Быстрый переход к готовым работам
|
Правовые основы деятельности государственных служащихСовершенствование эффективности функционирования государственного аппарата тесно связано с созданием принципиально новой системы правового регулирования государственной службы. Термин «служба» в русском языке имеет несколько значений. Во-первых, службами именуются многие органы государственной исполнительной власти (например, Федеральная служба безопасности), во-вторых, под службой понимается один из видов социально полезной деятельности. Статус служащего характеризуется тем, что он призван служить человеку, обществу, государству. Имея объектом своего трудового воздействия человека, его сознание, он своими служебными действиями вызывает юридические последствия для других лиц, с которыми он взаимодействует[1]. Выделяют различные виды служебной деятельности. С точки зрения направленности на решение различных задач служба подразделяется на частную службу и публичную. Частная служба - это профессиональная деятельность по обслуживанию частных лиц (физических и юридических), преследующая достижение целей конкретного индивида и организации. Публичная служба обязана своим происхождением государству. С его возникновением и развитием стала развиваться и служба, являясь необходимым элементом управления, и имея своим назначением реализацию задач и функций государства в разнообразных областях жизнедеятельности общества. Публичная служба представляет собой профессиональную деятельность по исполнению полномочий федеральных органов власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления и образуемых ими публичных объединений, фондов, учреждений и органи-
заций[2]. Под публичностью службы в данном случае понимается ее направленность на достижение общественного (публичного) блага. Известный русский юрист Н.М. Коркунов еще в конце XIX века определил государственную службу как деятельность на пользу государства, как «особое публично-правовое отношение служащего к государству, основанное на подчинении и имеющее своим содержанием обязательную деятельность, совершаемую от лица государства и направленную к осуществлению определенной задачи государственной деятельности»[3]. Специфика деятельности служащего в государственных органах состоит в том, что он не создает непосредственно материальных ценностей, но обеспечивает условия для материального производства, у него особый предмет труда, информация, являющаяся и средством воздействия, которую он собирает, обрабатывает, хранит, создает. Он воздействует на людей, обслуживает их, делает это возмездно, то есть за определенное вознаграждение из средств государственного бюджета и занимает должность (имеет собственный статус)[4]. В связи с этим можно выделить и черты самой государственной службы: государственная служба создается как публичный институт в интересах всех граждан. Он призван обеспечить реализацию государственной власти, аккумулировать и обеспечивать соблюдение законных прав и интересов граждан РФ; государственная служба - важнейший социальный институт, носит демократический характер и подконтрольна гражданскому обществу. Социальная общность государственных служащих реализует волю народа посредством исполнения властных полномочий, нацеленных на решение социальных задач в интересах всех граждан; государственная служба - правовой институт. Государственные служащие действуют на основе законов и других нормативных правовых актов от имени государства, и последствия их деятельности носят политический характер; государственная служба - организационный институт, призванный осуществлять и обеспечивать упорядоченное и эффективное функционирование системы государственной власти. Его организация должна быть адекватна целям и задачам механизма государства; государственная служба осуществляется на профессиональной основе. Общество заинтересовано в качественном государственном управлении. Это диктует высокие требования к уровню профессионализма и компетентности государственных служащих. Резюмируя изложенное, можно констатировать, что государственная служба представляет собой сложный социально-правовой институт, изучение которого требует комплексного анализа социальных и юридических основ профессиональной деятельности в органах государственной власти. В научной литературе традиционным остается определение государственной гражданской службы данное В.М. Манохиным, согласно которому государственная служба представляет собой одну из сторон (частей) деятельности государства по организации и правовому регулированию личного состава государственных органов и других государственных организаций, а также саму деятельность этого личного состава - государственных служащих по практическому и непосредственному осуществлению задач и функций государства[5]. В юридической литературе государственная служба (государственные служащие) рассматривается традиционно в связи с анализом вопроса о субъектах административного права. Однако государственные служащие выделяются как субъекты реализации управленческих и других государственных функций, как участники осуществления компетенции государственных органов (органов местного самоуправления) для решения множества других, более конкретных задач во всех сферах общественной жизни и с помощью разных отраслей законодательства. Государственная служба регулируется нормами не только административного права, но и нормами других отраслей права (трудового, финансового, и др.). И в данном своем статусе она должна являться предметом общетеоретического исследования. По отношению к законодательству о государственной службе и Закону о государственной гражданской службе трудовое законодательство России используется на основе субсидиарности. На государственную службу распространяются нормы права социального обеспечения. Помимо устанавливаемых специальных социальных гарантий для государственных служащих, в связи со специфичностью деятельности, на них распространяются и социальные гарантии, предусмотренные для всего населения. Направленность деятельности служащих на обслуживание населения порождает и гражданские правоотношения. Государственную службу можно исследовать с двух точек зрения: как теоретическую конструкцию и как практику законодательного (нормативноправового) регулирования государственно-служебных отношений. Правовой аспект государственной службы позволяет увидеть юридическое установление государственно-служебных отношений, при реализации которых достигается практическое выполнение должностных обязанностей и полномочий государственных служащих и компетенции государственных органов.
[1] См.: Конин Н.М. Административное право России. М., 2004. С. 142-143. [2] См.: Правовое регулирование государственной гражданской службы в Российской Федерации: Учеб пособие / Колл. авт. Саратов, 2006. С. 6. [3] Коркунов Н.М. Российское государственное право. Т.1: Введение и общая часть. 2-ое изд. Спб., 1893. С.280. [4] Служба в государственных и общественных организациях / Под ред. Д.Н. Бахраха. Свердловск, 1986. С. 4. [5] См.: Манохин В.М. Советская государственная служба. М., 1966. С. 4-5; Он же: Государственная служба // Государственное управление и право. М., 1978. С. 292.
Вся работа доступна по ссылке |
|