Быстрый переход к готовым работам
|
Принципы организации и деятельности механизма государстваВ основу функционирования государственного аппарата положены принципы - наиболее важные, ключевые идеи, которые раскрывают сущность и социальное назначение государства, его цели и задачи. Принципы организации и деятельности механизма государства носят объективный характер. Но они не являются чем-то раз и навсегда данным. Одни принципы «приживаются» в государстве, развиваются, другие по мере изменения государственно-правовой действительности отпадают. Корректировка принципов организации и деятельности госаппарата в зависимости от текущих задач государственного строительства должна осуществляться в каждый конкретный исторический период развития страны. Это является важнейшей задачей, как государства, так и гражданского общества, так как сформулированными принципами определяются стратегия развития законодательства и тактика политико-правовой практики. Вместе с тем, независимо от особенностей отдельных государств и происходящих в них изменений, в их организации и деятельности есть общие относительно постоянные принципы. Принципы могут быть закреплены в конкретных нормах, но могут и логически выводиться из их совокупности. Весьма важной представляется проблема законодательного выражения принципов. По этому вопросу нет единой точки зрения среди ученых-правоведов. По мнению М.И. Байтина принципы, о которых идет речь, - это законодательно закрепленные отправные начала, идеи и требования, лежащие в основе формирования, организации и функционирования механизма государства[1]. Иной точки зрения придерживается М.Н. Марченко. Он полагает, что, принципы организации и деятельности государственного механизма - это наиболее важные отправные начала, идеи и требования, лежащие в основе его построения и функционирования[2]. Компромиссный вариант предлагает С.В. Привалова. По ее мнению принципы организации и деятельности государственного механизма - это научные и нормативные положения, представляющие собой достоверные и концентрированные знания об определенных закономерностях, отношениях, явлениях и процессах[3]. Точка зрения М.Н. Марченко представляется нам наиболее обоснованной. Дело в том, что далеко не все принципы государственного механизма прямо закрепляются в законах. Некоторые из них закрепляются косвенным путем. Другие не имеют нормативного закрепления вовсе (сочетание коллегиальности и единоначалия; экономичность государственной службы). Как справедливо отмечает М.Н. Марченко, трудно назвать государство, в котором все или хотя бы основные принципы организации и деятельности государственного механизма формализовывались, нормативно закреплялись. Тем не менее, они существуют и в той или иной мере реализуются[4]. В научной литературе отмечается целесообразность закрепления принципов в нормах конституционного, административного права. Нормативное закрепление принципов внесло бы конкретность и устойчивость в управленческую среду, позволило бы более полно представить себе структуру, функции этого обновленного государственного института. С этой точки зрения следует отметить в качестве позитивного тот факт, что в Конституции Российской Федерации закреплен ряд принципов исполнительной власти. Например, ст. 3 закрепляет принцип народовластия, ч. 3 ст. 5 - принцип федерализма, ч. 2 ст. 77 - принцип единства исполнительной власти ит. д. Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод: принципы организации и деятельности государственного механизма - это наиболее важные отправные начала, идеи и требования, лежащие в основе его построения и функционирования. Они раскрывают сущность, социальное содержание и назначение, основные цели и задачи государственного механизма. К принципам, по справедливому мнению В.Л. Кулапова, предъявляются следующие требования: 1) непротиворечивость; 2) полнота; 3) относительная самостоятельность[5]. В своей совокупности принципы обеспечивают единство, согласованность и общественно необходимое содержание деятельности государственных органов. Прежде чем перейти к анализу принципов организации и деятельности механизма современного Российского государства, следует обратиться к истории вопроса. В бытность СССР, в советской политико-юридической теории и практике в качестве наиболее важных принципов организации и деятельности государственного механизма в нашем государстве считались следующие: народовластие; принцип партийного руководства; подчинения аппарата политике; принцип демократического централизма; гласности; социалистической законности; интернационализма и социалистического федерализма; принцип равноправия национальностей; научного планирования, координации, учета и контроля деятельности государственного механизма; союз рабочего класса с крестьянством; дружба народов СССР; мирное сосуществование стран с различными социально-политическими системами и другие[6]. В настоящее время вопрос о перечне принципов государственного механизма отличается большой вариативностью. Так, по мнению Ю.М. Козлова, названные принципы сводятся к: принципу федерализма, принципу сочетания централизации и децентрализации, принципу законности[7]. Такой подход интересен, но представляется явно недостаточным, не раскрывающим объемности и богатства содержания анализируемого явления. Б.П. Елисеев выделяет следующие принципы организации и деятельности механизма государства: 1) принцип федерализма; 2) принцип системности этих органов; 3) принцип иерархии, подчинения нижестоящих органов власти вышестоящим; 4) принцип централизации, децентрализации функций и решения этой проблемы в самой системе; 5) принцип дифференциации (разделения) и фиксирования функций и полномочий; 6) принцип профессионализма и компетентности; 7) принцип законности; 8) принцип гласности; 9) принцип наделения функциями и полномочиями и путем передачи одной частью (подсистемой), например органами исполнительной власти, другой ее части (подсистеме) части своих полномочий; 10) принцип взаимодействия и согласованного функционирования органов законодательной, исполнительной и судебной власти; 11) принцип участия граждан в формировании (избрании) органов законодательной и исполнительной власти; 12) принцип контроля в процессе организации и функционирования органов власти[8]. М.И. Байтин делит принципы государственного механизма на общие, относящиеся к механизму государства в целом, ко всем составляющим его государственным органам, и частные, действие которых распространяется лишь на некоторые звенья государственного механизма, отдельные органы или группы органов. Общие принципы, в свою очередь, подразделяются на принципы, выраженные в Конституции РФ (народовластие, гуманизм, федерализм, разделение властей, законность) и принципы, закрепляемые в федеральных законах[9]. К числу последних М.И. Байтин относит: верховенство Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативно-правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей; приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие; обязанность государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина; единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации; равный доступ граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой; обязательность для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством Российской Федерации; единство основных требований, предъявляемых к государственной службе; профессионализм и компетентность государственных служащих; гласность в осуществлении государственной службы; ответственность государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей; вне- партийность государственной службы; отделение религиозных объединений от государства; стабильность кадров государственных служащих в государственных органах[10].
[1] См.: Байтин М.И. Сущность и основные функции социалистического государства. Саратов, 1979. С. 219- [2] См.: Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1996. С. 123. [3] См.: Привалова С.В. Принципы организации государственной службы современной России. Автореферат дисс. ...канд. юрид. наук. М., 1999. С. 6. [4] См.: Теория государства и права. Курс лекций. / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1996. С. 123 [5] См.: Кулапов ВЛ. Теория государства и права: учебное пособие. - 3-е изд., испр. и доп. Саратов, 2005. С. 115. [6] См., например: Василенков П.Т. Органы советского государства и их система на современном этапе. М., 1967. С. 53; Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1996. С. 122; Байтин М.И. Сущность и основные функции социалистического государства. Саратов, 1979. [7] См.: Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. М., 1994. С. 113-116. [8] См.: Елисеев Б.П. Система органов государственной власти в Российской Федерации. Дисс... доктора юрид. наук. М., 1998. С. 29-30. [9] См.: Байтин М.И. Механизм современного Российского государства// Правоведение. 1996. № 3. С. 4-15. [10] См.: Байтин М.И. Механизм современного Российского государства//Правоведение. 1996. № 3. С. 4-15.
Вся работа доступна по ссылке |
|