейский Союз совершил значительный шаг вперед, в том числе, и в плане эволюции права. Западные правоведы[1] констатируют факт того, что наднациональное право становится схоже скорее с национальным, нежели международным правом, в процессе своего развития. Однако текущая ситуация, сложившаяся в Евросоюзе, оставляет открытым вопрос о том, во что в итоге трансформируется Союз - в международную организацию или федерацию. По мнению профессора A.A. Моисеева, «анализируя исторический процесс развития Европейского союза, можно с уверенностью утверждать, что федерация на его основе вряд ли возможна, поскольку главный принцип существования европейских государств противоречит федеративному — нет оснований, при которых договаривающиеся стороны были бы заинтересованы «отказаться» от суверенитета в пользу единого центра»3. Диссертант полагает, что при ответе на вопрос о содержании права Европейского Союза следует учитывать определение правовой природы Европейских Сообществ, сформулированное в судебных решениях[2]. Суд ЕС также определил, что нормам права ЕС свойственны специфичные квалификационные характеристики - прямое действие, верховенство,
интегрированность в национальные системы права государств-членов и юрисдикционная защита соответствующими судебными учреждениями[3]. Некоторые авторы рассматривают право Европейского Союза как одну из субрегиональных разновидностей международного права. По мнению этих ученых[4], право ЕС входит в совокупность европейских международно-правовых конструкций в качестве субрегионального института. В российской правовой науке европейское право в целом определяется как система правовых норм, обеспечивающих развитие европейской интеграции и регулирующих общественные отношения, 9 связанные с этим процессом . Профессор Бирюков М.М. определяет европейское право как «систему правовых норм, регулирующих взаимоотношения, сложившиеся в рамках европейских интеграционных объединений, таких как европейские сообщества, Европейский союз и в определенной степени Совет Европы... Понятие европейского права включает в себя также правовые нормы, регулирующие взаимоотношения Европейского союза с третьими государствами и международными организациями (внешнее европейское право)». «Европейское право, - отмечает автор далее, образует новую правовую реальность, сочетающую элементы, свойственные национальным системам права, и международно-правовой системе, а это порождает специфику и оригинальность европейского права как особого вида правовой системы»[5]. Профессор Кашкин С.Ю. считает, что «термин «европейское право» в узком смысле слова обозначает совокупность норм, которые являются общими для всех или большинства стран и народов Европы»[6]. В более широком понимании Кашкин С.Ю. рассматривает европейское право как «массив норм, действующих на территории европейского континента, включая нормы национальных правовых систем европейских стран, а также нормы европейского международного права»[7]. По мнению академика Топорнина Б.Н., «европейское право охватывает региональные установления международно-правового порядка, связанные не только с деятельностью Европейских Сообществ и Европейского Союза, но и других европейских организаций (ОБСЕ, Совета Европы). В более узком смысле под европейским правом понимаются нормы права, которые создаются в рамках и в процессе деятельности Сообществ и Союза»[8]. Профессор Толстопятенко Г.П. рассматривает европейское право не только как совокупность норм, создаваемых на уровне Европейских Сообществ и Европейского Союза, но и как совокупность норм национального права, обусловливающих и обеспечивающих применение норм права ЕС[9]. После вступления Лиссабонского договора [10] в силу, учитывая поглощение Европейских Сообществ Европейским Союзом, представляется логичным говорить конкретно о праве Европейского Союза. Согласно статье первой Договора о Европейском Союзе в редакции Лиссабонского договора[11] Союз заменяет собой Европейское Сообщество и является его правопреемником. На настоящий момент существует единое право Европейского Союза. Право Европейских Сообществ, за исключением права Евратома, представляет собой теперь зафиксированные достижения интеграционного объединения - Европейского Союза. Акты, образующие основу права Сообществ в силу правопреемства, обретают статус источников права Европейского Союза. Право Европейского Союза сосредотачивается на регулировании общественных отношений непосредственно в рамках наднационального образования и исполняется через национальное право входящих в состав Союза государств. Трудовое право ЕС рассматривается автором настоящей работы исходя из понимания права ЕС, как самостоятельной автономной системы юридических норм, регулирующих отношения в рамках ЕС, а также создаваемых в связи с образованием и функционированием Европейских Сообществ и Европейского Союза, действующих и применяемых на основе и в соответствии с учредительными договорами и общими принципами права ЕС. Для того, чтобы сформулировать более развернутое определение трудового права Европейского Союза, следует обратить внимание на то, что в научной среде существует целый ряд подходов к сущности исследуемой отрасли права.
[1] Например, Hartley Т. Constitutional Problems of the European Union. Oxford, 2002. P. 30-34; Fligstein N. Euro-Clash: The EU, European Identity and the Future of Europe. Oxford, Oxford University Press, 2008. P. 76-78. [2] Суду ЕС принадлежит особая роль в формировании и развитии права ЕС. Основное предназначение Суда ЕС - обеспечение единообразного толкования и соблюдения норм права ЕС (статья 19 Договора о ЕС). Именно в решениях Суда ЕС сформулированы и разъяснены принципы права ЕС, его концептуальные основы. В решении по делу Ван Генд (С-26/62 Van Gend en Loos v. Administratie der Belastingen [1963] ECR 3) указано, что «создав на неопределенный срок Сообщество, имеющее свои собственные институты, статус юридического лица, собственную правоспособность, международную правосубъектность и реальные полномочия, вытекающие из ограничения компетенции или передачи полномочий Сообществу, государства-члены ограничили в строго определенных областях свои суверенные права и тем самым создали совокупность правовых норм, обязывающих как лиц, находящихся под их юрисдикцией, так и их самих» (Суд Европейских Сообществ. Избранные решения / отв. ред. Энтин Л.М. М.: НОРМА, 2001. С. 11-12). В ряде рассмотренных Судом ЕС дел подчеркнуто, что учредительным договором создан особый правовой порядок, интегрированный в систему права государств-членов ЕС (например, Решение Суда ЕС по делу С-6/64 Costa v. ENEL [1964] ECR 1141; Решение Суда ЕС по делу С-106/77 Administrazione delle Finanze dello Stato v. Simmental SpA [1978] ECR 629; Решение Суда EC по делу C-6/90 Francovich A. et Bonifaci v. Italy [1990] ECR 5357; Решение Суда EC по делу C-459/03 Commission of the European Communities v. Ireland [2006] ECR 04635). [3] Решения Суда ЕС по делам С-106/77 Amministrazione delle Finanze dello Stato v. Simmenthal SpA. [1978] ECR 00629; C-39/72 Commission of the European Communities v. Italian Republic [1973] ECR 00101; C-28/67 Firma Molkerei-Zentrale Westfalen/Lippe GmbH v. Hauptzollamt Paderborn [1968] ECR 00211; C-465/93 Atlanta Fruchthandelsgesellschaft mbH and others v. Bundesamt für Ernährung und Forstwirtschaft [1995] ECR 03761. [4] Европейское международное право: учебник / отв. ред. Колосов Ю.М., Кривчикова Э.С., Саваськов П.В.- М.: Международные отношения, 2005. С. 8. [5] Бирюков М.М. Европейское право: до и после Лиссабонского договора: Учебное пособие. М.: Статут, 2013. С. 63. [6] Право Европейского Союза в 2 т. Т.1. Общая часть: учебник для бакалавров / С.Ю. Кашкин, - А.О. Четвериков; под ред. С.Ю.Кашкина. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2013. С. 193. [7] Там же. [8] Топорнин Б.Н. Европейское право. - М.: изд-во Юрист, 1998. С. 19. [9] Толстопятенко Г.П. Европейское налоговое право. Сравнительно-правовое исследование. - М.: изд-во НОРМА, 2001. С. 10-11. [10] Treaty of Lisbon amending the Treaty on European Union and the Treaty establishing the European Community, signed at Lisbon, 13 December 2007 // Источник информации - Официальный вестник ЕС - OJ С 83, 30.03.2010; OJ С 306, 17.12.2007. [11] Европейский Союз: Основополагающие акты в редакции Лиссабонского договора с комментариями. - М.: ИНФРА-М, 2008. С. 170.
Вся работа доступна по ссылке |
|