У нас уже 21989 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Тренировка фонематического слуха как основа эффективного обучения аудированию курсантов

Постулат о том, что процесс формирования речевых аудитивных на­выков и умений, базирующийся на слуховой рецепции, является общепри­знанным (Гез, 1989; Зимняя, 1973; Кочкина, 1968; Халеева, 1989; Елухина,

1989, 1996; Салтовская, 1975; Идрисов, 1987; Сайдилиев, 1981; Вовк, 1985; Егоров, 1985; Лобанов, 1991; Шишло, 2002 и др.).

Слуховая рецепция, в свою очередь, обеспечивается умением комму­никанта (реципиента) идентифицировать на слух звуковой поток иноязыч­ной речи.

На данное обстоятельство обратила внимание Н.И. Гез, утверждая, что «успешность смыслового восприятия во многом зависит от способности реципиента различать на слух звуки, звукосочетания, просодические призна­ки речи и удерживать в памяти их акустические качества, т. е. от сформиро­ванное™ речевого слуха — интонационного и фонематического» (Гез, 1962, с. 32).

Ключевым понятием в приведённой цитате нам представляется поня­тие «фонематический слух» (Кочкина, 1968, 1973; Зимняя, 1972, 1973), ка­сающегося слухового восприятия.

Фонематический слух — (от греч. «рЬбпёта» — голос, звук, речь) это форма слуха, выраженная способностью человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка (Психология. Иллюстри­рованный словарь, 2003).

Благодаря фонематическому слуху, обучаемые способны различать фонемы или смыслоразличительные элементы изучаемого иностранного языка. Казалось бы аксиоматичным, что для успешного обучения аудирова­нию одним из главных условий должно стать целенаправленное развитие, или, точнее сказать, тренировка фонематического слуха обучаемых, что бу­дет способствовать оптимизации процесса обучения восприятию иноязыч­ной речи на слух. Однако практика свидетельствует об обратном: мы не на­шли ни одного учебного пособия, в котором была бы разработана стройная система упражнений или заданий для тренировки фонематического слуха, в то время как курсанты испытывают значительные трудности при восприятии реплик диалогов профессионального авиационного радиообмена. Курсанты военного авиационного вуза не всегда «слышат» звуковой поток, не разли­чают уровни отношений между словами, не способны выделить лексические единицы из состава предложений и определить их последовательность, что, в свою очередь, ведёт к искажению смысла эталонных фраз радиообмена или их потере вообще. Причину данных трудностей следует искать в нетрениро- ванности фонематического слуха курсантов, следствием чего являются:

-                       нечёткое различение на слух фонем в чужой речи;

-                       неподготовленность к элементарным формам звукового анализа и синтеза;

-                       затруднение при анализе звукового состава речи.

Таким образом, в массовой практике преподавания английского языка в трудных условиях, к которым со всей очевидностью можно отнести выс­шие авиационные училища (военные институты), имеет место не всегда пси­хологически обоснованная методика обучения иностранному языку и ауди­рованию, в частности. Курсантам приходится преодолевать немалые трудно­сти в достижении поставленных целей.

В основу разрабатываемой нами методики обучения аудированию курсантов авиационного вуза положена идея тренировки фонематического слуха обучаемых.

В этой связи представляется целесообразным обратиться к рассмотре­нию основных психофизиологических характеристик фонематического слу­ха и его механизмов как непременного условия разработки упражнений и за­даний для его тренировки.

В психофизиологических исследованиях установлено, что во внут­реннем ухе человека находится звуковоспринимающее устройство — кортиев орган, как лабиринт, который содержит наружные и внутренние слуховые клетки, свободно плавающие в лимфе. При звуковых колебаниях они прихо­дят в движение, что приводит к возникновению нервного импульса. Здесь же нервными окончаниями начинается сложный многозвенный путь от уха в

 

височную область коры больших полушарий — слуховую зону мозга. В раз­ных частях кортиева органа находятся клетки, приходящие в движение по причине колебаний разной частоты и воздействующие на нервные оконча­ния, что является причиной преобразования механических колебаний в нервные импульсы, идущие в кору мозга, где также имеются участки для звуков разной высоты. Информация, получаемая правым и левым ухом, по­ступает в оба полушария мозга, но для обработки этой информации каждое из полушарий берёт свою часть. Функция правого — анализ голоса и интона­ции, в то время как задача левого полушария — распознавание фонем. При поражении левого полушария речь воспринимается как нерасчленённый зву­ковой поток, при поражении правого — резко нарушается восприятие инто­наций (Хомская, 1987; Данилова, 1998).

Специализация полушарий головного мозга при восприятии звучащей речи обусловливает наличие двух основных компонентов речевого слуха — фонематического и интонационного. Несмотря на определённый паралле­лизм в механизмах фонематического и интонационного слуха (интонацион­ные средства языка имеют ту же материальную природу, что и фонемы — волновые колебания определённой частоты, спектра, длительности и интен­сивности), компоненты речевого слуха являются относительно самостоя­тельными образованиями.

Таким образом, «фонематический слух - это способность слушающе­го различать фонемы, или смыслоразличительные звуки данного языка, на которых основан звуковой анализ отдельных элементов речи (звуков, слогов, слов), т.е. способность к анализу и синтезу речевых звуков» (Фролова, 1999, с. 54).

Известно, что каждый язык (русский, английский) характеризуется своим набором фонематических признаков, которые создают его звуковую структуру. Фонемами обозначаются совокупности звуковых различительных признаков языка, совокупности определённых признаков звуков речи, кото­рые позволяют различать слова данного языка, различительные единицы звукового строя языка. В каждом языке одни признаки выступают как смыс­лоразличительные, другие — как несущественные.

 

 

Вся работа доступна по ссылке

https://mydisser.com/ru/catalog/view/31597.html  

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2024. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.