Быстрый переход к готовым работам
|
Критерии и показатели эффективности формирования профессионального самоопределения подростков в процессе технического творчестваЭффективность любого процесса оценивается с помощью критериев и показателей. Критерий (греч. kriterion) - признак, по которому классифицируются, оцениваются педагогические факты, действия и явления. Критерий является качественной характеристикой эффективности. Количественным выражением критерия являются показатели, с помощью которых можно замерить степени сформированности того или иного критерия. В настоящее время имеются разные подходы к выделению критериев и показателей эффективности формирования профессионального самоопределения школьников. Так, Е.А. Климовым [77, С. 63- 64] обоснованы следующие показатели, характеризующие процесс профессионального самоопределения: - информированность учащихся о существенных сторонах, обстоятельствах, основаниях выбора профессии; - сформированность интересов и склонностей; возникновение специфических взаимоотношений с родителями, товарищами, представителями различных профессий, учителями; - образование новых качественных синтезов в самосознании; построение личных профессиональных планов. Как видим, часть перечисленных показателей характеризует информационно-ориентированную сторону деятельности учащегося, часть -практическую. Некоторые авторы [89; 103] динамической характеристикой профессионального самоопределения считают способность к выбору профессии. Основой ее оценки является классификация и описание профессий по 53 характеристикам, а также представление о трех компонентах образа - «Я»: когнитивном - «Я знаю», эмоционально-оценочном - «Я отношусь», поведенческом - «Я действую». Оценка способности к выбору профессии определяется по следующим показателям: индексу самоанализа; индексу анализа профессии; индексу полноты охвата требований профессии к человеку. При этом общий показатель способности к выбору профессии определяется путем сложения этих индексов и деления суммы на три. Такой подход является модификацией F-теста С. Фукуяны [212, С. 18 - 20]. Следует отметить, что способность к выбору профессии не включает в себя практическую подготовку школьников к реализации профнамерения, что снижает эффективность профориентационного воздействия. Большинство исследователей считают, что с позиций личностного подхода профессиональным критерием эффективности формирования профессионального самоопределения является готовность к нему. Конечно, в младшем, среднем и старшем школьном возрасте закладываются лишь основы самоопределения, окончательное его становление происходит в процессе профессионального обучения и трудовой деятельности под влиянием комплекса факторов социальной среды. Однако нельзя не согласиться с мнением тех ученых (А.Я. Журкина, С.Н. Чистякова и др.), которые считают, что «есть ряд показателей, нравственно-волевых и мотивационных характеристик, для формирования которых оказывается сензитивным определенный этап возрастного развития» [221, с 181]. Если это обстоятельство не учитывается, нарушается преемственность между этапами профессионального самоопределения, что приводит к тому, что значительной части школьников так и не удается достичь необходимого уровня готовности к профессиональному выбору. В психолого-педагогической литературе характеристики готовности человека к выполнению определенной деятельности уделено значительное внимание. Как правило понятие «готовность» определяется сочетанием факторов, отражающих ее различные стороны и уровни. Так, М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович готовность к тому или иному виду деятельности характеризуют как «целенаправленное выражение личности, включающее ее убеждения, взгляды, отношения, мотивы, чувства, волевые и интеллектуальные качества, знания, трудовые умения и навыки» [51, С. 41]. В ряде работ Б.Г. Ананьева, Ю.К. Васильева, А.Г. Ковалева подчеркивается, что готовность является условием успешного выполнения деятельности, избирательной активности, настраивающей личность на будущую деятельность. Одновременно, готовность выступает регулятором деятельности. В литературе выделяется готовность к умственной и физической деятельности (А.Г. Ковалев), психологическая и практическая (Ю.К. Васильев), общая и специальная (Б .Г. Ананьев) готовность. В словаре С.И. Ожегова готовность определяется как состояние, при котором все сделано, все готово для чего-нибудь. Анализ названных и других работ позволяет сделать вывод, что готовность к деятельности является личностным качеством, интегральным выражением всех подструктур личности. Готовность имеет структурное стремление и носит многоуровневый характер. В психолого-педагогической литературе и диссертационных исследованиях достаточно много внимания уделено выявлению сущности готовности к профессиональному самоопределению. Так, А.Д. Сазонов [186, С. 265-266], определяя готовность к профессиональному самоопределению как многогранное психологическое качество, включает в него следующие компоненты: устойчивый профессиональный интерес, степень достоверности информации о предполагаемой профессиональной деятельности; степень привлекательности предполагаемой трудовой деятельности; личная самооценка своего соответствия профессии; потребность в получении профессии; степень уверенности в овладении профессией. М.В. Ретивых [178, С. 33] готовность к профессиональному самоопределению определяет как «интегральное свойство личности, позволяющее осознанно и самостоятельно осуществлять стратегию формирования профессионального выбора и выражающееся в нравственной, психофизиологической и практической готовности к формированию и реализации осознанного профессионального намерения и стремления; результат направленной подготовки и самоподготовки к профессиональному самоопределению; одно из проявлений уровня развития личности школьника». В диссертационном исследовании С.И. Вершинина [31, С.36-37] в понятие готовности к принятию адекватного решения о профессиональном выборе включены следующие компоненты: - мотивационно-ценностный (потребность в осуществлении выбора, обусловленная социально-психологическими детерминантами, развития личности, ведущие мотивы и формируемые на их основе ценности профессиональной деятельности); - личностный (комплекс профессионально важных качеств, уровень субъективного контроля и стиль принятия решения); - операционный (знания, умения и навыки осуществления профессионального выбора). Кроме того, автором выделены высокий, низкий и средний уровни готовности учащихся к принятию решения о профессиональном выборе, дана их качественная характеристика. Целям и задачам нашего исследования в наибольшей степени соответствует подход к определению критериев и показателей готовности к профессиональному самоопределению школьников, обоснованный коллективом авторов под руководством С.Н. Чистяковой [221]. Готовность к профессиональному самоопределению ими определяется как устойчивая целостная система профессионально важных качеств (ПВК) личности. Авторы исходят из того, что индивидуальная стратегия профессионального самоопределения включает три основных блока: образование и самообразование; самопознание; самореализация школьника как субъекта процесса самоопределения. Образование и самообразование выступают в качестве накопления знаний, включающих знания о различных профессиях. Самопознание происходит как в широком плане (образ Я), так и целенаправленно (выявление профессионально важных качеств). Самореализация может осуществляться как активное участие в любых видах деятельности, увлеченность творчеством и конкретной предметной деятельностью. Исходя из этого, выделяются следующие критерии и показатели готовности школьников к профессиональному самоопределению: - когнитивный (знания о профессиях, своих профессиональных качествах, путях профессионального самоопределения); - мотивационно-потребностный (положительное отношение к профессиональной карьере, адекватное отношение к себе как субъекту профессионального самоопределения, творческое отношение к деятельности, способствующей профессиональному самоопределению, оценочные суждения о своих действиях по подготовке к профессиональному самоопределению); - деятельностно-практический (способность к самореализации, пробе сил, ориентация на творчество (креативность), умение получить профконсультацию, способность к самосовершенствованию).
Вся работа доступна по ссылке |
|