У нас уже 21989 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Содержание комплекса упражнений для развития фонематического слуха у курсантов в процессе обучения радиообмену

В специальной литературе имеются заслуживающие внимания мето­дические решения проблем обучения аудированию в условиях, подобных рассматриваемым. В частности, исследуя проблему обучения аудированию будущих судоводителей в условиях радиокоммуникации на море, М.З. Шишло разработала оригинальный обучающий комплекс упражнений, содержанием которого явились аутентичные аудиоматериалы из живого эфира. Автор, воспользовавшись аудиозаписями реальной радиокоммуника­ции, отобрала для обучающего комплекса наиболее трудные, типичные по своим произносительным особенностям, фрагменты. Использование ауди- тивных упражнений, созданных на материале живого радиоэфира, оказалось, как утверждает автор, эффективным для подготовки будущих судоводителей

к радиообмену на английском языке.

Методика обучения радиообмену, разработанная М.З. Шишло, где бы он ни осуществлялся (в воздухе или на море), является, на наш взгляд, жиз­неспособной и результативной за счет использования материалов, адекват­ных контексту будущей профессиональной деятельности.

Однако мы не могли воспользоваться продуктивными методическими решениями М.З. Шишло, которые можно было бы экстраполировать из ус­ловий радиообмена на море в условия радиокоммуникации «Земля - Воз­дух», потому что сформулированная нами гипотеза определила иной ход ис­следования: проверка истинности выдвинутого нами предположения о том, что тренировка фонематического слуха курсантов авиационного вуза может стать фактором повышения эффективности упражнений для обучения собст­венно аудированию радиотелефонной фразеологии.

С учетом известной ограниченности радиотелефонной фразеологии мы предполагали, что с развитием фонематического слуха обучаемых они научатся адекватно воспринимать и точно понимать полный набор РТФ, не­обходимый и достаточный для обеспечения безопасности полетов.

Для тренировки, точнее сказать, обострения фонематического слуха необходимы специальные задания и упражнения, которые становятся неотъ­емлемой частью предлагаемой методики обучения восприятию и точному пониманию радиотелефонной фразеологии (См. 2.1.).

Таким образом, лингводидактической основой предлагаемой нами ме­тодики обучения аудированию радиотелефонной фразеологии курсантов авиационных вузов является не упреждение возможных трудностей воспри­ятия живого эфира радиообмена, а раскрытие «резервных возможностей личности обучаемых» (Китайгородская, 1982) за счет целенаправленного развития психофизиологических механизмов аудирования, прежде всего, развития фонематического слуха и оперативной памяти.

Развитие фонематического слуха обучаемых, таким образом, мы рас­сматриваем, как уже упоминалось, как необходимое условие качественного восприятия аудиосообщений, поскольку он обеспечивает и реализует все не­обходимые психофизиологические механизмы восприятия.

Комплекс упражнений для тренировки фонематического слуха пред­ставляет собой набор упражнений, направленных на развитие умений вслу­шиваться в звучащую иностранную речь, воспроизводить слово в его звуко­вой целостности, выполнять слоговый и словесный анализ, дифференциро­вать лексические единицы в условиях внешних помех, выделять смысловые вехи сообщений, воспроизводить синтагмы и отдельные фразы с заданным интонационным рисунком, сохраняя его.

Целью комплекса упражнений для тренировки фонематического слуха курсантов как условие эффективного обучения аудированию является фор­мирование таких умений, при овладении которыми они смогут восприни­мать и распознавать отдельные звуки в слове, дифференцировать слоги в словах, различать индивидуальные характеристики различных голосов. Дан­ный комплекс упражнений обеспечивает обучаемых способностью произво­дить анализ и синтез слов, представленных на слух, различать ударные слоги в словах, определять количество слов во фразе и распознавать предложения с различной интонационной окраской в речевом потоке. Мы предполагаем, что после выполнения упражнений, направленных на тренировку фонемати­ческого слуха, курсанты с большей результативностью будут овладевать умением восприятия и понимания радиотелефонной фразеологии на базе специальных упражнений.

При разработке комплекса упражнений для тренировки фонематиче­ского слуха курсантов учитывалось их основное предназначение — натрени­ровать (обострить) фонематический слух, который позволяет курсантам:

-                       слушать и распознавать звуки в слове;

-                       развивать умения к анализу и синтезу воспринимаемого на слух по­тока речи;

- не замечать различного рода помехи и шумы радиоэфира;

В соответствии с назначением подобраны упражнения, содержанием которых является: угадывание заданных звуков в словах; подбор слов с за­данным звуком; деление слов, воспринятых на слух, на слоги; деление сло­гов, воспринятых на слух, на звуки; сложение слогов, воспринятых на слух, из звуков; перестановка звуков, при которой меняется значение слова.

H.                  И. Жинкин, исследуя механизмы речи, подчёркивал первостепен- ность звукового кода. Буквенный код, - отмечал автор, - надо рассматривать как производный от звукового. Вследствие этого, первоначальным навыком, который необходимо сформировать у людей, изучающих иностранный язык, является умение вслушиваться в звуковой состав слов данного языка (Жин­кин, 1958).

Данный тезис является основополагающим в разработке упражнений для тренировки фонематического слуха курсантов авиационных вузов.

Ряд авторов исследовал проблемы формирования способности обу­чаемых дифференцировать фонемы. Несмотря на то, что данные исследова­ния проводились для иных целей и применительно к другим условиям, они могут оказаться полезными и для рассматриваемого нами случая.

Так, по мнению Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной всю систему работы по развитию у обучаемых способности дифференцировать фонемы можно условно разделить на шесть этапов:

I.                     Узнавание неречевых звуков.

2.                    Различение одинаковых звуков, звукокомплексов, слов, фраз по вы­соте, тембру голоса.

3.                    Различение слов, близких по звуковому составу.

4.                    Дифференциация слогов.

5.                    Дифференциация фонем.

6.                    Развитие навыков элементарного звукового анализа и синтеза (Фи- личева, Чиркина, 2002).

П.Я. Гальперин в свое время предлагал четыре этапа определения по­следовательности звуков в слове, что также может быть применено к проце­дуре тренировки фонематического слуха и оперативной памяти.

1.                     Составление предварительного представления о задании.

На этом этапе при помощи подчёркнутого произнесения отдельных звуков в слове обучаемым представляется возможность «проникнуть» в зву­ковую структуру слова, «прикоснуться» к ней.

2.                     Освоение действий с опорой на материализацию.

На этом этапе звуковую структуру слова представляют в виде матери­альных единиц — фишек и схем. Обучаемый видит клетки схемы (место зву­ков в слове), выбирает фишки-звуки и располагает их в схеме.

3.                     Освоение действия в плане громкой речи.

На данном этапе обучаемый последовательно проговаривает вслух предъявленные слова.

4.                     Внутреннее проговаривание, анализ и синтез звуков позволяет уве­личить объём оперативной памяти обучаемого (Гальперин, 1966).

А.Ф. Сохин предлагает следующую последовательность в подготовке учащихся к фонемному анализу:

1.                     Ознакомление со словом.

2.                     Ознакомление с предложением и составление его схемы.

3.                     Ознакомление со слоговым строением слова:

-                        схематическое изображение слогового состава;

-                        подбор слов с определённым количеством слогов;

-                        подбор слов с определённым слогом;

-                        подбор слов с заданным слогом в определённом месте слова;

-                        перестановка слогов в слове, чтобы получить новое слово;

-                        ознакомление с ударным слогом.

4.                       Ознакомление со звуковым строением слова:

-                        определение количества и порядка звуков в слове;

-                 определение мягкости и твёрдости согласного звука;

-                 определение звонкости и глухости согласного звука;

-                 умение слышать в начале слова два звука, а не один (Сохин, 1984).

Рассмотрев теоретические подходы ряда авторов к развитию фонема­тического слуха у обучаемых, мы разработали комплекс упражнений для тренировки фонематического слуха курсантов.

 

 

Вся работа доступна по ссылке

https://mydisser.com/ru/catalog/view/31597.html  

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2024. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.