Быстрый переход к готовым работам
|
Понятие и структура государственного механизмаПрирода государства, его организация и функционирование всегда занимали и продолжают занимать одно из ведущих мест среди проблем, изучаемых теоретической юридической наукой. Тема оптимальной организации и эффективной деятельности государственного механизма не утратила своей актуальности и сегодня. Кардинальные преобразования российской действительности ставят вопрос о необходимости переосмысления и всестороннего анализа конструкции механизма государства, его составных частей, принципов функционирования. Нельзя не согласиться с мнением российского государствоведа начала XX века А. Паршина о том, что без глубокого и всестороннего понимания природы и сущности государства, без представления о том, как оно функционирует каков его механизм, практически невозможно квалифицированное управление им[1], а значит управление обществом. Продолжительное время в науке существовала полемика между сторонниками классового и общесоциального подходов к определению сущности государства. В последние годы выработана позиция, сочетающая их черты (интеграционный подход), согласно которой, государство необходимо как для выполнения классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы любого общества[2]. Двойственная природа сущности государства, отмечает Л.А. Морозова, означает, что в нем присутствуют начала так называемой классовости - стремления правящих кругов выражать волю тех социальных сил, интересы которых они представляют, что воплощается в борьбе за овладение государственной властью, так и значительная приверженность современного государства общечеловеческим идеалам, выполнение своего общесоциального назначения -
способность объединять все общество, разрешать противоречия, выступать средством социального согласия и компромисса. Обе характеристики присущи сущности любого государства, но их удельный вес неодинаков в разных государствах и на разных этапах их развития[3]. Современное Российское государство переживает эпоху перемен. Общество является свидетелем процессов трансформации политической и правовой систем, становления гражданских институтов. Переходный период для России - крупномасштабный социальный переворот. Суть его состоит в том, что «на встречных курсах протекают два процесса - демонтаж традиционных государственных институтов, привычек, стереотипов в реализации властных функций, с одной стороны, и наращивание совершенно новых, нетрадиционных институциональных структур, а также правил и норм политического поведения - с другой»[4]. Реформирование системы власти предполагает осуществление последовательных действий, ведущих к преобразованию российского государства. Изменения в одной только социальной сфере неминуемо влекут за собой трансформации всего общественного здания. Нельзя изменить политическую систему, оставив в неприкосновенности экономику. Нельзя реформировать армию, если нет достойной гражданской жизни. Механизм государства как структурное и предметное олицетворение государства, представляющее собой материальное «вещество», из которого оно состоит, находится в эпицентре происходящих преобразований, суть которых состоит в приведение его в соответствие с требованиями, вытекающими из характера осуществляемых реформ, создание эффективной государственной системы, соответствующей вызовам XXI века. Для того, чтобы служить надежной основой решения современных проблем, механизм государства должен постоянно обновляться, развиваясь и вбирая в себя весь опыт общественной жизни. В этой связи Гете верно подметил, что нет ничего опаснее для новой истины, чем
старое заблуждение. Изменение роли и задач государства на современном этапе связано с утверждением в обществе новых ценностей и приоритетов: социальная справедливость, достойный уровень жизни и др. Это значит, что на современном этапе существования и развития российского государства в его сущности преобладает общесоциальный аспект. В условиях построения гражданского общества именно общественные потребности должны определять, что является наиболее социально значимым, что общество поручает государству, какие функции на него возлагает. Современное государство призвано быть гарантом стабильности и безопасности для своих граждан, обеспечивать упорядоченность и организованность общественных отношений, признание и принятие в качестве высшей социальной ценности человеческой личности, ее прав и свобод. Реализуя свое социальное назначение и служебную роль, государственный механизм трансформируется, выстраивая свою структуру в соответствие с условиями и потребностями общества. Сегодня наиболее динамичные структурные изменения происходят в системе управления обществом: с одной стороны - усиление властной вертикали, с другой - неизбежные процессы децентрализации и сбалансированности ветвей государственной власти, переход от государственного администрирования к государственному менеджменту, масштабное реформирование сердцевины представительной, исполнительной и судебной власти - государственной службы, возрастание роли человеческого потенциала, без которого невозможны никакие реформы. Аппарат государства - это прежде всего люди, государственные служащие, которые «вышли» из общества, воспитывались им. От того, насколько профессионально, эффективно они будут представлять государство, от его имени осуществлять властные полномочия будет зависеть его «качество». Все изложенное актуализирует необходимость осмысления с современных научных позиций категории «механизм государства», а также роли в нем государственных служащих, которые преобразуют этот самый механизм в живой организм, «очеловечивая» его в ответ на ожидания общества.
[1] См.: Паршин А. Что такое государство? Научное исследование природы государства. СПб, 1907. С. 17. [2] См.: Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, A.B. Малько. Саратов, 1995. С. 42; Общая теория государства и права. Академических курс в 2-х томах / Отв. ред. М.Н. Марченко. Том. 1. М., [3] См. Морозова Л.А. Понятие, сущность и типология государства // Теория государства и права / Под ред. В.К. Бабаева. М., 2003. С. 59-60. [4] Чиркин В.Е Переходное постсоциалистическое государство: содержание и форма //Государство и право. 1997. № 1.С. 4 - 11.
Вся работа доступна по ссылке |
|