У нас уже 21989 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Принципы организации и деятельности механизма государства

В основу функционирования государственного аппарата положены прин­ципы - наиболее важные, ключевые идеи, которые раскрывают сущность и со­циальное назначение государства, его цели и задачи. Принципы организации и деятельности механизма государства носят объективный характер. Но они не являются чем-то раз и навсегда данным. Одни принципы «приживаются» в го­сударстве, развиваются, другие по мере изменения государственно-правовой действительности отпадают. Корректировка принципов организации и деятель­ности госаппарата в зависимости от текущих задач государственного строи­тельства должна осуществляться в каждый конкретный исторический период развития страны. Это является важнейшей задачей, как государства, так и гра­жданского общества, так как сформулированными принципами определяются стратегия развития законодательства и тактика политико-правовой практики. Вместе с тем, независимо от особенностей отдельных государств и происходя­щих в них изменений, в их организации и деятельности есть общие относитель­но постоянные принципы.

Принципы могут быть закреплены в конкретных нормах, но могут и ло­гически выводиться из их совокупности. Весьма важной представляется про­блема законодательного выражения принципов. По этому вопросу нет единой точки зрения среди ученых-правоведов.

По мнению М.И. Байтина принципы, о которых идет речь, - это законо­дательно закрепленные отправные начала, идеи и требования, лежащие в осно­ве формирования, организации и функционирования механизма государства[1].

Иной точки зрения придерживается М.Н. Марченко. Он полагает, что, принципы организации и деятельности государственного механизма - это наи­более важные отправные начала, идеи и требования, лежащие в основе его по­строения и функционирования[2].

Компромиссный вариант предлагает С.В. Привалова. По ее мнению принципы организации и деятельности государственного механизма - это на­учные и нормативные положения, представляющие собой достоверные и кон­центрированные знания об определенных закономерностях, отношениях, явле­ниях и процессах[3].

Точка зрения М.Н. Марченко представляется нам наиболее обоснованной. Дело в том, что далеко не все принципы государственного механизма прямо за­крепляются в законах. Некоторые из них закрепляются косвенным путем. Дру­гие не имеют нормативного закрепления вовсе (сочетание коллегиальности и единоначалия; экономичность государственной службы). Как справедливо от­мечает М.Н. Марченко, трудно назвать государство, в котором все или хотя бы основные принципы организации и деятельности государственного механизма формализовывались, нормативно закреплялись. Тем не менее, они существуют и в той или иной мере реализуются[4].

В научной литературе отмечается целесообразность закрепления принци­пов в нормах конституционного, административного права. Нормативное за­крепление принципов внесло бы конкретность и устойчивость в управленче­скую среду, позволило бы более полно представить себе структуру, функции этого обновленного государственного института.

С этой точки зрения следует отметить в качестве позитивного тот факт, что в Конституции Российской Федерации закреплен ряд принципов исполни­тельной власти. Например, ст. 3 закрепляет принцип народовластия, ч. 3 ст. 5 - принцип федерализма, ч. 2 ст. 77 - принцип единства исполнительной власти ит. д.

Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод: принципы организа­ции и деятельности государственного механизма - это наиболее важные от­правные начала, идеи и требования, лежащие в основе его построения и функ­ционирования. Они раскрывают сущность, социальное содержание и назначе­ние, основные цели и задачи государственного механизма.

К принципам, по справедливому мнению В.Л. Кулапова, предъявляются следующие требования: 1) непротиворечивость; 2) полнота; 3) относительная самостоятельность[5]. В своей совокупности принципы обеспечивают единство, согласованность и общественно необходимое содержание деятельности госу­дарственных органов.

Прежде чем перейти к анализу принципов организации и деятельности механизма современного Российского государства, следует обратиться к исто­рии вопроса. В бытность СССР, в советской политико-юридической теории и практике в качестве наиболее важных принципов организации и деятельности государственного механизма в нашем государстве считались следующие: наро­довластие; принцип партийного руководства; подчинения аппарата политике; принцип демократического централизма; гласности; социалистической закон­ности; интернационализма и социалистического федерализма; принцип равно­правия национальностей; научного планирования, координации, учета и кон­троля деятельности государственного механизма; союз рабочего класса с кре­стьянством; дружба народов СССР; мирное сосуществование стран с различ­ными социально-политическими системами и другие[6].

В настоящее время вопрос о перечне принципов государственного меха­низма отличается большой вариативностью. Так, по мнению Ю.М. Козлова, на­званные принципы сводятся к: принципу федерализма, принципу сочетания централизации и децентрализации, принципу законности[7]. Такой подход инте­ресен, но представляется явно недостаточным, не раскрывающим объемности и богатства содержания анализируемого явления.

Б.П. Елисеев выделяет следующие принципы организации и деятельности механизма государства: 1) принцип федерализма; 2) принцип системности этих

органов; 3) принцип иерархии, подчинения нижестоящих органов власти выше­стоящим; 4) принцип централизации, децентрализации функций и решения этой проблемы в самой системе; 5) принцип дифференциации (разделения) и фиксирования функций и полномочий; 6) принцип профессионализма и компе­тентности; 7) принцип законности; 8) принцип гласности; 9) принцип наделе­ния функциями и полномочиями и путем передачи одной частью (подсисте­мой), например органами исполнительной власти, другой ее части (подсистеме) части своих полномочий; 10) принцип взаимодействия и согласованного функ­ционирования органов законодательной, исполнительной и судебной власти;

11)     принцип участия граждан в формировании (избрании) органов законода­тельной и исполнительной власти; 12) принцип контроля в процессе организа­ции и функционирования органов власти[8].

М.И. Байтин делит принципы государственного механизма на общие, от­носящиеся к механизму государства в целом, ко всем составляющим его госу­дарственным органам, и частные, действие которых распространяется лишь на некоторые звенья государственного механизма, отдельные органы или группы органов. Общие принципы, в свою очередь, подразделяются на принципы, вы­раженные в Конституции РФ (народовластие, гуманизм, федерализм, разделе­ние властей, законность) и принципы, закрепляемые в федеральных законах[9].

К числу последних М.И. Байтин относит: верховенство Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативно-правовыми актами, должност­ными инструкциями при исполнении государственными служащими должност­ных обязанностей; приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непо­средственное действие; обязанность государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина; единство сис­темы государственной власти, разграничение предметов ведения между Рос­сийской Федерацией и субъектами Российской Федерации; равный доступ гра­ждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессио­нальной подготовкой; обязательность для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством Российской Фе­дерации; единство основных требований, предъявляемых к государственной службе; профессионализм и компетентность государственных служащих; глас­ность в осуществлении государственной службы; ответственность государст­венных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, за неиспол­нение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей; вне- партийность государственной службы; отделение религиозных объединений от государства; стабильность кадров государственных служащих в государствен­ных органах[10].

 


[1] См.: Байтин М.И. Сущность и основные функции социалистического государства. Саратов, 1979. С. 219-

[2] См.: Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1996. С. 123.

[3] См.: Привалова С.В. Принципы организации государственной службы современной России. Автореферат дисс. ...канд. юрид. наук. М., 1999. С. 6.

[4] См.: Теория государства и права. Курс лекций. / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1996. С. 123

[5] См.: Кулапов ВЛ. Теория государства и права: учебное пособие. - 3-е изд., испр. и доп. Саратов, 2005. С. 115.

[6] См., например: Василенков П.Т. Органы советского государства и их система на современном этапе. М., 1967. С. 53; Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1996. С. 122; Байтин М.И. Сущ­ность и основные функции социалистического государства. Саратов, 1979.

[7] См.: Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. М., 1994. С. 113-116.

[8] См.: Елисеев Б.П. Система органов государственной власти в Российской Федерации. Дисс... доктора юрид. наук. М., 1998. С. 29-30.

[9] См.: Байтин М.И. Механизм современного Российского государства// Правоведение. 1996. № 3. С. 4-15.

[10] См.: Байтин М.И. Механизм современного Российского государства//Правоведение. 1996. № 3. С. 4-15.

 

 

Вся работа доступна по ссылке

https://mydisser.com/ru/catalog/view/36513.html  

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений Рейтинг: Учеба

© 2006-2024. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.