У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Критерии и показатели эффективности формирования профессионального самоопределения подростков в процессе технического творчества

Эффективность любого процесса оценивается с помощью критериев и показателей. Критерий (греч. kriterion) - признак, по которому классифицируются, оцениваются педагогические факты, действия и явления. Критерий является качественной характеристикой эффективности. Количественным выражением критерия являются показатели, с помощью которых можно замерить степени сформированности того или иного критерия.

В настоящее время имеются разные подходы к выделению критериев и показателей эффективности формирования профессионального самоопределения школьников. Так, Е.А. Климовым [77, С. 63- 64] обоснованы следующие показатели, характеризующие процесс профессионального самоопределения:

-             информированность учащихся о существенных сторонах, обстоятельствах, основаниях выбора профессии;

-             сформированность интересов и склонностей; возникновение специфических взаимоотношений с родителями, товарищами, представителями различных профессий, учителями;

-  образование новых качественных синтезов в самосознании; построение личных профессиональных планов.

Как видим, часть перечисленных показателей характеризует информационно-ориентированную сторону деятельности учащегося, часть -практическую.

Некоторые авторы [89; 103] динамической характеристикой профессионального самоопределения считают способность к выбору профессии. Основой ее оценки является классификация и описание профессий по 53 характеристикам, а также представление о трех компонентах образа - «Я»: когнитивном - «Я знаю», эмоционально-оценочном - «Я отношусь», поведенческом - «Я действую». Оценка способности к выбору профессии определяется по следующим показателям: индексу самоанализа; индексу анализа профессии; индексу полноты охвата требований профессии к человеку. При этом общий показатель способности к выбору профессии определяется путем сложения этих индексов и деления суммы на три. Такой подход является модификацией F-теста С. Фукуяны [212, С. 18 - 20].

Следует отметить, что способность к выбору профессии не включает в себя практическую подготовку школьников к реализации профнамерения, что снижает эффективность профориентационного воздействия.

Большинство исследователей считают, что с позиций личностного подхода профессиональным критерием эффективности формирования профессионального самоопределения является готовность к нему.

Конечно, в младшем, среднем и старшем школьном возрасте закладываются лишь основы самоопределения, окончательное его становление происходит в процессе профессионального обучения и трудовой деятельности под влиянием комплекса факторов социальной среды. Однако нельзя не согласиться с мнением тех ученых (А.Я. Журкина, С.Н. Чистякова и др.), которые считают, что «есть ряд показателей, нравственно-волевых и мотивационных характеристик, для формирования которых оказывается сензитивным определенный этап возрастного развития» [221, с 181]. Если это обстоятельство не учитывается, нарушается преемственность между этапами профессионального самоопределения, что приводит к тому, что значительной части школьников так и не удается достичь необходимого уровня готовности к профессиональному выбору.

В психолого-педагогической литературе характеристики готовности человека к выполнению определенной деятельности уделено значительное внимание.

Как правило понятие «готовность» определяется сочетанием факторов, отражающих ее различные стороны и уровни. Так, М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович готовность к тому или иному виду деятельности характеризуют как «целенаправленное выражение личности, включающее ее убеждения, взгляды, отношения, мотивы, чувства, волевые и интеллектуальные качества, знания, трудовые умения и навыки» [51, С. 41].

В ряде работ Б.Г. Ананьева, Ю.К. Васильева, А.Г. Ковалева подчеркивается, что готовность является условием успешного выполнения деятельности, избирательной активности, настраивающей личность на будущую деятельность. Одновременно, готовность выступает регулятором деятельности. В литературе выделяется готовность к умственной и физической деятельности (А.Г. Ковалев), психологическая и практическая (Ю.К. Васильев), общая и специальная (Б .Г. Ананьев) готовность.

В словаре С.И. Ожегова готовность определяется как состояние, при котором все сделано, все готово для чего-нибудь.

Анализ названных и других работ позволяет сделать вывод, что готовность к деятельности является личностным качеством, интегральным выражением всех подструктур личности. Готовность имеет структурное стремление и носит многоуровневый характер.

В психолого-педагогической литературе и диссертационных исследованиях достаточно много внимания уделено выявлению сущности готовности к профессиональному самоопределению. Так, А.Д. Сазонов [186, С. 265-266], определяя готовность к профессиональному самоопределению как многогранное психологическое качество, включает в него следующие компоненты: устойчивый профессиональный интерес, степень достоверности информации о предполагаемой профессиональной деятельности; степень привлекательности предполагаемой трудовой деятельности; личная самооценка своего соответствия профессии; потребность в получении профессии; степень уверенности в овладении профессией.

М.В. Ретивых [178, С. 33] готовность к профессиональному самоопределению определяет как «интегральное свойство личности, позволяющее осознанно и самостоятельно осуществлять стратегию формирования профессионального выбора и выражающееся в нравственной, психофизиологической и практической готовности к формированию и реализации осознанного профессионального намерения и стремления; результат направленной    подготовки    и    самоподготовки    к    профессиональному самоопределению; одно из проявлений уровня развития личности школьника».

В диссертационном исследовании С.И. Вершинина [31, С.36-37] в понятие готовности к принятию адекватного решения о профессиональном выборе включены следующие компоненты:

-        мотивационно-ценностный (потребность в осуществлении выбора, обусловленная социально-психологическими детерминантами, развития личности, ведущие мотивы и формируемые на их основе ценности профессиональной деятельности);

-        личностный (комплекс профессионально важных качеств, уровень субъективного контроля и стиль принятия решения);

-         операционный (знания, умения и навыки осуществления профессионального выбора).

Кроме того, автором выделены высокий, низкий и средний уровни готовности учащихся к принятию решения о профессиональном выборе, дана их качественная характеристика.

Целям и задачам нашего исследования в наибольшей степени соответствует подход к определению критериев и показателей готовности к профессиональному самоопределению школьников, обоснованный коллективом авторов под руководством С.Н. Чистяковой [221].

Готовность к профессиональному самоопределению ими определяется как устойчивая целостная система профессионально важных качеств (ПВК) личности.

Авторы исходят из того, что индивидуальная стратегия профессионального самоопределения включает три основных блока: образование и самообразование; самопознание; самореализация школьника как субъекта процесса самоопределения.

Образование и самообразование выступают в качестве накопления знаний,   включающих   знания   о   различных   профессиях.   Самопознание происходит как в широком плане (образ Я), так и целенаправленно (выявление профессионально важных качеств). Самореализация может осуществляться как активное участие в любых видах деятельности, увлеченность творчеством и конкретной предметной деятельностью.

Исходя из этого, выделяются следующие критерии и показатели готовности школьников к профессиональному самоопределению:

-  когнитивный (знания о профессиях, своих профессиональных качествах, путях профессионального самоопределения);

-          мотивационно-потребностный (положительное отношение к профессиональной карьере, адекватное отношение к себе как субъекту профессионального самоопределения, творческое отношение к деятельности, способствующей профессиональному самоопределению, оценочные суждения о своих действиях по подготовке к профессиональному самоопределению);

-  деятельностно-практический (способность к самореализации, пробе сил, ориентация на творчество (креативность), умение получить профконсультацию, способность к самосовершенствованию).

 

 

Вся работа доступна по ссылке

https://mydisser.com/ru/catalog/view/36510.html  

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.