У нас уже 21989 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Правовые основы деятельности государственных служащих

Совершенствование эффективности функционирования государственно­го аппарата тесно связано с созданием принципиально новой системы правово­го регулирования государственной службы.

Термин «служба» в русском языке имеет несколько значений. Во-первых, службами именуются многие органы государственной исполнительной власти (например, Федеральная служба безопасности), во-вторых, под службой пони­мается один из видов социально полезной деятельности. Статус служащего ха­рактеризуется тем, что он призван служить человеку, обществу, государству. Имея объектом своего трудового воздействия человека, его сознание, он свои­ми служебными действиями вызывает юридические последствия для других лиц, с которыми он взаимодействует[1].

Выделяют различные виды служебной деятельности. С точки зрения на­правленности на решение различных задач служба подразделяется на частную службу и публичную.

Частная служба - это профессиональная деятельность по обслуживанию частных лиц (физических и юридических), преследующая достижение целей конкретного индивида и организации.

Публичная служба обязана своим происхождением государству. С его возникновением и развитием стала развиваться и служба, являясь необходимым элементом управления, и имея своим назначением реализацию задач и функций государства в разнообразных областях жизнедеятельности общества. Публич­ная служба представляет собой профессиональную деятельность по исполне­нию полномочий федеральных органов власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправле­ния и образуемых ими публичных объединений, фондов, учреждений и органи-

 

заций[2]. Под публичностью службы в данном случае понимается ее направлен­ность на достижение общественного (публичного) блага.

Известный русский юрист Н.М. Коркунов еще в конце XIX века опреде­лил государственную службу как деятельность на пользу государства, как «особое публично-правовое отношение служащего к государству, основанное на подчинении и имеющее своим содержанием обязательную деятельность, со­вершаемую от лица государства и направленную к осуществлению определен­ной задачи государственной деятельности»[3].

Специфика деятельности служащего в государственных органах состоит в том, что он не создает непосредственно материальных ценностей, но обеспе­чивает условия для материального производства, у него особый предмет труда, информация, являющаяся и средством воздействия, которую он собирает, обра­батывает, хранит, создает. Он воздействует на людей, обслуживает их, делает это возмездно, то есть за определенное вознаграждение из средств государст­венного бюджета и занимает должность (имеет собственный статус)[4]. В связи с этим можно выделить и черты самой государственной службы:

государственная служба создается как публичный институт в интересах всех граждан. Он призван обеспечить реализацию государственной власти, ак­кумулировать и обеспечивать соблюдение законных прав и интересов граждан РФ;

государственная служба - важнейший социальный институт, носит демо­кратический характер и подконтрольна гражданскому обществу. Социальная общность государственных служащих реализует волю народа посредством ис­полнения властных полномочий, нацеленных на решение социальных задач в интересах всех граждан;

государственная служба - правовой институт. Государственные служа­щие действуют на основе законов и других нормативных правовых актов от имени государства, и последствия их деятельности носят политический харак­тер;

государственная служба - организационный институт, призванный осу­ществлять и обеспечивать упорядоченное и эффективное функционирование системы государственной власти. Его организация должна быть адекватна це­лям и задачам механизма государства;

государственная служба осуществляется на профессиональной основе. Общество заинтересовано в качественном государственном управлении. Это диктует высокие требования к уровню профессионализма и компетентности го­сударственных служащих.

Резюмируя изложенное, можно констатировать, что государственная служба представляет собой сложный социально-правовой институт, изучение которого требует комплексного анализа социальных и юридических основ про­фессиональной деятельности в органах государственной власти.

В научной литературе традиционным остается определение государст­венной гражданской службы данное В.М. Манохиным, согласно которому го­сударственная служба представляет собой одну из сторон (частей) деятельно­сти государства по организации и правовому регулированию личного состава государственных органов и других государственных организаций, а также саму деятельность этого личного состава - государственных служащих по практиче­скому и непосредственному осуществлению задач и функций государства[5].

В юридической литературе государственная служба (государственные служащие) рассматривается традиционно в связи с анализом вопроса о субъек­тах административного права. Однако государственные служащие выделяются как субъекты реализации управленческих и других государственных функций, как участники осуществления компетенции государственных органов (органов местного самоуправления) для решения множества других, более конкретных задач во всех сферах общественной жизни и с помощью разных отраслей зако­нодательства. Государственная служба регулируется нормами не только адми­нистративного права, но и нормами других отраслей права (трудового, финан­сового, и др.). И в данном своем статусе она должна являться предметом обще­теоретического исследования.

По отношению к законодательству о государственной службе и Закону о государственной гражданской службе трудовое законодательство России ис­пользуется на основе субсидиарности. На государственную службу распро­страняются нормы права социального обеспечения. Помимо устанавливаемых специальных социальных гарантий для государственных служащих, в связи со специфичностью деятельности, на них распространяются и социальные гаран­тии, предусмотренные для всего населения. Направленность деятельности слу­жащих на обслуживание населения порождает и гражданские правоотношения.

Государственную службу можно исследовать с двух точек зрения: как теоретическую конструкцию и как практику законодательного (нормативно­правового) регулирования государственно-служебных отношений. Правовой аспект государственной службы позволяет увидеть юридическое установление государственно-служебных отношений, при реализации которых достигается практическое выполнение должностных обязанностей и полномочий государ­ственных служащих и компетенции государственных органов.

 


[1] См.: Конин Н.М. Административное право России. М., 2004. С. 142-143.

[2] См.: Правовое регулирование государственной гражданской службы в Российской Федерации: Учеб пособие / Колл. авт. Саратов, 2006. С. 6.

[3] Коркунов Н.М. Российское государственное право. Т.1: Введение и общая часть. 2-ое изд. Спб., 1893. С.280.

[4] Служба в государственных и общественных организациях / Под ред. Д.Н. Бахраха. Свердловск, 1986. С. 4.

[5] См.: Манохин В.М. Советская государственная служба. М., 1966. С. 4-5; Он же: Государственная служба // Государственное управление и право. М., 1978. С. 292.

 

 

Вся работа доступна по ссылке

https://mydisser.com/ru/catalog/view/36513.html  

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2024. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.