У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Осознание личной значимости знаний в структуре мотивации учебной деятельности младших школьников

В настоящее время происходит формирование новой культурной парадигмы, ориентированной на ценности личности и утверждения их приоритета над ценностями общества и государства. Активно развивающаяся теория личностно ориентированного образования /Н. А. Алексеев, Е. В. Бондаревская,

В.   И. Генецинский, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др./ предоставляет широкие возможности для формирования у школьников эмоционально­оценочного отношения к миру, которое предполагает положительное отношение к иностранному языку и культуре народа, говорящего на этом языке, осознание ценности иноязычных знаний для самоопределения в окружающем мире. Что способствует развитию устойчивой внутренней мотивации учения и необходимых личностных качеств, с целью найти для себя ту профессиональную, социальную «нишу» в изменяющемся мире.

Теоретический аспект проблемы мотивации был представлен А. Н. Леонтьевым в работе «Психологические вопросы сознательности учения» /134/, где понятия значения и смысла раскрывают основы формирования мотивации учения. «... То, как думает, как чувствует человек и к чему он стремится, кажется нам зависящим от того, каковы его мышление, его чувства и стремления... мыслит, чувствует и стремится человек,... значит, главное заключается в том, чем для самого человека становятся те мысли и знания, которые мы у него воспитываем...» А. Н. Леонтьев продолжает эту мысль дальше: «... чтобы не формально усвоить материал, нужно не «отбыть»

 

обучение, а прожить его, нужно, чтобы обучение вошло в жизнь, чтобы оно имело жизненный смысл для учащегося».

Предметы, явления, знания объективно имеют значение. В значении находит отражение суть предмета, опыт предшествующих поколений. Школьники усваивают уже сложившуюся систему значений. Понимание учащимися жизненного значения знаний делает более осмысленным, сознательным их усвоение, побуждает, относится к учению более ответственно. Смысл, определяемый реальными мотивами учебной деятельности, характеризует собой сознательность усвоения школьником знаний. «Значит», делает вывод А. Н. Леонтьев, «недостаточно, чтобы ребенок усвоил объективное значение данного учебного предмета,... но нужно, чтобы он соответственным образом и внутренне отнеся к изучаемому, нужно воспитывать у него требуемое отношение к учению.» /34, -С. 11/. А для этого необходимо перевести объективно значимое в личностно значимое, уметь занять позицию учащегося, понять, что для него является в данный момент наиболее важным, значимым. Убежденность учащегося в необходимости, пользе тех или иных знаний создает смыслообразующий мотив. К сожалению, вопросы формирования «смыслов» не были предметом широких исследований применительно к младшему школьнику.

Однако можно выделить проследить ряд научных направлений, специально занимавшихся вопросами формирования мотивации учения. А. К. Маркова, определяя пути исследования мотивации учебной деятельности, считает возможным выделить несколько типов стратегии исследования мотивации /151,47-59/:

•        Изучение влияния мотивации на деятельность, изменений деятельности в зависимости от актуализации у ребенка различных мотивов.

•        Изучение генезиса самой мотивации в разные периоды школьного детства.

•        Изучение влияния формирования деятельности на становление мотивационной сферы. Одни исследователи здесь фиксируют связь между характером учения и мотивацией О. С. Гребенюк, М. В. Матюхина и др./,

 

другие авторы прослеживают изменение положительного отношения к учению в зависимости от отдельных вводимых факторов /Г. И. Щукина и др./.

В этом случае изменяются не только отдельные условия обучения, а организуется особый тип учения самих школьников, изменяется структура всей учебной деятельности учащихся, прослеживается изменения в мотивации /П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. К. Дусавицкий, В. В. Репкин, В. Ф. Моргун, Н. Ф. Талызина/.

Объективное значение знания иностранного яка для социализации личности, для нее профессионального самоопределении неоспоримо. В тоже время значимость этого знания для личности может и не существовать, или не осознаваться ею.

Специфика иностранного языка как учебного предмета может служить некоторым снованием складывающегося у школьников предубеждения, иногда критического и даже отрицательного их отношения как к очень трудному, практически не поддающемуся в условиях школьного обучения овладению предмету. «Изучение иностранных языков характеризует нередко как самое бесцельное занятие, поглощающее...у человека больше времени и сил, чем любое иное» /98, -С. 36/. «Учи, учи, никогда не выучишь», «Мне язык не дается», «Все равно говорить на нем не придется», «Очень трудный предмет»- эти и подобные высказывания учеников достаточно известны.

Действительно, изучение иностранного языка требует немало усилий, ежедневной и систематической мотивированной работы. Обучение иностранному языку детей младшего школьного возраста требует формирования необходимой мотивации в условиях нормального возрастного развития школьников и направленности их интересов на учебу, на приобретение знаний.

Личностное отношение к знаниям, осознание личностной значимости изучения иностранного языка может быть достигнуто в процессе творческой учебой деятельности по предмету, если обучение языку будет основываться на решении учебных задач, имеющих для школьников познавательно­коммуникативную ценность.

Психологические исследования доказывают, что организм реагирует на значимые для него раздражители. Еще И. П. Павлов заметил, что человеческий мозг производит отбор раздражителей, поступающих из окружающего мира. Связь, в коре головного мозга образуется с теми из них, которые имеют определенное значение для человека. В дальнейшем советские психологи и педагоги не раз наблюдали эту закономерность в учебно-воспитательном процессе.

Реализация личностного подхода в обучении младших школьников иностранному языку требует от преподавателя построения особого ода педагогического процесс, ориентированного на развитие и саморазвитие собственно личностных свойств индивида /15, -С. 20/, формирования личностно-смыслового отношения к процессу овладения иноязычной культурой, осознания значимости приобретаемых знаний.

С позиций личностного подхода мы рассматриваем интерес как определенную иерархию отношений, отражающую всеобщее отношение личности к миру. Проживание целостного отношения «я и мир» лежит в основе явления, которое мы называем личностным отношением.

 

 

Вся работа доступна по ссылке

https://mydisser.com/ru/catalog/view/41766.html   

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.