Быстрый переход к готовым работам
|
Сущность и особенности профессионального самоопределения подростковПроблема профессионального самоопределения имеет свою историю. Известно, например, что проверка и отбор на те или иные виды труда в соответствии со способностями и качествами человека практиковались еще в незапамятные времена. Так, в середине третьего тысячелетия до нашей эры в Древнем Вавилоне проводились испытания выпускников школ, где готовились писцы, а в Древнем Китае уже существовала система проверки способностей лиц, желавших занять должности правительственных чиновников и др. [170, С. 23-27]. По мере развития в человеческом обществе производственных отношений с проблемами выбора профессии столкнулось значительное число людей, которые стали мигрировать в поисках работы. При этом с данной проблемой столкнулись не только люди, ищущие работу, но и работодатели, перед которыми реально возник рынок рабочей силы, т.е. возможность выбирать наиболее достойных. В итоге к концу XIX - началу XX вв. сложилась необходимость в развитии специальных профориентационных служб, которые обслуживали бы значительные массы людей и которые отвечали бы потребностям как претендентов на новые рабочие места, так и предпринимателей, предлагающих эти места и готовых оплачивать профориентационные услуги. Само возникновение профессиональной ориентации обычно связывают с появлением первого кабинета профориентации в 1903 г. в Страсбурге (Франция) и бюро по выбору профессий в Бостоне (США) в 1908 г. Работа этих первых профориентационных служб основывалась на «трехфакторной модели» Ф. Парсонса, когда у претендента на те или иные профессии выявляли способности и психологические качества, соотносили их с требованиями профессий и, уже на основании этого, выдавали рекомендации о пригодности или несоответствии человека к данной профессии. Таким образом, можно заключить, что данная работа впервые строилась на научной основе. Однако, как отмечает Н.С. Пряжников [170, С.7], критерий появления профориентации, связанный с ростом и развитием крупной промышленности, является скорее социально-экономическим и не объясняет психологических причин возникновения проблемы профессионального самоопределения. С психологической точки зрения важно понять, что изменилось к этому времени в самом человеке. Если «феодальное общество, - пишет И.С. Кон, -строго ограничивало рамки его «свободного самоопределения», то «в новое время человек становится чем-то в результате своих собственных усилий. Развитое общественное производство и выросшая социальная мобильность расширили рамки и масштаб индивидуального выбора» [85, С.196]. Итак, особенностью нового времени стала реально возникшая перед значительными массами людей проблема свободы выбора (свободы самоопределения). В силу своей сложности она волнует специалистов разных профилей, в частности является предметом обсуждения многих философов. К примеру, М.М.Рубинштейн отмечает, что философия - это «не мертвые квадратики для похоронных распределений остатков живого, она не тупик, а выход по мосту проблемы смысла жизни...» [181, С.72]. Проблема самоопределения является не только философской, она в той или иной форме проявляется в самых разных гуманитарных направлениях и пронизывает все стороны человеческой жизни. По словам Н.С. Пряжникова [170, С.9], «культурно-историческая и социально-экономическая обусловленность возникновения профессиональной ориентации, а также ее связь со сложнейшими вопросами бытия человека, определяемыми проблемой свободы выбора, позволяют выдвинуть предположение о том, что уровень развития профориентации в том или ином обществе (стране) является одним из показателей реальной свободы выбора для большинства членов данного общества». Следует заметить, что в России первое бюро по профессиональной консультации возникло в 1927 г. при Ленинградской бирже труда. В расцвет профессиональной ориентации внесли вклад не только профконсультанты, но и педологи в школах [163]. 30-50-е годы XX в. были для России не самыми демократичными, и свобода выбора в этот период скорее декларировалась, нежели имела место в реальности. Период с конца 50-х до середины 60-х годов прошлого столетия характеризуется возрождением некоторых свобод и именно в это время как бы заново возрождается отечественная система профессиональной ориентации. Однако с конца 60-х до середины 80-х годов XX в. в стране вновь усилились тоталитарно-бюрократические тенденции, что сразу же сказалось на развитии профориентации. Как справедливо подчеркивает Н.С. Пряжников [170, С. 10], на этот раз ее не запрещали, а ограничивали определенными рамками, обусловленными целесообразностью укрепления обороны, развития народного хозяйства и «потребностями общества», но очень часто не потребностями самих людей. С середины 80-х годов прошлого века в связи с демократизацией общественной жизни свободы стало намного больше и появилось известное постановление «О реформе общеобразовательной и профессиональной школы» (1984), давшее значительный импульс для развития профессиональной ориентации. В стране было открыто свыше 60 региональных Центров профессиональной ориентации молодежи, во многих школах появились кабинеты профориентации, началась активная подготовка профконсультантов. Вместе с тем, начиная с 1991-92 гг. XX в., социально-экономические проблемы, захлестнувшие страну привели к снижению возможности выбора профессии и места работы, что повлекло за собой снижение уровня развития профориентации. Особенность настоящего периода состоит в том, что в общеобразовательной школе усиливаются тенденции профильной дифференциации обучения, в связи с чем вновь возникает необходимость систематической, глубокой профориентационной работы с учащимися. Уже сейчас с развитием рынка труда педагогическим сообществом предпринимаются шаги по формированию у школьников внутренней потребности и готовности к полноценному, свободному профессиональному и личностному самоопределению. Обратимся к сущности профессионального самоопределения. По утверждению Н.С.Пряжникова [170, С.13], определение сущности профессионального самоопределения является до сих пор нерешенной задачей и поэтому обращение к данной проблеме занимает важное место в творческом поиске не только педагогов и психологов, но и представителей других направлений науки. В отечественной психолого-педагогической науке накоплен определенный опыт в области теории профессионального самоопределения, который во многом предопределил современные подходы к данной проблеме. Мы имеем в виду классические исследования в области профессиональной ориентации и профконсультирования (А.Е.Голомшток, Л.А.Йовайши, Е.А.Климов, В.В.Назимов, Б.А.Федоришин, С.Н.Чистякова и др.), о которых упоминалось выше. Особенностью этих исследований является все более усиливающееся внимание к личностным аспектам профессионального самоопределения. Несомненный интерес для развития теории профессионального самоопределения представляют идеи «событийного подхода» при планировании и рассмотрении жизненного пути человека, разрабатываемые Е.И.Головахой и А.А.Кроником [42], а также близкие к ним рассуждения В.М.Розина [176] о построении судьбы как «художественного творчества», характерного для людей искусства. Для теоретического анализа и обобщения представляются важными работы зарубежных исследователей в области профессионального самоопределения, психологии труда и роли профконсультанта. Например, Дж. Крумболыд и Р. Киннер рассматривают роль профконсультанта как «менторскую», воспитывающую, как поставщика информации клиенту. Предлагая концепцию профессионального развития, А.Маслоу [237] выделил в качестве центрального понятия самоактуализацию - как стремление человека совершенствоваться, выражать, проявлять себя в значимом для себя деле. Одной из наиболее интересных и прогрессивных считается за рубежом концепция «профессиональной зрелости», разрабатываемая Д.Сьюпером [239]. Выбор профессии автор рассматривает как событие, но сам nponjecc профессионального самоопределения - это постоянно чередующиеся акты выбора. В основе всего этого лежит «Я-концепция» личности как относительно целостное образование, постепенно изменяющееся по мере взросления человека. Из вышесказанного можно заключить, что профессиональное самоопределение - сложная, многоаспектная проблема. В ее рамках к настоящему времени сложилось несколько подходов. Например, социологический подход предполагает рассмотрение сущности профессионального самоопределения в контексте задач, которые перед личностью ставит общество. Социально-психологический подход представлен поэтапным принятием решений личностью с целью согласования собственных предпочтений и потребностей общества в кадрах. Дифференциально-психологический подход связан с формированием индивидуального стиля профессиональной деятельности и «Я-концепции». Анализ психологических источников (Е.А. Климов, Г.В. Кудрявцев, В.В. Чебышева, П.А. Шавир и др.) показывает, что отечественные ученые рассматривают профессиональное самоопределение как существенную сторону общего развития личности. Так, Е.А. Климов пишет: «Стадия профессионального самоопределения подрастающего человека - органичное звено целостного процесса его развития» [74, C. 55]. И. Д. Чечель [218, C. 21] в исследовании проблем социализации и профессионального самоопределении личности выделяет три ведущих направления. Первое из них включает работы гуманистического плана, где приоритетом для профессионального выбора являются особенности личности. Для второго направления характерно выдвижение на первый план интересов общества и государства, обеспечение кадровой политики. В силу актуализации в настоящее время личностно-ориентированной педагогики эти работы потеряли свою значимость и перспективу для практического использования. Третье направление включает исследования, в которых делается попытка совмещения личностно-ориентированного подхода и учета потребностей общества и государства при выборе профессии. В зарубежной практике в течение длительного времени господствовали две самостоятельных теории профессионального самоопределения: диагностическая и воспитательная. Диагностическая теория сводила выбор профессии к определению профессиональной пригодности индивида. Воспитательная теория направлена на подготовку личности к профессиональному самоопределению в соответствии с заранее планируемыми воздействиями. В отечественной педагогике многие проблемы профессионального самоопределения долгое время также рассматривались в рамках воспитательной концепции профессиональной ориентации, основы которой были заложены А.Е. Голомштоком [44] и руководимым им коллективом. Эта концепция, наряду с достоинствами, имела ряд недостатков. По этому поводу В. А. Поляков и С.Н. Чистякова пишут: «Не убедительна и воспитательная концепция профориентации, согласно которой необходимо, чтобы каждый школьник руководствовался осознанным мотивом выбора профессии в соответствии с потребностями в кадрах конкретного региона, города, района. Профессиональные интересы личности не учитывались в качестве приоритетных как в профессиональном выборе, так и в самом социальном заказе на профессионала» [165, С. 34]. Иначе говоря, в системе профориентации на протяжении многих лет доминировала установка на профессиональную сферу, а не на человека, создавалась обобщенная модель профориентации без учета индивидуальных особенностей личности, не осуществлялся дифференцированный подход к учащимся с различными уровнями готовности к профессиональному самоопределению, не учитывался длительный характер развития, только лишь декларировалось положение о том, что личность - это субъект профессионального самоопределения. Основной целью такой профориентации считалось формирование способности к выбору профессии, а не готовности к самоопределению.
Вся работа доступна по ссылке |
|